Благодарение или кощунство?

Авторы:


Колонка редактора, Самое главное
Темы: , , , , , , , .

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести 

Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного.

Семён Альтов

Ирина Дмитриева

Ирина Дмитриева

Апостол Павел в числе других симптомов последних времён называл и человеческую неблагодарность (2 Тим. 3, 2). Если верить опросу якутских студентов, конец света в ближайшие дни нам не грозит – большинство считает себя людьми благодарными. Настораживает другое: почти половина опрошенных искренней, хотя и молчаливой, благодарности предпочитает вежливое «спасибо».

Вот смотрите, в евангельской притче о десяти прокажённых только один исцелённый возвратился к Иисусу, чтобы Его поблагодарить. Почему? Может, потому, что Господь не давал такой заповеди, не сказал им прямо и точно: «Когда исцелитесь, придите и поблагодарите Меня». Наверняка, если бы Спаситель научил прокажённых, как им правильно себя вести, половина бы пришла, чтобы выразить свою благодарность. А уж если бы Христос припугнул: «К тому, кто не придёт и не поблагодарит, болезнь вернётся снова», прибежали бы все, и все поклонились бы Ему в ножки. Но благодарным, действительно благодарным, при этом был бы всё тот же – один.

Не так ли и мы… Нас научили (кого-то лучше, кого-то хуже):

В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх…

Нам объяснили, что, когда тебя угощают леденцом, следует сказать: «Спасибо!» Иначе люди подумают, что ты плохо воспитан, и от них не добьёшься того, чего хочешь, одним словом, тебе никогда больше не купят конфет… И большинство из нас, следуя инструкциям, «спасибо» говорит. Но насколько мы при этом искренни? Умеем ли мы благодарить? Умеем ли принимать благодарность? «Ну зачем! Не стоило беспокоиться! Да мне это не нужно! Сколько трат!» – такая благодарность вам знакома? И это вслух! А что там – про себя?.. Сквозь зубы цедим мы порой слова благодарности, полагая при этом, что сами-то заслуживаем гораздо большей.

Пожалуй, я присоединюсь к тому большинству, которое считает, что лучше уж вежливое «мерси», чем искреннее ничего… Формальности нужны людям, это правда. Но не нужны Богу – Он смотрит в человеческое сердце.

 

Нечестные ежи

 Благодари Господа за всё в жизни; ибо и доброе, и тяжёлое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения.

Игумен Никон (Воробьёв)

Понятно, что атеистам просто некого благодарить за удачи, кроме случая, мамы с папой, друзей-товарищей или самих себя. В этой своей благодарности они бывают чрезвычайно искренними (знаю по собственному опыту) и гораздо ближе к Богу, чем иные лицемерные христиане (к сожалению, и опыт фальшивого благодарения мне не чужд). Но в чём же наше лицемерие?

Во-первых, многие из нас (и автор этих строк отнюдь не исключение), даже зная Бога и понимая, что мы обязаны Ему всем: и своей земной жизнью, и открывшейся небесной – то и дело «забывают» Творца поблагодарить, особенно за «плохое».

Марина Журинская, главный редактор богословского журнала «Альфа и Омега», рассказала живую басню: «В компостной куче на дачном участке по ночам добывают себе пропитание ежи. Проходящему мимо человеку достаётся полная порция яростного фыркания и злобных взглядов: честный ёж трудится в поте лица, а тут мешают. Ежу никак не объяснить, что «честный ёж» подбирает то, что оставил ему человек. Но может быть, человеку всё-таки можно объяснить, что всё доброе он получает от Бога, а всё дурное – в конечном счёте от себя?»

Не уверена. Ведь христиане знают правильный ответ на вопрос святителя Феофана Затворника: «Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас?» Но когда наваливаются «вдруг» горести, потери, болезни, разве мы принимаем их с благодарной радостью, разве помним, что «всякая скорбь, всякая теснота и труд посланы, чтобы усилить жизнь нашего духа, который научается благодарить за то, что заставляло нас плакать, потому что это же самое научило нас хвалить»? Мы забываем и Священное Писание, и слова святых, которые учат нас благодарить Бога за всё.

 

Проверка связи

 Кто не благодарит за малое, тот и в большем лжив и неправеден.

Преподобный Исаак Сирин

Меня поразила мысль замечательного богослова ХХ века, протоиерея Александра Шмемана о том, что «признаком» (лучше же сказать – присутствием, радостью, полнотой) знания Бога, то есть знания-встречи, знания-общения, знания-единства (в отличие от знания о Боге), является благодарение: «Как невозможно знать Бога и не благодарить Его, так невозможно и благодарить Бога, не зная Его… Если вся жизнь Церкви есть, прежде всего, один сплошной порыв хвалы, благословения и благодарения, если благодарение это возносится и из радости и из печали, из глубины как счастья, так и несчастья, из жизни и из смерти, если само надгробное рыданье претворяется им в хвалебную песнь «Аллилуйя», то это потому, что Церковь и есть встреча с Богом, совершившаяся во Христе…»

Это значит, что именно благодарностью проверяется подлинность моей веры. Если я молюсь на литургии, если дерзаю причаститься Тела и Крови Христовых и не чувствую при этом благодарности Господу в том числе и за все те терзания и страдания, которые обрушились на мою бедную голову, а тем более, если вообще отказываюсь причащаться – я лгу Богу.

девушка целует крест

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Потому что главное Таинство Церкви, сердце духовной жизни православного христианина – это Таинство Евхаристии или благодарения, Таинство пришествия воскресшего Господа, встречи и общения с Ним «за Его трапезой, в Его Царстве…» И если я не благодарю Бога за всё, или Таинство Причастия совершается в моём присутствии, но без моего участия, то это знак, что я обращаюсь к Тому, Кого не знаю, Кого не вижу.

Мы духовно слепы, вот почему плохо получается у нас благодарить Бога за боль. Священное Писание говорит, что придёт время, когда мученики станут перед лицом Господним и скажут: «Ты был прав во всех путях Твоих». Но «чтобы благодарить теперь за страдания, чтобы благодарить теперь за скорбь земли, – объяснял митрополит Антоний Сурожский, – надо уже её видеть прославленной, надо уже прозреть победу Господню, иначе наше благодарение кощунственно и мы не благодарим, мы бессильны благодарить, потому что мы не живём тем Царством, о котором молимся».

 

Невозможное человеку

 Куда ни посмотрю сердечными очами – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Есть лишь один способ поблагодарить Бога – причаститься Его Тела и Крови, чтобы Жертва Христа была ненапрасной в отношении каждого из нас. Но «только если мы способны принять дар с совершенной благодарностью и совершенной радостью, наше участие в Евхаристии будет подлинным; только тогда Евхаристия становится наивысшим выражением нашей благодарности, – говорил владыка Антоний. – Но благодарность трудна, потому что она от нас требует надежды, любящего сердца, способного радоваться дару, и совершенного доверия к дающему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не поработит. Вот почему изо дня в день мы должны врастать в эту способность любить и быть любимым, способность быть благодарным и радоваться…»

Да, благодарность трудна. «Это не просто нейтральное нравственно-психологическое нормальное человеческое качество, а факт и акт веры», – пишет протоиерей Владислав Свешников. И потому, с его точки зрения, благодарность требует религиозной, христианской, православной переработки души – преодоления себя, борьбы с собою. А ещё – практики жизни, живого опыта… «Надо искать в самих себе не того, за что нужно благодарить, – всё, что случается, должно бы стать источником благодарения, – надо искать, как преодолеть себя, как противостать своей самости, которая видит беду там, где её нет, и не видит повода для благодарности там, где он есть!»

Получается, что настоящей благодарности, как и любви, нельзя научиться, её можно только стяжать, обрести, получить в дар от Того, к Кому мы восходим на каждой литургии, потому что, по слову игумена Никона (Воробьёва), «не жалеет Господь ничего, особенно для тех, кто стремится к Нему, кто старается исполнить Его слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе как о нарушении Его воли, как бы невнимании к Нему, неблагодарности и нелюбви к Нему».

Лишь тогда мы станем способны благодарить Бога тем благодарением, которое поёт Церковь Христова, которое выражено в таинственной и дивной Евхаристии, в Божественной литургии. Лишь тогда мы сможем всю жизнь превратить в благодарение.

 

Ирина ДМИТРИЕВА