Как козлёночку стать Иванушкой

или Когда соборование не врачует

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Люди приходят на соборование для того, чтобы исцелиться. Но не является ли это со стороны некоторых из них попыткой обмануть Бога, и если да, то чем она может кончиться?

Насколько я пониманию, Таинство Елеосвящения имеет целью излечение от болезней, которые даются по грехам. Причём, это те прегрешения, которые человек не видит в себе или забыл и лишь по этой причине их не исповедовал, а потому благодать святого Причастия их как бы не «прижгла». Остался грех – осталась вызванная им болезнь. Тогда по молитвам собравшихся священников и мирян чудо исцеления и происходит – если не физическое, то непременно духовное, когда Господь даёт силы легко и с радостью жить и нести болезнь.

А если человек не то что на исповедь – в церковь-то не приходит, а потом является на соборование в надежде получить прощение за грехи, в которых он даже не хочет каяться… Будет ли такое прощение получено?

Анна.

Тут есть несколько фундаментальных моментов нашей жизни. Первое – по силе присутствия Бога не существует ничего выше Евхаристии. В полной мере мы принимаем Бога именно в Таинстве Причастия.

Второе. Бог в нас без нас ничего не делает. Однозначно. Ничто в Церкви не бывает механически, как в медицине, к примеру: если ранку йодом помазал – обязательно произойдёт дезинфекция. В Церкви нет магии, чисто автоматически Таинства не действенны, ничто не совершается без веры и покаяния. Вера – уверенность в истинности и милости Бога, готовность принять от Него всё, что бы Он ни послал. Покаяние – искреннее осознание своей греховности: «Господи, по моей жизни мне больше страдать должно!» Это необходимый минимум, без которого Бог нам помочь не сможет (желания быть бодрым и здоровым мало).

23_2009_13_7

В магии и сказках так бывает: прочитали что-то, чем-то напоили – стал козлёночек Иванушкой. В православии иначе. Отношения человека и Бога – это соработничество: мы вместе с Ним трудимся над моим несовершенством, где соборование – одно из многих общих с Богом дел, основной смысл которых: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф. 6, 33). Тоска по Богу, Его красоте, поруганной во мне, – вот что вводит человека в поток Божией благодати.

Любое Таинство, совершаемое без веры и покаяния, может стать для нас губительным: и соборование может усугубить болезнь, и на исповеди могут грехи не отпуститься, и даже Причастие при всей его потрясающей силе, по словам апостола Павла, может быть нам в осуждение, болезнь и смерть. А уж если Причащение Святых Христовых Таин при определённых условиях, как теперь говорят, «не работает», тем более – соборование.

 

Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела освящённым елеем (маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая телесные и духовные немощи. Его ещё называют соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Елеосвящение – это вовсе не последнее напутствие перед кончиной, а Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу Царства Божия.

Апостолы, посланные Христом, «проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мр. 6, 12-13). Священники получили от Господа власть обновлять приток евангельской благодати в человеческие души. Соборная молитва разрушает греховные преграды, недоступные личному покаянию христианина.

Соборуясь, человек получает прощение грехов. «Не тех, которые необходимо исповедовать в Таинстве покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать, – объясняет протоирей Валентин Асмус. – Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это всё равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в Таинстве елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в Таинстве соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении елеосвящения, и такие чудесные исцеления, действительно, нередко происходят после него. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать Таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней».

 

То, о чём Анна пишет, – страшная беда нашего времени, да, наверное, и не только нашего, когда языческое переживание мира, себя и Творца нагло вторгается в церковную жизнь. Это язычество стопроцентное – сделать что-то внешнее и тешить себя иллюзиями, что внутреннее уже совершено. А ничего не происходит. Может быть так: причастился – заболел и умер, исповедовался – и скрутило, а ещё после смерти в Вечности оказался вне Бога. Если человек не положил начало покаянию, Богу нам и помогать-то не в чем, нет точки, куда бы Он своей благодатной силой мог опереться, чтобы нас подтолкнуть.

23_2009_13_3

Вглядитесь в лица присутствующих на соборовании: во многих ли глазах живёт укоренившаяся долгая и тяжёлая боль, с которой человек сжился в смирении и доверии Христу? Не чаще ли наталкиваешься на уверенный, спокойно-деловой взгляд, характерный для здоровых людей? Попробуйте спросить пришедших собороваться: «Кто (что) для тебя Бог? Зачем Он тебе? Что ты готов отдать Ему? Что больше именно сейчас мешает тебе быть с Ним «на ты»? Ответы (чаще их отсутствие по причине непонимания вопросов) потрясают до холодной боли в груди…

Мы идём за дарами к Тому, Кто в лучшем случае для нас на втором плане, а чаще в повседневной жизни нам до Него вообще нет дела – «…Ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 34). Господь по-прежнему «нищий, ожидающий от нас небольшую милостыню любви».

Очень редко я видел случаи, когда человек получал полное исцеление после соборования, то есть вот так, чтобы болел – и перестал, дальше живёт здоровым. Только там, где для христианина Бог и Его правда становятся самым желанным (пусть и в болезни), случается чудо встречи с Творцом. Таких примеров немного, но они, слава Богу, есть. Это происходит с теми, кто болезнь свою принял: «Господи, буду терпеть! Я приду, пособоруюсь, а Ты, насколько возможно, облегчи мою боль». Обычно исцеление происходит с теми, кто не ставит целью излечиться, кто хочет стать ближе к Богу, потому что, например, ожидает скорой смерти.

Знаю такой случай. Женщина умирала, уже гроб заказали. Священник пособоровал (но там вся семья во время Таинства молилась), и она на второй день встала, хотя долго прикована была к постели. Человек принял болезнь как данность: «Господи, я Тебе верю, Ты дал болезнь, её надо нести, только прошу Тебя, пошли мне силы всё достойно претерпеть, завтра могу умереть. Прости меня!» А Господь восставил её. Вот в таких людях я видел силу действия Божией благодати. Всмотритесь в это: какая пронзительная сила веры, красота жизни и умирания, свет встречи с Творцом.

23_2009_13_2

Кардинальное исцеление не надо путать с некоторым физическим облегчением, которое бывает почти у всех. Часто говорят: «Я на соборовании был, и после легко как-то стало». Естественно, ведь это Таинство, во время которого благодать Божия изливается особо. Но насколько ты её сохранишь, и какие будут последствия? Я знаю людей, которые на протяжении долгих лет соборуются, и что в духовном отношении – никаких перемен, что в физическом – ходят и охают.

Что соборование?! Человек, причащаясь, принимает в себя Источник всех Божественных энергий, Самого Бога со всей Его Любовью, Красотой, Силой, в том числе той, которая проявляется в соборовании. Ты причащаешься каждый месяц, и что из себя представляешь? Где твоя радость и любовь, обращённая на людей? Ты даже в храме Божием разговаривать доброжелательно не можешь.

Правильно Анна рассуждает, в Писании об этом сказано – болезнь, страдание вошли в мир через грех. И если человек не положил основания борьбы с грехом, не о чем говорить. Только моя воля может хоть как-то его всколыхнуть, потом уже Господь, конечно, будет помогать. Пока человек ищет решения проблем своего физического здоровья или любых других вне себя, ему никто не поможет – весь мир ему не поможет, Сам Бог не поможет. Он умрёт в боли, неудовлетворённости, в кризисе, и понятно, что за порогом этого мира его ждёт.

23_2009_13_5

Язычество в Церкви проявляется ещё и в том, что мы пытаемся даже наше почитание святых вместить в схему пантеона богов (один – «от зубов помогает», другой «глаза лечит»). Этим проще оперировать, это к меньшему обязывает, больше сулит вроде бы. Предлагает лёгкое решение серьёзных проблем. И человек доходит до невменяемости. Он может десятки лет жить якобы православной жизнью без всякого результата. Сама церковная жизнь превращается не в стремление быть рядом с Богом, а в желание выполнить форму, обряд – за этим нет уже жажды обрести покаяние, смирение, Христа научиться слышать.

Дай нам, Господь, вжиться в Твою Правду, поставить Небесное над земным, вечное над временным, и каждый здесь что-то сделать может.

 

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Соборное послание святого апостола Иакова. Гл. 5.

 

14 Ким ыалдьар, ол Церковь пресвитердарын ыҥырдын, оччоҕо кинилэр кэлэн ыарыһаҕы елей арыынан сотон баран, кини туһугар Айыы Тойон аатынан үҥтүннэр. 15 Итэҕэл үҥүүтэ ыарыһаҕы үтүөрдүө, Айыы Тойон кинини сүһүөҕэр туруоруо, аньыыны-буруйу оҥорбут буоллаҕына, онто бырастыы буолуо.

Сибэтиэй Иаков апостол илдьит суруга. 5-с түһ.

 

Протоиерей Михаил ЗАЙЦЕВ