Клубное движение в нашу сторону

Авторы:

и


Званый гость
Темы: , , , , , , , , , .

Есть широко распространённое мнение, дескать, православный человек – затюканный жизнью неудачник, который по невежеству своему ищет утешения в религии.

Наш сегодняшний гость – красивый, умный, великолепно образованный, здоровый, весьма и весьма успешный менеджер. Он – заместитель директора по экономике и финансам Федеральной сетевой компании, производящей 70% всего капитального ремонта сетей и подстанций и 95% всей диагностики оборудования РАО «ЕЭС России».

«Духовная же моя работа, ради которой я пришёл в этот мир, – говорит наш гость, председатель правления Российского клуба православных меценатов Андрей Поклонский, – это организация клубного движения православно ориентированного бизнеса, которое в настоящее время стало уже международным».

 

Клуб по необычным интересам

— Андрей, когда в поисковой системе интернета я набрала слово «клуб», в ответ выскочили несколько ссылок на фитнес-клубы, парочка на бойцовские, ночные, женские и прочая… Клуб меценатов, да ещё и православных – что это?

— Это международная общественная организация, которая объединяет православных бизнесменов с одной самой главной целью – социальное служение и уменьшение социальной напряжённости в обществе. У нас 15 филиалов уже открыты, 30 в стадии формирования в каждом федеральном округе и четыре зарубежных клуба. Мы не фонд, не секта, не место для зарабатывания, «отмывки» или перераспределения денег, мы не собираем средства – мы их даём. Члены клуба зарабатывают деньги в одном месте, на своей работе, и вкладывают их в другое.

21_2008_18_poclonskii

— Какое?

— Этим местом является Россия.

— А конкретнее? Что Вы можете предъявить?

— Помощь огромному числу физических лиц, Детским домам, Матери-Церкви. Реализация грандиозных православных международных проектов. Их у нас несколько и много небольших, локальных программ.

— И всё на свои деньги?

— Да. Финансировать наши проекты могут только члены клуба. Это клуб по интересам, можно сказать, элитный клуб, который объединяет людей, обладающих достаточными ресурсами. Мы не партия. В политику мы не лезем принципиально.

— Раз клуб элитарный, в него не каждый может попасть?

— Клуб строится на пяти основных принципах. Первый из них – это закрытость. Мы принимаем в свои ряды людей, которые отвечают трём основным требованиям. Человек должен быть, во-первых, православным, во-вторых, бизнесменом, в-третьих, меценатом. Мы не учим благотворительности, не учим помогать ближнему, мы объединяем людей, которые уже пришли к этому.

Члены клуба – те, кто уже понял: всё, что у тебя в этом мире есть, ты здесь и оставишь. У гроба карманов нет, как говорят батюшки, окормляющие наше клубное движение. Мы – группа единомышленников, успешных бизнесменов, которые не хотят разменивать вечность с Богом на 60 лет своей земной жизни, в 2003 году открыли одну из первых общественных организаций в России, имеющую в своём названии слово «православный».

— А почему именно православный? И значит ли это, что вы помогаете только православным людям?

— Нет, конечно. Мы помогаем людям вне зависимости от национальности или вероисповедания. Для нас нет разницы, кто к нам обращается – православный, иудей или мусульманин. Но мы не колосс на глиняных ногах, у нас есть чёткая идеология – наша вера. Поэтому у членов клуба нет никаких противоречий друг с другом.

Писатель Василий Дворцов, советуя девочке, как выбрать в мужья настоящего мужчину, говорит, что у него должны быть три никогда не обсуждаемых, не подлежащих переоценке предмета для беззаветного служения – вера, Отечество, дело. Эти три вещи являются основой его бытия. И только с таким человеком девушка может познать счастье быть мужней женой.

— О дружбе это тоже можно сказать?

— Во всяком случае, объединять нас начало именно православие.

 

Принципы элиты

— Что ещё для вас принципиально?

— Независимость. Да, мы молимся за нашего президента (потому что он Богом нам послан), но не зависим ни от политических партий, ни от администраций, ни от церковных властей, поскольку на все наши проекты получаем благословение Святейшего Патриарха. Иначе вряд ли нам удалось бы так хорошо продвигаться в регионы России. В нас бы сразу же увидели очередной проект кремлёвской администрации или какой-то партии.

21_2008_18_3

Третий постулат – действенность. Мы не стонем: «Там плохо, сям плохо», а делаем реальные дела. Ядро клуба – профессионалы в сфере управления, финансов и маркетинга – элита российского бизнеса. Мы не привыкли ждать, когда к нам придут с предложениями, мы научились быть активными.

Четвёртый принцип – объединение усилий. Если бы мы не аккумулировали наши ресурсы, то не смогли бы осуществить ни один из международных проектов. Бюджет только одного из них «Мерная икона» – более 35 млн рублей (на начало 2008 г.).

Пятый – информационная поддержка. Для реализации наших проектов мы пользуемся всеми возможностями современной техники, информационных технологий и коммуникаций. Мы формируем гражданский авангард российских православных предпринимателей. И люди узнают о бизнесменах, гражданская позиция которых понятна.

— С одной стороны, меняется отношение к богатым, а с другой – православный предприниматель открывает новые возможности для реализации себя как христианина?..

— Нам много раз говорили, вы вспомните «зазывалки»: «Зачем вам это? Раз вы православные, то должны упасть на колени и молиться Богу. А мы будем управлять вами и делать весь бизнес». Это категорически неправильная позиция. Мы должны быть сильными. Как мы сможем помогать ближнему, если у нас не будет средств? Сами встанем с протянутой рукой перед дядями, которых направляет совсем другая энергия? Нас тогда просто раздавят, как мух. Человек, который хочет что-то изменить в этом мире к лучшему, должен быть сильным, иметь бизнес, позволяющий хорошо зарабатывать, чтобы делать добро. Нам пензенские пещеры не нужны. В кого эти несчастные фанатики себя и своих детей превратили? В стадо, покорно ждущее смерти. Да, мы умереть готовы! – но за Родину, если враг придёт, и за Христа.

— Андрей, Вы так свободно об этом рассказываете. Когда я работала над номером, многие наши православные благотворители категорически отказывались отвечать на вопросы, «светиться», как они говорили, ссылаясь на евангельскую заповедь: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3).

— У нас этот принцип реализован на 100%! Никто не знает, КТО из членов клуба и ЧТО жертвует. Мы не пиарим себя, и открыто заявляем о своих проектах только для того, чтобы примеры дел наших откликнулись в сердцах людей, ещё не знающих, но ищущих Бога. Если о клубе в России слышали многие, то только благодаря реализованным проектам. Никаких лозунгов, зазывалочек, баннеров, спец-интервью.

 

Безмерная роль мерной иконы

— Кстати, о проектах, Вы упомянули о мерной иконе…

— Такое название икона получила благодаря традиции написания образа святого, именем которого нарекался ребёнок, на доске, высота которой в точности соответствовала росту младенца при рождении. Малыш как бы получает духовный паспорт. И над кроваткой, незримо его оберегая, висит образ Небесного покровителя.

— Вы сказали, это очень дорогой проект. На что пошли деньги?

— На исследования, изучение истории мерной иконы, на её популяризацию, международные выставки, которые идут по Европе. На некоторых сайтах (даже не знаю, как добрым словом их описать), ну, скажем мягко – извращенцев, появилась информация, что мы сами придумали историю про мерную икону. И клуб показал на этих выставках не только современные мерные иконы, но и старинные, XVI – XVII веков литографии на холстах, списки потрясающие, с указанием того, кому они принадлежали.

21_2008_18_4

В летописях мы нашли огромное количество данных об этой традиции, которая существовала на Руси и прервалась, как многие другие, в начале XVIII века, когда в результате петровских реформ Церковь стала институтом государства и начала управляться царскими указами. В проекте было задействовано более 300 человек – искусствоведов, богословов, художников-иконописцев. Мы напечатали буклеты, брошюры, выпустили фильмы и возродили традицию, в которой увидели защиту наших детишек.

— В чём Вы увидели защиту?

— Уже зафиксировано большое количество исцелений. Одна из мастерских, принявшая название «Мерная икона», на своём сайте (http://www.micon.ru/), в подразделе «Чудотворная сила икон» размещает письма людей, рассказывающих о благотворном влиянии иконы на детей. Конечно, сама она никаких чудес не творит, исцеления даются, во-первых, по вере людей, а во-вторых, источник любого чуда – Господь. Но мать поверила, что икона поможет, приобрела её в одной из мастерских, и чудо случилось, потому что через образ произошёл возврат женщины к Богу.

Мы нацеливали наш проект на донесение информации о традиции мерных икон именно тем людям, которые считают себя христианами, но крайне редко заходят в церковь. Подтверждение этому – статистика: 70% приобретённых мерных икон – это первая икона в доме! То есть с Божией помощью происходит воцерковление огромного количества людей. Отсюда и чудеса исцеления – люди через икону приходят к Богу.

Вспомните притчу о блудном сыне. Когда старший сын возмутился тем, что отец устроил пир для вернувшегося в отчий дом младшего сына, прокутившего свою долю наследства с блудницами, тот объяснил: «Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Мф. 15, 11-32). Так вот, когда человек душой оживает, возвращается благодаря своей вере к Богу, Отец Небесный щедро дарует чудеса исцеления ему и его детишкам. Слава тебе, Господи!

 

Чем больше храмов – тем меньше тюрем

— Андрей, мне кажется, ваш проект «Обыденные храмы» очень актуален именно для Якутии. Расскажите о нём, пожалуйста.

— Это уникальный международный проект. Благословляя его, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II написал: «Я надеюсь, что все епархии, администрации краёв и областей откроют двери навстречу этому проекту». Мы возрождаем ещё одну забытую традицию. В 1653 году был построен последний обыденный храм.

— Что такое «обыденный»?

— «Об» переводится как «один» – один день. Храм строился за 24 часа. Утром рубили лес, а через сутки в храме шла Божественная литургия. В чём сакральный смысл этого проекта? В былые времена построить храм за один день возможно было только всем миром, когда каждый приносил что мог: богатый купец – деньги, бедняк – дощечку, взрослые люди отдавали свои силы на строительстве, детишки подносили строителям воды попить. Народ считал храм СВОИМ.

21_2008_18_2

— Где сегодня в России можно реализовать такой проект?

— Обыденный храм предназначен, прежде всего, для новостроек. Он очень просто оформляется, это временное сооружение, нет никакой геоподосновы, не надо брать сотни разрешений. Он простоит до тех пор, пока несколько микрорайонов не соберут деньги, чтобы построить большой каменный храм – а это по опыту минимум пять лет. Но в обыденном храме уже литургия идёт, осеняя пространство светом Божественной любви! И как результат этого – уменьшение агрессии, преступности и вообще зла в нашем мире.

— Но обыденный храм тоже денег стоит…

— 2 млн. 100 тыс. – бюджет 49-метрового храма с иконостасом. Стометровый – 4,5 млн. Это себестоимость. Тут никто ничего не зарабатывает. Мы рассчитываем на то, что независимые производственно-строительные компании, специализирующиеся на работах с деревянным брусом, нас очень поддержат.

— Почему, Вы считаете, так важно не ждать всего-то несколько лет, пока будет построен храм на века?

— Небольшой храм появится в спальном микрорайоне, и молитва уже пойдёт за всех, кто там живёт. Подросток, выходящий вечером, чтобы выпить «Джин-тоник», уже меньше матом будет ругаться. Храм, даже сам вид его, гармонизирует нашу жизнь. Главный девиз этого проекта: «Защита и забота». Защита детей от агрессии, существующей на улице и телеэкранах; забота о бабушках, чтобы вышли из дома – и помолились.

Такие храмы должны работать до позднего вечера или круглосуточно, чтобы люди, возвращаясь с работы, могли зайти в храм, свечку за близких поставить, за начальство своё помолиться, за подчинённых. Мы рассчитываем, что общины будут действенные, а священники станут для своих прихожан настоящими батюшками. И очень надеемся, что с помощью этого проекта нам удастся внести в наш мир свет, добро, любовь. Как сказал Святейший Патриарх: «Чем больше храмов, тем меньше тюрем».

— Андрей, я понимаю, как важно, чтобы бабушка из отдалённого микрорайона не тащилась в центр города к храму, но у нас в республике много мест, из которых хоть бабушке, хоть молодому человеку попасть в храм практически невозможно. Для этого нужно купить билет на самолёт за 8-14 тыс. (в одну сторону) и прилететь, например, в Якутск. Нет ли у вас планов построить обыденные храмы в наших улусах, не с этой ли целью вы сюда приехали?

— Дай Бог, чтобы такой проект осуществился. Я в Якутске встречался с весьма достойными людьми из строительных компаний и надеюсь, они поддержат наше движение, а, может быть, даже решатся создать региональное отделение нашего клуба. Мы всячески им поможем и проектами, и методическими рекомендациями. А если увидим, что проект является геополитическим, то поддержим и финансами.

Вторая цель – участие в медиапроекте «В кругу семьи», который привёз сюда продюсер Александр Ковтунец, член правления клуба, на Пасхальный фестиваль «Золотые купола». Клуб поддерживает этот проект.

— То есть Вы готовы помочь, но должны увидеть инициативу?

— Мы в подарок храмы не строим. Это слишком дорого. К тому же, люди такими дарами «наелись». Идёт человек, видит – красавец храм стоит, и говорит: «О, богатеи тут настроили на ворованные деньги, грехи замаливают». Многие так считают, к сожалению. Хотя понятно, что храмы возводятся на пожертвования от чистого сердца. Но когда сам этот человек даст тысячу рублей, он никогда так не скажет. Даже тот, кто рубль даст, станет считать храм своим.

Естественно, помощь будет оказана только тем общинам, которые уже выбрали старосту и имеют благословение от правящего архиерея. Вот когда мы увидим биографию руководителя прихода, его готовность к работе, тогда и вышлем ему проект, ведь это 10-15% стоимости храма. Староста выберет, какой из храмов он хочет у себя построить, и мы бесплатно передадим буклеты, постеры, смонтируем фотографии с изображением будущего храма на местности, чтобы можно было распространить это по организациям, собрать деньги.

У нас нет задачи застроить страну храмами, мы хотим сподвигнуть на это самих людей. В России, по официальной статистике, 65-70% православных – две трети населения. Страшно, что в храм заходят раз в год всего 8% и только 5% регулярно участвует в Таинствах Церкви. Огромное количество считающих себя православными таковыми не являются. И мы рассчитываем, что участие в нашем проекте как раз приведёт таких людей в Церковь по-настоящему.

Веруешь? – покажи свою веру из дел своих. Хорошо, если ты стоял на коленях, молился, слава тебе Господи! Однако полностью жизнь свою молитве посвящают монахи. Пока ты в миру, пока у тебя есть семья, работа, люди, зависимые от тебя, ты должен чувствовать за них ответственность. Чтобы получить благословение на монашество, надо быть свободным от всех мирских обязательств. И до молитвенного подвига ещё дорасти.

— Но можно ли поднять современного россиянина на такое дело?

— Да, и успех первого этапа проекта это доказал. В столице Кузбасса Кемерово за одни сутки – с 6 на 7 апреля – был построен первый в России обыденный храм в честь великомученицы Варвары высотой почти 20 м, площадью 100 кв.м. Его освятил епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх.

21_2008_18_m2

— Как всё происходило?

— Потрясающе! Только каждый седьмой был профессиональным строителем. Я с друзьями тоже крутил гайки на высоте 15 метров. Жители близлежащих домов, студенты, дети помогали. Священники молились, чтобы никто не упал. Всё прошло хорошо, слава Богу, и в 11 часов началась Божественная Литургия.

Второй этап у нас запланирован на Рождество Пресвятой Богородицы. Мы хотим за один день, 21 сентября, возвести храмы в столицах трёх православных государств – Москве, Киеве, Минске. Святейший Патриарх благословил наш проект. А третьим этапом на Введение во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2008 г., планируем поднять за один день семь храмов в семи федеральных округах России. Якутия может подключиться к нашему движению на любом этапе.

 

Меняя сознание

— Андрей, Вы говорили, что одно из направлений вашей деятельности – социальная сфера. Откровенно говоря, у меня такой скепсис по этому поводу! Я вижу, что часто о помощи просят как раз те, кто и без неё смог бы со своими проблемами справиться. Появились профессиональные просители, знающие, как правильно составить бумаги, чтобы им не отказали, а когда другой человек, действительно нуждающийся, но «неумелый», преодолевая стыд, обращается к спонсорам, ему отказывают. Как вы думаете, может ли благотворительность принести вред?

— Ваш вопрос в точку. Клуб как общественная организация прошёл три этапа. Начал со строительства храмов. Мы и сейчас это делаем, но пришло понимание: храм-то мы построим, но надо, чтобы туда кто-то пошёл. Поэтому на втором этапе клуб начал помогать нуждающимся. Но в какой-то момент мы поняли, что социальная помощь на постоянной основе иногда вызывает чувство апатии, иждивенческие настроения и нежелание хоть что-то делать самому.

Хотя, подчёркиваю, по-настоящему нуждающимся мы помогаем. У нас целый проект – «Дар Божий», возглавляемый композитором Григорием Гладковым, – в рамках которого клуб содержит несколько Детских домов. Один из них (в нём мы собрали детишек, отцы которых погибли на фронтах Чечни и других горячих точках) полностью находится на содержании клуба.

Увидев негативные результаты нашей благотворительности, мы перешли к третьему этапу, проекты которого – «Дар Божий», «Мерная икона», «Семь храмов за один день» – нацелены на перемену сознания: от агрессии – к смиренномудрию, от эгоизма – к милосердию, от зла – к любви. Только тогда, когда человек приходит к Богу, он становится под Его защиту.

— Я думаю, это самая реальная помощь.

— Да, деньги, которые мы затратили на ту же «Мерную икону», можно было бы отдать людям – и они бы «проелись» в две секунды, ничего бы не изменилось. Но теперь тысячи людей спасены, потому что пришли к вере. Это значит, они стали меньше требовать от жизни, у них появилась надежда, потому что у кого-то ребёночек исцелился, чей-то сын-подросток к Богу пошёл, а не на дискотеку, меньше проблем стало в доме. Икона начинает мирить семьи! Если пересчитать это на деньги, то мы получим огромную экономию бюджетов этих семей.

Представьте, ребёнок приходит домой и такое слышит на кухне! Там мама с папой ругают соседку – она, дрянь этакая, купила новую машину, или начальника хают – подонок конченый, или друг с другом лаются. Зависть подлая, злоба, жадность, эгоизм распространяются на ребёнка. Да откуда и какая у него возьмётся духовность, когда мама и папа учат ненавидеть мир?!

А вера, меняя жизнь, сознание, поведение родителей, изменяет и ребёнка. Молитва к Богу мамы с папой и святого, икона которого над кроваткой висит, учит добру и защищает от любого зла.

— Андрей, что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Если бы вдруг все поняли то, что понятно всем православным, мир бы кардинальным образом изменился. Пожелание одно – из Святого Писания. Когда у Иисуса один из учеников спросил, какая из заповедей самая главная, Он ответил: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф, 22. 37-39).

Что такое любить Бога? Это значит, первое, ты должен свою радость Богу отдавать. Потому что от Него всё к тебе пришло. И второе, возлюби ближнего своего. Заметьте, не близкого, потому что родного мы обязаны любить – это кровь наша и плоть. Ближний – тот, кто рядом с тобой – это бабушка, живущая в твоём подъезде, учительница твоя…

Любовь к Богу и ближнему – это гармонизация существа в пространстве и времени, по вертикали и горизонтали бытия. Как только человек начинает любить, пространство чудным образом становится на его защиту. Тогда сбывается наказ святого Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». В атмосфере любви зло не существует, оно гасится, уничтожается, или, в худшем случае, проявляется открыто – зло сразу видно, в какие бы светлые одежды оно ни рядилось, и ты убираешь его из своей жизни. Любовь – это то, ради чего каждый из нас приходит в этот мир. Поэтому я могу пожелать только одно: любите друг друга, и как только вы впустите любовь в свои сердца, исчезнут ваши враги, а вместо них появятся люди, любящие вас. Любовь станет вами, а вы – ею. Вот и всё.

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА