Смело мы в бой пойдём…

Авторы:


Церковь и поколение next
Темы: , , .

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если, руки сложа, наблюдал свысока,
Если в бой не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём…

Владимир Высоцкий

 

В нашем опросе приняли участие 575 студентов Северо-Восточного федерального университета и Новосибирской государственной академии водного транспорта, а также Якутского колледжа инновационных технологий на базе Байкалького государственного университета экономики и права.

На вопрос «Должен ли человек, с вашей точки зрения, бороться за правду и справедливость?» подавляющее большинство (93% опрошенных) ответили утвердительно, 1,9% придерживаются противоположного мнения, остальные этим вопросом не задавались.

Слава Богу, отвечая на вопрос «Какие средства допустимы в такой борьбе», совсем немногие назвали террор. Правда, в силу молитвы верит ещё меньшее число опрошенных:

32_2012_4_2

Были также предложены и «оригинальный подход к проблеме через флешмобы», и «просто мирный разговор», и «общение», подчёркивалась важность правильного воспитания, наличие цензуры: «Ведь мы сами воспитываем зло в детях». Некоторые методы, предложенные студентами, были радикальными до экстремизма: «Если украл – отрубить руку, если убил – убить, если обманул – отрезать язык», «посадить в тюрьму всех», «самосуд», «действия на подсознание» и т.п. Первокурсница филфака предложила «сделать так, чтобы все были равными и не делились на бедных и богатых», забыв (или не зная?), что чуть больше семидесяти лет назад нечто подобное пробовали уже проделать…

Мы спросили: «Вы лично пошли бы на демонстрацию или на митинг (например, за честные выборы или в поддержку товарища, подвергшегося незаконным действиям со стороны начальства, властей и т.п.)?»

170 студентов (29,6%) решительно отказались, из них 34 человека «потому, что это бесполезно» и «всё равно не будет справедливости». Многие не хотят «попусту тратить время», кому-то «своих проблем хватает», «не интересно» или просто «лень». «Не люблю фанатиков и большое скопление людей» – выражает мнение некоторой части опрошенных студентка БГУЭП. Да и вообще «…пусть сами разбираются», – изрекает пятикурсница филфака, предоставляя другим решать, по сути, свои проблемы.

17-летний студент пишет: «Не пойду, потому что скучно. Ну хотя, если будет бунт или революция, то я бы с удовольствием пошёл». Чем младше опрошенные, тем больше они настроены на борьбу. Те же, что постарше, в высказываниях осмотрительнее: «Ни к чему хорошему это не приведёт, лучше через интернет», ведь «власти не обращают внимания на такие мероприятия, а, бывает, даже привлекают к административной ответственности».

Всего 10 человек законопослушны: «Я соблюдаю закон нашей страны, и незаконных действий лучше избегать», «люди моего возраста недостаточно зрелые и сознательные, да и разбираются в этом плохо. Не зная корня проблемы, всю ситуацию, лучше уж молчать». Некоторые студенты не хотят ввязываться в борьбу из осторожности: «Незаконные митинги разгоняются полицией», «там всякое может быть, опасное для жизни. Так что я не рисковала бы жизнью и здоровьем. Пусть разбираются мирным путём». Одна девушка сообщила, что на митинг не пойдёт… «потому что ни разу не участвовала».

370 человек (64,3%) не против выйти на демонстрацию, причём примерно треть из них уточняют, что выступили бы в защиту родных или друзей. Одна барышня считает, что «нет какой-то общей «справедливости», это понятие весьма растяжимо. Справедливость у каждого своя». Но есть и те, кто «радеет за народ»: «Надо высказывать власти своё мнение, мнение народа. А это можно сделать только через демонстрации и митинги», или, как ответил студент ФЭИ: «Если все личности соберутся, тогда получится народ, а это – мощь и, конечно же, показывает, что народ хочет своего». Некоторые же рады просто пойти поразвлечься, «поучаствовать в массовке».

Из 277 человек (48,2% от общего числа), готовых в любом случае выйти на митинг, большинство считает: «Каждый человек имеет право бороться за справедливость и за правду» (или проще: «Я честный и справедливый человек»). По мнению опрошенных, «нельзя игнорировать такие действия. Нужно прежде всего быть человеком. Нельзя сидеть, сложа руки, и ждать, когда всё само пройдёт» ведь «от этого зависит будущее моей страны», «не хочется жить в городе, в котором на первом месте стоят взятки, знакомства, эгоизм».

Некоторые полны энтузиазма: «Не хочу оставаться в стороне, зная, что в нашей стране во всех сферах общества ущемляются права человека. Думаю, я бы привлёк большое количество людей, насколько бы смог. Помог достучаться до верхних ступеней власти, чтобы они, наконец, открыли глаза и поняли, что беспредел в нашей стране есть везде и он процветает», «люди должны знать, что они не одни, высшие чины должны видеть, что народ хочет изменений» (хотя скептицизм в этом вопросе всё же преобладает).

Первокурсник университета с лидерскими замашками «пошёл бы на митинг в поддержку товарища, подвергшегося незаконным действиям, выступил бы с речью и заставил бы людей поверить в справедливость. Для этого нужна определенная харизма и огонь в сердце. И тогда за тобой пойдут целые народы».

На вопрос «Сталкивались ли вы с несправедливостью (коррупцией, ущемлением прав человека, дискриминацией по религиозному, национальному, социальному признаку и т.д.) со стороны начальства, чиновников, преподавателей?» утвердительно ответили 125 человек (т.е. всего 21,7%). Причём чаще несправедливость исходила от педагогов – практически все студенты уверены, что «преподаватель всегда и во всём прав» и «бороться бесполезно», «проще промолчать». На втором месте – дискриминация по национальному признаку. Чуть больше половины столкнувшихся с несправедливостью (74 человека) за свои права пытались бороться, но почти все потерпели фиаско.

Те же, кто «прошёл мимо», обосновывали это так: «Не хотел лишних проблем», «сейчас настало время, когда власть и деньги решают многое», «очень спешил», «мне не до них», «не касалось моих интересов», «бесполезно», «Бог накажет, Бог рассудит», «дело было не таким серьёзным и само замялось», «в моих же интересах было не ввязываться». Первокурсница ФЭИ задалась вопросом: «А зачем?» Видимо, ответа на него она пока не искала.

При этом, хотя большинство опрошенных с несправедливостью сами никогда не сталкивались (максимум – видели по телевизору и читали в интернете), на митинги в защиту попранных прав готовы идти, «потому что в нашей жизни много несправедливости и каждый человек должен бороться за свою правоту».

Агрессивно настроенный второкурсник университета, ратующий за «справедливый террор» уже боролся методом «жестокая расправа». Страшно, что линчевание остаётся актуальным и в XXI веке.

32_2012_4_m

Чего же ждут от православной Церкви современные молодые люди? Какова, на их взгляд, её основная миссия в мире?

При чтении ответов на этот вопрос сложилось мнение, что для части людей Церковь – это такая волшебная таблетка, которую съел – и все вокруг стали добрыми и хорошими, а для другой части – злобный монстр, старающийся в свои сети захватить как можно больше людей и начать оказывать на них влияние.

Из ответивших 26 человек (4,5%) относятся к РПЦ резко негативно: «Религия – это инструмент в руках политических деятелей», «сами живут в богатстве, тогда как истинные верующие просят подаяния на улице», «нельзя заставить всех стать православными». Первокурсник СВФУ пишет, что ничего не ждёт от православной Церкви, ведь «с древних времен они воруют людей и будут воровать, говоря «во имя Господа Бога!» Ждут и «бесплатного крещения, так как платить деньги за то, что я верю в Бога – это неправильно». Девушки к Церкви относятся более лояльно, чем парни.

Нередко высказывалось шаблонное мнение, что «религия – опиум для народа», ведь «людям просто необходимо во что-то верить». Называли православную Церковь и «рычагом управления народом», обосновывая это тем, что, «как и для всех религий мира основная миссия – это власть». «Если человека с малых лет приучить к православию, то хорошо будет. Верующие обычно самые законопослушные».

«Люди переросли религию, и нужно что-то другое, что будет поддерживать веру без тотальности и радикальности и… не злоупотреблять», – уверен студент университета. Не обошлось, конечно, и без «Свободу «Pussy Riot!»»

Были и довольно оригинальные воззрения на миссию РПЦ, например: «изгонять всяких призраков, полтергейстов и другую различную нечисть и не мешать добрым богам и духам», «продвижение Иисуса»…

62 человека (10,8%) уверены в сугубо положительном влиянии православной Церкви на общество и считают, что она призвана «помогать нуждающимся», «поддерживать людей, дарить свет и веру», «учить добру, честности, умению прощать», «проповедовать мир и милосердие, правосудие и справедливость», «приостановить насилие, бандитизм, укрепить народ». «Хорошо что Церковь есть, она является опорой для людей», «православная Церковь – это духовный дом, в котором мы освобождаем свою душу от грехов», – пишут студенты.

Даже неверующие считают, что «Православная Церковь должна донести до людей что-нибудь светлое и справедливое»: «Я атеист и ничего не жду. Но в душе верю, что Церковь будет процветать и служить во благо всего человечества», «когда прохожу мимо храма или прихожу туда – на душе становится спокойней».

Ничего не ждут от Православной Церкви 42 человека (7,3%), причём по разным мотивам: от «она бесполезна» до «я православная!» (и, видимо, ждать уж больше нечего).

Считают, что православие и другие религии могут способствовать снижению социальной напряжённости, мирному урегулированию конфликтов 27,8%, имеют противоположную точку зрения 32%, остальные ответили «не знаю» или от ответа воздержались.

С одной стороны, радостно, что подавляющая часть опрошенных нами молодых людей имеет активную гражданскую позицию и готова бороться за свои и чужие права. А с другой, – от студентов ждёшь большей осмысленности в отношении к обществу и… к Церкви.

Поразительно, но почти никто из представившихся православными молодых людей не знает о подлинной миссии Церкви, которая состоит вовсе не в умягчении нравов или помощи нуждающимся, а в спасении человека от смерти, в соединении его с Богом. Всё же остальное – мир, честность, доброта, милосердие и т.д.  – «побочный» эффект той жизни, которая призвана сделать каждого из нас богом. То есть человеком, подобным Христу в любви.

 

Елена БОНДАРЬ