Утешающая Царица

Авторы:


Самое главное, Сахалыы, Школа молитвы
Темы: , , , , , , .

Церковнославянский язык:

Царице моя преблагая, Надеждо моя Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательница, скорбящих радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

 

Якутский язык (перевод Саргыланы Леонтьевой):

Үтүөкэннээх Сарыыссам, эрэлим Боҕуруодьусса, тулаайаҕы харайааччы, айанньыты харыстааччы, кутурҕаннааҕы үөрдээччи, баттаммыты көмүскээччи! Эн көрөҕүн мин иэдээммин, көрөҕүн мин кутурҕаммын, көмөлөс миэхэ, мөлтөххө, салай миигин айанньыты. Эн билэҕин мин хомолтобун, ону чэпчэт Бэйэҥ көҥүлгүнэн. Эйигиттэн атын ким да көмөлөспөт, атын көмүскээччим миэхэ суох, үтүө уоскутааччым эмиэ суох, Эн эрэ бааргын, Таҥарам Ийэтэ. Харыстаа дуу миигин, көмүскээ үйэттэн үйэлэр тухары. Аминь.

 

Русский язык:

Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица, убежище сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Ты видишь мою беду, видишь мою скорбь. Помоги мне, немощному, направь меня, странствующего. Ты знаешь мою обиду, облегчи её, как Сама желаешь. Потому что не имею другой помощи, кроме Тебя, ни другой защитницы, ни доброй утешительницы, только Тебя – Богоматерь. Поэтому сохрани меня и укрой во веки веков. Аминь.

 

Попробуйте прочесть эту известную православную молитву к Богородице под непривычным углом зрения! Спросите себя: а к кому из знакомых мне людей – близких ли, далёких ли – я мог бы обратиться с похожими словами? Или ещё жёстче: а кто из живущих на этом свете мог бы нечто подобное сказать мне? С такой надеждой попросить у меня защиты и помощи, веря, что уж я-то их не подведу, обязательно откликнусь? Есть ли вообще такие люди – в семье, на работе, среди друзей?

33_2014_10_3

Что? Кто-то возмутился, вероятно: это же Матерь Божия, разве можно сравнивать! А почему же нет? Ведь Пречистая Дева – такой же, как и мы, ЧЕЛОВЕК! Ну не такой же, конечно, а ставший выше херувим и серафим. Но вот именно – ставший! И у неё был выбор: отказаться от столь тяжкого пути, ведь сразу было понятно, какие проблемы ожидали девушку, посмевшую зачать без мужа (поди докажи, что носишь Сына Бога!) в обществе того времени, беспощадном ко греху прелюбодеяния. Ну хотя бы после того, как старец Симеон её предупредил: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 35), могла же пожалеть себя, избрать тихую и безмятежную жизнь, отмахнуться: «Надо себя любить!»

А правда, как вы думаете, что бы ответила Богородица на вопрос: «Любишь ли ты себя?» Думаю, она недоумённо пожала бы плечами: о чём это?

И правда, о чём? О том, что говорят психологи? Или о том, что нужно возлюбить себя так, чтобы появилось желание святости, стремление уподобиться если не Самому Христу, то хотя бы Его Пресвятой Матери, то есть стать таким, кого люди с надеждой могли бы попросить: помоги, защити, утешь?

33_2014_10_2

Но ведь мы даже молиться о других не можем, только о себе. Впрочем, и о себе плохо получается. Почему? Схиархимандрит Иоаким Парр объясняет: «…Если вы молитесь без любви, то разговариваете сами с собой, ибо Бог отвергает гордого, и нет гордости более великой, чем любовь к самому себе».

Он обличает: «На что мы тратим время своей жизни? На себя. И вот для себялюбивого человека молитва становится очень сложным занятием; она становится очень трудным занятием для гордеца; для человека, исполненного похоти, молитва становится невозможна. Молитва невозможна, если мы не любим ближнего… Мы ищем то, что нам приятно. Все, с кем мы вступаем в контакт, представляют для нас интерес либо потому, что они дают нам нечто, чего мы желаем, либо потому, что они могут это сделать. Когда мы настроены таким образом, у нас не может быть молитвенного духа. Потому что молитва – это то, что мы адресуем Богу. Но если ты одержим собой, ты не можешь увидеть Его в молитве, возвращаешься к самому себе…»

Может быть, поэтому нам порой проще обратиться к Божией Матери? Она кажется доступнее, ближе… «Когда в православных храмах на Богородичные праздники после молебна или акафистного чтения поют «Царице моя Преблагая», подхватывают все, потому что многие любят и знают эту молитву наизусть», – говорит иеромонах Никандр (Горбатюк). Почему именно на неё так искренне отзывается каждое сердце? Потому что она о себе? Потому что она дарит каждому из нас великое утешение и упование на помощь Той, Которая стала надеждой человечества?

Отчасти так. Неслучайно молитву эту называют «лекарством от уныния и скорби». Но очень важно, что прошения, обращённые к Владычице Небесной, столь много страдавшей во время земной жизни, не только утешают, они показывают, к чему должен стремиться каждый из тех, кто называет себя христианином.

33_2014_10_yakutsk-nikol-skii-passiia

Вот в чём мощь этого прекрасного молитвословия: жалея себя, не забывай о тех, кто нуждается в сочувствии твоём! Даже люди, никогда не обращавшиеся к Богородице, могут подтвердить: гораздо легче переносить собственную беду, если ты сосредотачиваешься не на своих переживаниях, а на чужой боли, огорчении, несчастье, которых всегда много вокруг. Если тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги!

На это способен каждый, кого эгоистичная любовь к себе не лишила способности сочувствовать и молиться… о другом, как о себе.

 

Марина ГОРИНОВА

2 комментария

  1. Любимая молитва, удивительная, каждый раз плачу, когда в храме поем ее в конце акафиста. В ней все-своя внутренняя боль, боль твоих ближних, а слезы благодатные, очищающие, исцеляющие, будто сама Пречистая склонилась над тобой и покрывает своим омофором, отводя печали, воздыхания, утешающая.

  2. Саргылана, думаю, Вы выразили то, что все из нас чувствуют. Спасибо!

Комментарии не допускаются.