Значит, нет во мне Бога?

Авторы:


Самое главное, Церковь и поколение next
Темы: , , , .

Как ни странно, в призыве апостола Павла «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15, 2) , для меня самого есть большой вопрос. Я пытаюсь найти для себя ответ, сравнивая мнение людей, живущих в разных местах: на севере и юге, на западе и востоке – как соотнести заповедь Христа о том, чтобы творить дела милосердия втайне и слова Его ученика о необходимости назидать, наставлять, учить делать добро? Ведь без примера это невозможно!

Откуда в нас берётся милосердие? Богом оно заложено в каждом, но как его разбудить? Я всё же склоняюсь к мысли, что чувство жертвенности, желание угождать ближнему слабому, немощному воспитывается, и прежде всего, родителями. Когда семья устроена на основах христианских норм, ребёнок с молоком матери впитывает добрые качества, чуткость, отзывчивость. Но потребность совершать дела милосердия, мне думается, следует формировать, взращивать, развивать и в школе, и в храме – везде. И главное – примером. А как его показать людям, если об этом не говорить?

Когда мы начали организацию широкого движения по социальному служению, то столкнулись с большой проблемой. Чтобы привлечь желающих помогать ближним, надо было рассказать об опыте оказания епархией помощи нуждающимся. Но, с одной стороны, нас начали упрекать: «Вы всё делаете напоказ, значит, пиарщики! Затворитесь, совершайте добрые дела втайне!» А с другой – люди, делом жизни которых стало служение ближним, категорически отказываются о себе рассказывать, не желают, чтобы о них писали: «Нет-нет-нет! Я не хочу, чтобы об этом знали. Тружусь для собственного спасения, потому что моя совесть, моя душа так велит!»

У нас есть отдельные подвижники, которые все свои силы жертвуют на помощь сиротам, больным, погорельцам, неблагополучным семьям… Они хорошие, благородные, возвышенные, трудятся не жалея себя, в нерабочее время, отнимая его от собственных нужд. Это прекрасно! Но как тогда другие могут научиться у них милосердию?

33_2014_7b_2

Я даже напросился на одно из собраний по организации социального движения, принял участие в благотворительной акции и столкнулся с тем, что нас просят: «Говорите о своей работе, чтобы вашему примеру следовали другие». Я предложил тем, кто имеет большой опыт подобной работы: «Давайте привлекать к вашей деятельности других, давайте рассказывать о ней!» Но не смог их убедить.

Мы сейчас стоим в начале организации социального служения во всей его полноте. Дело движется медленно. Отчасти, может быть, как раз потому, что эти примеры жертвенной жизни скрыты от общества, отчасти потому, что нет организатора, но во многом потому, что невелико число желающих трудиться на столь тяжёлом, хотя и спасительном поприще.

Церковь всё время пытается напомнить своим чадам, что вера без дел мертва, но… как всегда, её слышит только малое стадо. Активные прихожане тонут в общей массе теплохладных. Милостивые люди собираются, идут в детские дома и приюты, но их очень немного! Каждый человек должен заглянуть в себя и спросить: «А почему я не замечаю тех, кто нуждается в моей помощи, не стремлюсь что-то для них сделать?»

33_2014_7b_klintsov_kapitonovka

Думается, отсутствие желания помочь ближнему – это острый сигнал неправильного устроения внутреннего мира. Если во мне нет потребности служить другим, значит, что-то неладно с моей душой, даже если я внешне вполне благополучный и добродетельный, и в храм хожу, и к таинствам приступаю. Видимо, так много во мне гордыни, что за собой не вижу других. Стоит задуматься!

Есть неписаные законы духовной жизни: если ты пройдёшь мимо чужой беды или нужды, то у тебя непременно возникнут подобные же проблемы! И как печально тебе будет, когда сам, попав в аналогичную ситуацию, встретишь равнодушных людей. Наше безразличие к нам и возвращается, как правило! Мы наказываемся тем же, в чём согрешили сами. Я убеждался в этом много раз на собственном примере и на опыте окружающих. Когда так происходит, это отрезвляет. Милосердными и заботливыми являются люди или с правильным воспитанием, устроением внутренней жизни, или те, кто перенёс скорбь, трагедию, печаль. Будучи искушёнными, они научаются видеть страдание ближнего и сочувствовать ему.

Правильное устроение – это состояние глубочайшего смирения, сознания греховности и наличие постоянного покаянного чувства. Когда внутренний мир устроен неправильно, личностью руководит гордыня, самолюбие и в центре всей нашей жизни находится не Бог, а собственное Я. Человек – существо социальное, он так Господом сотворён, и если в нём нет потребности другому помогать, «сносить немощи бессильных», значит, он куда-то мимо Христа смотрит, идёт не туда.

И тем не менее, Православная Церковь делает очень много – это весь спектр социальной помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Просто мы не можем о наших делах правильно рассказать.

Но главная наша задача – воспитывать душу человека, возбуждать в своих чадах стремление к деятельной любви, а уже из таких людей со временем образуются сестричества милосердия, устраиваются группы помощи людям без определённого места жительства и так далее. Но и общество заинтересовано в этом.

Именно в совместной работе по воспитанию подрастающего поколения я вижу большие возможности для сотрудничества Церкви и государства. Ведь основанием христианской морали является вера в Бога Любви, в Христа, «Который не Себе угождал», забывал Себя ради служения ближнему, жертвовал Собой. Если об этом Христе слышат дети и их сердца зажигаются, а, как правило, так и происходит, то это ведь хорошо! Ребятишки не только делятся с родителями знаниями о православной культуре, но и спрашивают: «А отчего мы так не живём? Кому мы помогли? Давайте что-то хорошее сделаем, как заповедовал Господь!»

33_2014_7b_klintsov

Поэтому мне прискорбно и непонятно, почему нам до сих пор не удаётся растопить глубоко укоренившиеся испуг и настороженность по поводу присутствия Церкви в школе. Откуда они? Может быть, это наследство советского периода? Не знаю. Но мой опыт общения с преподавателями и директорами свидетельствует о том, что страх есть. Бывает даже такое: я прошу о встрече с учителями и школьниками, а директор убегает, словно боится, что его накажут. Никогда ни для кого никаких негативных последствий со стороны Министерства образования РС(Я) не было и быть не может, но вот перестраховываются… Или я спрашиваю про учебники курса «Основы религиозной культуры и светской этики»: «А почему из необходимых шести комплектов у вас в наличии только два – светской этики и истории религии?» Мне отвечают: «Ну так, чтобы никого не обидеть!» Но это же несерьёзно! Я вижу здесь большое поле для диалога и надеюсь на понимание и педагогов, и руководителей учебных заведений, и работников Министерства образования.

В наших общих интересах рассказывать людям о Христе. Ведь почему Господь не стал для многих людей примером? Да потому что мы Бога своего не знаем или по-своему Его представляем, под свой образ подстраиваем, подгоняем, не чувствуем Его, не видим… Поэтому образ Иисуса Христа многим кажется далёким и недостижимым. А так важно почувствовать реальность Спасителя через молитвы, через церковные Таинства, через дела милосердия.

Убеждён, это показатель – если нет во мне желания служить ближним, значит, нет во мне Бога. Евангелие говорит, что наш Христос был, если можно так выразиться, «народным», всегда находился в гуще самых разных людей, не чурался простых рыбаков, презираемых сборщиков податей, падших блудниц, заразных и обезображенных прокажённых. Само страдание на Кресте Всесильного Бога, Его мучительная смерть ради спасения каждого из нас – это ли не пример для всех! Давайте следовать ему вместе.

 

Епископ Якутский и Ленский РОМАН

6 комментариев

  1. …если нет во мне желания служить ближним, значит, нет во мне Бога. Как точно сказано! Эти слова как бы являются продолжением любимой цитаты «Для меня любовь – доказательство существования Бога» о. Яна Твардовского. Нашла для себя ответы на многие волнующие вопросы. Спасибо!

    • Согласна, Саргылана! Очень важно, что сказал её уважаемый и почитаемый епископ, уже архиепископ, Роман.

  2. Милосердие, жертвенность… очень прискорбно смотреть на нашу молодежь и понимать, что такие понятия, как доброта, честность, для некоторых являются чем-то стыдным.

    • Ну, не соглашусь. А сколько прекрасной молодёжи, волонтёров… Прекрасные порывы не остались в прошлом! Материалы «Логоса» об этом свидетельствуют)

  3. Как изменить мир к лучшему, если ты один, а тех, кого устраивает все множество?

    • Не думаю, что кто-то один, кто хочет изменить мир, а ему противостоит множество негодяев, Андрей! Знаю массу людей, кто реально меняет мир своими ежедневными трудами и молитвами. Про них и «Логос» пишет. Почитайте: http://pravlogos.ru/hospis-predkonechnaya/

Комментарии не допускаются.