В роли «церковного надзирателя»

Авторы:

и


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , .

Вот часто ругают пресловутых старушек за то, что они делают замечания прихожанам. Но если бы вы знали, какое это наказание, когда роль приходского надзирателя берёт на себя мужчина. Есть у нас в Преображенском соборе один такой, причём довольно молодой. Он ревностно следит за тем, чтобы всё было правильно и изводит окружающих придирками. Но больше всего его, кажется, раздражает, когда женщины и даже бабушки (!) молятся на правой половине храма. Он специально встаёт так близко, чтобы бедная старушка не могла поднять руку для крестного знамения или поклониться, и на осторожную просьбу чуть отодвинуться грозно заявляет: «Это мужская половина. Молитесь на женской». Мне всегда хочется ему сказать: «Мы же не в бане и не в парикмахерской», но не могу же я нарушать общее богослужебное благоговение – вокруг люди, они молятся. Я сама своё раздражение едва гашу, зачем остальным молитвенное настроение портить? Но всё же очень хотелось бы знать, прав ли этот благочестивый прихожанин? И как надо вести себя в подобной ситуации?

Текуса

Священник Сергий КЛИНЦОВ, настоятель Свято-Преображенского собора, г. Якутск: 

Этот ревностный и суперблагочестивый прихожанин может только думать, что прав. Его поведение, вероятно, обосновывается тем, что он начитался православной литературы внешнеобрядового характера, а внутреннее содержание православия узнать не успел, не смог или не захотел.

Да, действительно, с древних времён существовала практика разделения храма на женскую и мужскую половины. Основанием для этого было признание человеческой немощи – чтобы мужчины и женщины не отвлекались от молитвы и не засматривались друг на друга. Хотя, даже тогда, когда в древних восточных культурах (как теперь в мусульманских) существовало более жёсткое, чем в наше время, разграничение сфер жизни представителей обоих полов, молодого мужчину вряд ли могла смутить бабушка.

Об этом правиле нигде не сказано в Священном Писании, поэтому оно является совсем не принципиальным в духовной жизни человека. Тем более современного, окружённого в повседневной жизни не закутанными в покрывала, а голопузыми и голоногими девушками. Это давнее уставное требование в современном мире потеряло всякий смысл, а потому редко где исполняется. Тем более, что количество мужчин и женщин в наших храмах, к сожалению, пока очень разное.

Если же кому-то из нас не нравится человек, стоящий рядом, давайте брать пример с мытаря, который, молясь, не смел даже поднять глаза, и только повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Пусть взявший на себя роль «церковного надзирателя» поймёт: главное – в единстве, а во второстепенном (к чему относится подобная ситуация) должна быть свобода. Но и это теряет всякий смысл, если над всем не стоит ЛЮБОВЬ.

 

Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов):

Прихожане бывают разные, поэтому надо терпеливо относиться к немощам друг друга. Традиция такая, действительно, есть, но это не повод для того, чтобы во время богослужения делать замечания, тем более в резкой форме. Древний благочестивый обычай занимать разные стороны храма сохраняется сейчас большей частью в монастырях.

Я бы посоветовал этому молодому человеку, чтобы не искушаться, не отвлекаться, вставать впереди, чтобы женщины оказывались у него за спиной и не мешали ему молиться. Но, хочу заметить, его молитва не будет принята Господом, пока он не примирится душой с окружающими. Мы должны приходить в храм с умиротворённым сердцем и стремиться к умиротворению. Дело не в правде и не в исторически сложившемся правиле о платках и юбках, а в том, чтобы обрести и сохранить мир. За внешней формой мы часто прячем отсутствие любви.