Новости on-line
В театре Олонхо в Якутске прошла премьера спектакля по героическому эпосу «Кыыс Дэбилийэ» в постановке народной артистки России и Республики Саха (Якутия) Степаниды Борисовой, художника-постановщика Екатерины Шапошниковой, художника по костюмам Сардааны Федотовой, композитора Николая Михеева. Эпос «Кыыс Дэбилийэ» (якут. Кыыс Дэбэлийэ, mirlib.ru ) – один из лучших образцов якутской эпической традиции и сложнейший материал для драматического воплощения: «За дальней далью беспокойно-тревожных древних лет, по ту сторону ратно-бранных минувших дней за невидимой гранью лиходейно-бедовых канувших лет что разум человека-якута разгадать не может…». Сказание повествует о борьбе богатырей племени айыы аймага (эпическое самоназвание якутов) с богатырями Нижнего мира, олицетворяющими коварство и зло.
Нынешний спектакль – не первое обращение к «Кыыс Дэбилийэ», в 2000 году свой опыт прочтения эпоса представил режиссер Андрей Борисов. Для многих тот первый спектакль стал удивительным шагом к «открытию» национального эпического сознания в новом тысячелетии. «Ожившим символом мудрости народа Саха» назвал спектакль А. Борисова поэт Рустам Каженкин, ставший зрителем двух драматических интерпретаций эпоса, «забыть которые невозможно. Театр Олонхо демонстрирует свой стиль, свой характер, свой уникальный театральный голос. Интересны сценография спектакля, костюмы: совершенный минимализм, при потрясающей универсальности и легкости. Интерпретация спектакля, на мой взгляд», — далее продолжает восхищенный зритель, — «сводится, все-таки, к вопросу философии жизни. Умеем ли мы ее ценить? В чем особенность мироощущения нашего народа? Надеюсь, что спектакль Степаниды Ильиничны даст нам возможность еще раз обратиться к своим исконным корням и подумать о своем будущем. Не украденное ли мы поколение Сараханой Күүкэнньик? Не пора ли обратиться к старшей сестре Кыыс Дэбилийэ, взмолвить о защите нашего будущего, мира?», — завершает поэт свой восхищенный отчет в Instagram.