«Пора роковая»
«Любовь, брак и семья» – тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину «горизонтальной» составляющей жизни человека, и в современных условиях приобретающая особенную остроту. «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. В огромной степени эти векторы определяются в жизни человека в юные годы. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьёв очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос – античный бог любви, но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ многозначительно назвал «роковым»?
Мы все как-то помним своё детство, вспоминаем детские переживания, интересы, игры. Но, наверное, помним и другое: как начали изменяться наши отношения со сверстниками, с другими людьми, окружающим миром, когда вступили в ту «роковую пору»! Как изменился наш взгляд на самих себя, на своё поведение, свою одежду и т.д. Как в то время нравственное сознание начало особенно остро переживать два мощных и взаимоисключающих притяжения, возникших в нашей внутренней, глубоко интимной жизни. С одной стороны – ощущение чего-то «недолжного», что вызывает стыд, боязнь, отталкивание. С другой, напротив – влекущее, таинственное и ищущее оправдания для своего проявления. А какое из них верное? Христианский ответ совершенно однозначен и не вызывает сомнений, и то, и другое – крайности, понятные в какой-то мере в переходном возрасте, но которые, став нормой жизни, ведут к трагическим, гибельным последствиям. И вот почему.
Для чего вода была превращена в вино?
Когда естественные и законные отношения полов осуждаются как какой-то грех, как что-то недостойное и грязное, то христианство решительно противостоит этому. Сам Христос Своё земное поприще начал с чуда на браке в Кане Галилейской, куда был приглашён и благословил его Своим присутствием.
Человек, который, наслышавшись о христианских подвижниках, впервые знакомится с Евангелием, может удивиться, что подвижник и чудотворец Иисус вёл Себя на этой свадьбе совсем не так, как это можно было предполагать. Ведь, кажется, ясно, что должен был сделать Христос. Все начнут веселиться, кричать: «Горько!», пить вино – а в кубках вдруг вместо вина окажется вода; играть на инструментах – струны обрываются; запевают весёлые песни – охрипли. – Разве не так?
Но к великому изумлению нашего читателя Евангелия, там произошло совсем не то. Мать Христа подходит к Нему и говорит: «Вина нет у них». Нетрудно представить, что значит нехватка вина на свадьбе, особенно в те далёкие времена. Об этом можно судить по нашим деревенским свадьбам, когда-то прекрасным, весёлым и открытым для всех своих и чужих, странников и прохожих. На них и звать никого не надо было: все – за столы, все могут есть и пить, на всех хватить должно.
Но евангельский жених, видимо, был беден, не смог заготовить достаточно вина. И представьте себе его положение: свадьба в разгаре, а вино кончилось! Какое переживание, какой стыд!
Как же реагирует на это Сказавший: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21,34)? Вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что Он избавил людей от греха, Христос не только не отказывает Матери в её просьбе, но напротив, говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. – По иудейскому обычаю около каждого дома стояли вместительные (~2,3,4 ведра), выдолбленные из толстенного камня сосуды, в которые наливали воду. До сих пор их показывают паломникам и туристам в Кане Галилейской. – И Христос говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 7-10)…
Брак с самого начала бытия человеческого был благословлён Богом. Церковь установила и таинство брака, как вспомоществующее благодатное средство в супружеской жизни. Целые Соборы, например, Гангрский Собор, принимали специальные решения, предавая анафеме порочащих брак. Господь утверждает брак как дело священное: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). А посмотрите, как обставляется бракосочетание – и не только в православии, но и во всех других религиях. Оно всегда и всюду было событием праздника и торжества!
Поэтому противоестественными, откровенно противоречащими христианству и богохульными выглядят взгляды на брачную жизнь как на грех, скверну или утверждения некоторых современных идеологов рассматривать естественный от начала мира брак между мужчиной и женщиной лишь как одну из его форм.
Чем мы лучше животного?
Церковь решительно противостоит и тем диким теориям, которые утверждают так называемые «свободные» половые связи, фактически также отрицая брак. Настаивая на обезьяньем происхождении человека, они тем самым пытаются убедить его, что он, по существу, такое же животное, лишь с компьютером в голове: «Ты – обезьяна, даже хуже – предок обезьяны! И потому всё скотское – это твоё, а всё, что выше, – это фантазии и идеализм». Действительно, если нет Бога, нет вечности, нет души, что же остаётся от человека?! Что означает тогда брак, семья? Современные западные теории т.н. «новых» моделей семьи откровенно отвечают на этот вопрос: нет брака и семьи, а есть или контракт на совместную жизнь или половое сожительство разно- или однополых существ под названием «человек». С огромной настойчивостью и поразительной целеустремлённостью в масштабах всего так называемого цивилизованного человечества проводится всё та же установка – убедить человека, что он лишь сумма инстинктов и должен вести образ жизни, соответствующий им. Кем внедряется эта разлагающая человека идея и с какой целью – другой вопрос. И сейчас не о нём.
Но Церковь рассматривает любые внебрачные и неестественные связи как зло, грех, как беду для человека и человеческого общества в целом. Можно, при этом, отметить, что подобное же отношение к такого рода связям видим и в других религиях, и у всех народов, сохранивших веру в Бога. Ещё до Рождества Христова в Библии находим повеление побивать камнями согрешивших женщин; в мусульманстве и у многих народов других вер – подобные же меры. Одни народы в силу Божественного Откровения, другие интуитивно чувствовали, что человек – это не животное!..
Но почему все народы так заботились об этой стороне нравственности – не всё ли равно как жить? Причина понятна – они хорошо видели, что этим разрушается самое ценное и в тоже время наиболее уязвимое в природе человека – его целомудрие, то есть целостность, красота души человеческой, целостность семьи и общества и, таким образом, подрываются основные устои самой государственной жизни. Потому и к женщине особенно применялись такие суровые кары, ибо она по своей природе в первую очередь является хранительницей нравственности, целомудрия и созидательницей (или разрушительницей) общенародной морали. Женщины это прекрасно понимают.
Как становятся клятвопреступниками
Брак налагает на супругов полную взаимную ответственность во всех сторонах жизни. Ибо он есть целостное, духовно-телесное их единство, обусловленное духом любви и нравственно утверждённое не только перед людьми, но и перед Богом клятвой верности навеки друг другу. И, тем не менее, браки распадаются. В чём причина этого?
Их много, но есть одна, лежащая в основе всех их – это эгоизм, стремление жить по изуверскому принципу: «Лишь бы мне было хорошо». Такая внутренняя установка убивает в человеке самое ценное – сочувствие, сострадание, любовь к другому человеку, не оставляя в душе ничего святого. И в данном случае ищущий только плотских наслаждений неминуемо превращается в законченного эгоиста, который, в конечном счёте, ради наслаждений не пожалеет никого. Ему никто не дорог, ради своего удовольствия он всегда способен изменить. Таковые и до брака уже оказываются неверными своей будущей жене, своему будущему мужу. Избави Бог оказаться таковым, не лучше и нарваться на такого.
Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного контроля и суда за развращение людей, открыто внушают животную вседозволенность. Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах на уроках преподносится т.н. валеология, в «спецкружках» – половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Если он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то, вступая в брак, они оказываются не только морально к нему не подготовленными, но и психологически готовыми к измене, ибо не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня.
Но что бывает с изменником на войне? Знаем. И в супружеской измене происходит подобное смертной казни. Изменник(-ца), чем сильнее затягивается в омут вседозволенности, тем больше теряет способность любить, становясь опустошённым, лукавым игроком, прожигающим жизнь и, в конце концов, никому не нужным. Обратите внимание, когда речь идёт об убийстве – говорят, что это ужасно, о разбое – ой-ой, какое безобразие! А об измене, блуде? Ничего страшного – по любви же живут. Так рассуждают глупые, близорукие люди, ничего не видящие дальше своего носа. Забыли мудрую русскую пословицу: «Пошёл кувшин по воду ходить, там ему и голову сломили». Нельзя безнаказанно разлагать себя и других – горький конец будет.
К сожалению, зная, хотя бы отчасти, некоторые физические законы, мы о духовных и не думаем. А они ещё более действенны и важны, нежели физические, ибо их нарушение калечит то, что больше тела, – саму душу человека. Зная закон тяготения, мы не скажем: «Подумаешь, не всё ли равно, сойти с пятого этажа по лестнице или выпрыгнуть в окно? Выпрыгнуть даже интереснее. Парить в воздухе – это же красота! Не правда ли?» – Но побережёмся от такой «красоты»! Прыжки с нравственной высоты несут не меньшие страдания.
Вот один из духовных законов. Подвижник VI-го века преподобный Марк писал: «Насытившийся телесным наслаждением сверх должного вознаградит пресыщение сторичным страданием» ещё здесь в этой жизни. Подобное же утверждает известный всему миру философ И.Кант: «На самом деле мы находим, что чем больше просвещённый разум предаётся мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворённости». Исполнение этого закона встречаем на каждом шагу.
Одно дело – брак, создание семьи, когда люди берут на себя ответственность, обязательства, воспитывают детей, когда нравственное достоинство и нравственный долг являются законом их жизни. Другое – прямо противоположное, противоестественное – сожительство ради удовольствия, на время, «пока» – т.н. гражданский брак. В этом случае нет самого ценного в земной жизни человека – семьи. Жизнь превращается в мимолётную игрушку, в какое-то пустое, бессмысленное времяпрепровождение. И возмездие неотвратимо. «Свободная любовь» губит людей.
Целомудрие или «развороченность» души
Христианство, как и все религии, сохраняющие идею святости Бога, решительно выступает против т.н. сексуальной свободы. Есть великолепное русское слово – «целомудрие», которое теперь идеологи «свободы» пытаются опоганить (дьявол всегда ненавидит всё святое). Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека. Оно – не просто девственность тела, оно – целостность, нераздвоенность человека в его отношении к нравственному долгу, чести, закону, к семье (когда внутренне не допускается измена), к людям и т.д. Целомудрие может и должно быть не только до вступления в брак, но и в семейной жизни, соединённой с рождением и воспитанием детей. Оно, если сказать просто, – нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. Целомудрие в особенно высокой степени достигается при правильной духовной жизни на началах православной веры.
Состоянием противоположным целомудрию является развращённость. А знаете, откуда происходит само слово «разврат»? С этим хорошо знакомы медики, хирурги. Они могут рассказать, как тяжело смотреть на развороченное после какой-нибудь катастрофы тело человека. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это та же «развороченность», только не тела, а души. Он есть не что иное, как бесстыдно выставленные наружу низменные инстинкты, похоти плоти, вывернутость души наизнанку, когда естественно присущая человеку стыдливость и совестливость попрана цинизмом и бессовестностью. Бессовестность – это верный показатель растленности человека, показатель, что он дошёл до того дна, где скапливается всякая грязь…
Как всё это может возникнуть в человеке? Тот, кто не отказывает себе ни в чём, кто ищет наслаждений, независимо от их нравственной оценки, и живёт только ими, закономерно становится таковым. Происходит это, конечно, не сразу. Всё начинается с малого: взглядов, мыслей, мечтаний, фривольных шуток, свободы в обращении… А потом уже и остановиться не в силах. Потому Христос сказал: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16,10).
Не расплескать бы чашу любви
Каждому человеку по самой природе даётся полная чаша драгоценного напитка – любви. Все, особенно юные, знают о ней. Но не всегда знают, насколько хрупким является этот исполненный таинственной красоты сосуд, и как важно соблюсти его в целости до брака, подготовив себя к этому священному часу в своей жизни. Не дай Бог неосторожным поведением разбить его или расплескать нектар по каплям! Представьте себе, вот красивый золотой перстень. Но разотрите его в пыль и рассыпьте. Где он? Нет его. А когда-то было такое великолепное кольцо!
Так и чаша любви. Можно расплескать её по каплям и остаться ни с чем, пустым и очень часто никому ненужным. В законном же браке соединяются две чаши и тогда какое благо переживают супруги, какое счастье получают они, сколько радости испивают. И блажен тот, кто сумеет сохранить свою чашу любви в целости! Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4).
Но какой образ жизни предлагается сегодня большинством телевизионных программ, что творится на страницах журналов и газет, что делается в рекламе! С какой силой, буквально шквалом какой-то ядовитый циничный змий обрушивает на людей свою сатанинскую свободу от совести, от добра, от стыда, от достоинства Человека! Не в силах противостоять Богу, он изливает свою злобу на созданную Богом природу человека, целеустремлённо разрушая в обществе идеал семьи, уничтожая то естественное, нормальное, что животворит человека, радует, даёт ему счастье в этой жизни…
Разве нельзя передать по телевидению что-то доброе, чистое, разве мало красоты в природе, в истории, в человеческой жизни? Вместо этого показывают всё самое низменное, пакостное, самое развратное, самое человеконенавистническое. Недаром один американский журналист написал: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления Человека». И приводит такую статистику: к восемнадцати годам зритель умудряется увидеть на экране примерно 150 тысяч преступлений, из которых около 25 тысяч – убийства… И что останется в его чаше после такого «воспитания»?!
Закон резонанса
Существует определённая психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, поскольку человек – это «компьютер» с бесконечной памятью, у него абсолютно всё сохраняется в подсознании. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое, поведенческое и нравственное состояние человека. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали и т.д., обязательно, хотим ли этого или не хотим, невидимо, а иногда и очевидно оказывает то или иное действие на нашу душу. И это действие будет тем сильнее, чем большее впечатление оно произвело на нас, чем более глубоко «погрузились» мы в эту картину своими чувствами, желаниями, чем с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние…
Ну, представьте себе, приглашают вас на какой-то богатый приём. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг видите странную картину: гости приходят, и неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянуло трупным запахом… разлагающейся крысы. Какие тут яства.
Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием наше сознание, или, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, которым он открывает свою душу. Между ними происходит примерно следующий диалог. Он: «Батюшка, не могу больше!» Священник: «Что случилось? Тяжело болеете?» – «Нет, я здоров». – «В семье что-нибудь не так?» – «Нет, и жена прекрасная, и дети, что вы!» – «На работе?» – «Нет, там меня ценят». – «Так что же тогда с вами происходит?» – «Не знаю. Тошно мне».
Совершенно очевидна причина подобных безотчётных душевных страданий, не дающих покоя человеку: слишком много «дохлых крыс» заложил ты, голубчик, в свою душу, вот они и отравляют твоё душевное осязание. По этой причине происходят непонятные, на первый взгляд, беспричинные семейные ссоры, доходящие до разводов, начинаются пьянки, разгулы, наркомания, бессмысленные преступления, самоубийства. Как опасно наполнять свою душу пакостями!
Недаром римские патриции, когда ждали ребёнка, самым тщательным образом охраняли своих жён от некрасивых лиц, безобразных картин, страшных сцен, впечатлений, расстройств и, напротив, стремились создать максимально спокойную, жизнерадостную внешнюю и внутреннюю атмосферу их жизни. Опыт показал, что все неблагоприятные внешние впечатления, душевные расстройства, житейские неприятности, так называемые семейные сцены, тем более нравственные потрясения самым пагубным образом отражаются на будущем ребёнке. Как много значит, оказывается, характер жизни человека и для него самого, и для его потомков: нравственный или аморальный, с чистой душою или бессовестностью, миром и спокойствием или ссорами и расстройствами. Нельзя забывать о родовом грехе и родовой добродетели.
Какое же великое благо, что есть христианство, есть покаяние, таинство Исповеди. Как отрадно, что можно очистить совесть, сбросить иго со своей души, освободить её от грязи грехов, получить мир. Ибо всё это имеет колоссальное значение для счастливого брака и его детей. Это понимали даже римские язычники, поклонявшиеся неведомым богам – нам ли, христианам, не внять этому закону?
Только тот брак может быть любвеобильным, прочным, непоколебимым, в который вступают чисто, с нерасплесканной чашей любви. Тогда действительно они уже не двое, но одна плоть будут (Мф. 19, 6).
Зачем нужно богословие
…Суть всех умозрительных богословских истин сводится к одному – необходимости для человека понять, что основным законом нашего бытия является любовь. И где нет её, там нет истины, нет правды, нет счастья, нет православия! Потому столь необходимо все усилия направить на понуждение себя к доброму отношению к каждому человеку, независимо от его веры и проч., к великодушному перенесению недостатков ближних, к делам любви. Такое направление жизни постепенно приведёт к возникновению, по действию Божию, и сердечного чувства любви ко всем, даже к врагам…
О значении даже обычной, но чистой любви в жизни человека сказано много. Сейчас приведу лишь один пример – прекрасное стихотворение, принадлежащее перу английского поэта Бурдильена. В переводе Полонского оно звучит так:
Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и на Земле
Тьма стелется, как дым.
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви – и по Земле
Тьма стелется, как дым.
И ещё раз хочется подчеркнуть. Чтобы семейный союз состоялся, необходимо, прежде всего, сохранить нерасплесканной драгоценную чашу любви. Сделать это в современных условиях можно лишь, осознанно опираясь на те основы жизни, которые предлагают святые Отцы и подвижники благочестия Православной Церкви. Из их письменного наследия хочется особо отметить замечательные творения и письма святителя Игнатия (Брянчанинова), письма игумена Никона (Воробьёва), Валаамского старца Иоанна (Алексеева), игумении Арсении (Себряковой). Это – настоящие сокровища для всех тех, кто хочет узнать, что такое духовная жизнь, как избежать её подделок, кто стремится, чтобы его семья стала действительно малой церковью Божией. Важно понять, что брак не «случается», а совершается по любвеобильной и премудрой воле Божией, действующей в полном соответствии с духовным состоянием человека, степенью искания им Царства Божия и правды его (Мф. 6, 39), ибо брак – событие Богочеловеческое.
Из лекции профессора Алексея Ильича ОСИПОВА
«Христианские основы брака»,
прочитанной в 2005 году
в храме Илии Пророка (Москва).