Молитва за врагов – трудно, но возможно

Өстөөхтөр тустарыгар үҥүү – ыарахан да буоллар, кыаллар суол

Авторы:


Самое главное, Школа молитвы
Темы: , , , , , , , , , , , , , , , , .

43 Чугастааҕыгын таптаа, өстөөххүн абааһы көр диэн этиллибити эһиги истибиккит. 44 Оттон Мин эһиэхэ этэбин: өстөөхтөргүтүн таптааҥ, эһигини кырааччылары алҕааҥ, абааһы көрөөччүлэргэ үтүөнү оҥоруҥ, эһигини атаҕастааччылар, сойуолааччылар тустарыгар Таҥараҕа үҥүҥ, 45 оччоҕо эһиги Халлааннааҕы Аҕаҕыт уолаттара буолуоххут. Ол эбит буоллаҕына Кини күнүн сырдыгын үтүөҕэ да, мөкүгэ да тыктарар, ардаҕын ырааска да, аньыылаахха да ыытар. 46 Эһигини таптыыр эрэ дьону таптыыр буоллаххытына, туох махталын кэтэһэҕит? Түһээн хомуйааччылар да итини сатыыллар буолбатах дуо? 47 Доҕотторгутун эрэ эйэҕэстик көрсөр буоллаххытына, ама эһиги уһулуччулаах үтүөнү оҥоробут диэххит дуо? Таҥараны билбэт да дьон итини сатыыллар буолбатах дуо? 47 Онон, Халлааннааҕы Аҕаҕыт эҥкилэ суоҕун курдук, эһиги эмиэ эҥкилэ суох буолуҥ.

Матфейтан Сибэтиэй Евангелие, 5-с түһ.

 

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Евангелие от Матфея, гл. 5

 

Есть культуры, требующие: «Отомсти!», есть – требующие: «Прости!» Но лишь те, которые сформировались на основах христианских ценностей, призывают любить, благословлять и молиться за врагов и недругов.

Христос не только призывал к этому своих последователей, Он Сам в течение земной жизни не раз давал пример и любви к врагам, и молитвы за врагов. Представьте, какие страшные муки испытывал Господь, когда воины пригвождали Его ко кресту! А Он просил в эти, кажущиеся бесконечными, минуты: «Отче! прости им, ибо они не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Почему Христос это мог? Как молиться, как просить Бога, чтобы Он простил тех, кто причиняет страдание мне, а ещё хуже – моим близким, если (как минимум) хочется взять обидчика за грудки и потрясти его: «Да что ж ты делаешь?!»

Епископ Илларион (Алфеев) объясняет:

«Мы должны помнить, что люди, которые делают нам зло или относятся к нам с неприязнью, не плохи сами по себе. Плох тот грех, которым они заражены. Ненавидеть надо грех, а не его носителя – человека. Как говорил святой Иоанн Златоуст, “когда ты видишь, что кто-то делает тебе зло, ненавидь не его, но диавола, который стоит за ним”.

…Священник очень часто наблюдает во время исповеди, как грех реально отделяется от человека, когда тот в нём раскаивается. Мы должны уметь отрешаться от греховного образа человека и помнить, что все люди, в том числе и враги наши, и ненавидящие нас, созданы по образу Божию, и именно в этот образ Божий, в те зачатки добра, которые есть в каждом человеке, мы должны всматриваться.

Почему необходимо молиться за врагов? Это нужно не только им, но и нам… Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане Афонском говорит: “Ненавидящие и отвергающие брата ущербны в своём бытии, они не могут найти путь к Богу, любящему всех”. Это справедливо. Когда в нашем сердце поселяется ненависть к человеку, мы бываем не способны приблизиться к Богу. И до тех пор, пока это чувство в нас сохраняется, путь к Богу нам преграждён».

Каждый раз, приступая к Богу Живому, мы должны быть абсолютно примирёнными со всеми, кого воспринимаем как своих недругов. Православные, готовясь к Причастию, читают в особых подготовительных молитвах: «Первее примирись тя опечалившим». Без мира с ближним неосуществимо примирение, а значит, реальное соединение с Богом.

Но можно всё очень хорошо понимать и при этом быть совершенно бессильным хоть что-нибудь изменить в своём сердце. Что же делать, если не веришь в молитву? Молиться! В каждом молитвослове среди вечерних молитв есть одна, которая начинается так: 

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче!..
Биһигини абааһы көрөөччүлэри уонна атаҕастааччылары бырастыы гын, бар дьону таптыыр Айыы Тойон!..

Каждый, кто хоть раз прибегал к помощи этих молитвенных слов, знает, что трудно только начать. Кажется, что молишься через силу, через «не могу». Даже глаза не смеешь поднять на иконы, за которыми – иной, Божий мир. А потом незаметно начинаешь чувствовать, как сердце смягчается, уходит злость и уже не то что желание ответить исчезает, а жалость и сочувствие откуда-то появляются.

Впрочем, христиане знают, откуда. Невозможное человеку в нашей душе, по нашим молитвам, производит Бог. И всё преображается. Нет, обидчик не меняет своего отношения к нам, но наше отношение к нему, к ситуации, к жизни изменяется в корне. Моя обида тонет в потоке Божией любви, которой Господь со мной делится.

Попробуйте и вы испытать на себе удивительное действие этой молитвы. Надо только решиться помолиться, преодолеть себя. Слова прошения как бы раскрывают те чувства, которые мы должны испытывать по отношению к обидчикам (если считаем себя христианами), и… – вот чудо – мы начинаем испытывать их!

Архимандрит Рафаил (Карелин) даёт ещё более конкретный совет. «Молитесь так: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбче. Помилуй, Господи, рабов Твоих…» – и перечислите их имена».

Чем ближе мы становимся ко Христу, тем меньше в этом списке имён остаётся. Дай Бог, чтобы когда-нибудь у всех у нас список обидчиков оказался пуст. И пусть поможет нам в этом совет Спасителя:

 

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. 26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

От Марка святое благовествование, гл. 11

25 Уонна үҥэ туран, кимиэхэ эмэ хоргута саныырдаах буоллаххытына, кинини бырастыы гыныҥ, оччоҕо эһиги Халлааннааҕы Аҕаҕыт эмиэ эһиги аньыыгытын-буруйгутун бырастыы гыныаҕа. 26 Оттон бырастыы гыммат буоллаххытына, Халлааннааҕы Аҕаҕыт эмиэ эһиги аньыыгытын-буруйгутун бырастыы гыныа суоҕа».

Марктан Сибэтиэй Евангелие, 11-с түһ.

Марина ГОРИНОВА