Отец Михаил, что значит: любить себя?
Вероника
– Прежде чем любить себя, надо разобраться – кто я. Даже многие люди, не один год ходящие к Таинствам, не знают – кто они. Митрополит Антоний Сурожский говорил: духовничество – это не умение подчинить волю другого себе, а умение помочь человеку раскрыться в полной мере.
Поэтому, прежде чем себя любить, надо себя узнать. А до тех пор, пока себя не познал, надо попытаться хотя бы осознать, что призван к большему, чем живёшь сейчас. И, прежде всего, в области святости, гармонии с Богом во всех её аспектах – и в радости, и в горе, и в молитве, во всём. Когда мы себя узнаем, мы полюбим себя, а полюбив, естественно, станем стремиться к освобождению от греха, к тому, чтобы стать лучше.
Мне часто приходится говорить людям (особенно с тяжёлыми грехами), которые находятся на грани срыва: «Ты должен возненавидеть себя теперешнего и полюбить того, которого ещё не знаешь. Но именно он и есть ты – ты настоящий, ты, способный сделаться подобным Христу. Ведь в тебе такая красота есть, такая любовь, гармония, ты себе даже не представляешь! Постарайся полюбить это – то, что пока от тебя закрыто, что пока – за углом твоей жизни. Просто доверься Богу и поверь: есть ты, которого стоит любить. Постепенно, не сразу, конечно, это отроется. И вот иди туда – в перспективу своей святости, от себя сегодняшнего – к себе идеальному в Боге».
Идти придётся очень далеко, но идти надо. Вся христианская жизнь на этом построена. Надо постоянно уходить от себя сегодняшнего. Если я самодостаточен – это тупик. Всё – я вмёрз.
Мы знаем: христианство – путь. Но куда и от чего? Куда – понятно: к Богу. А от чего? От себя. Вот говорят: от страстей, от дьявола… Так пойми, дьявол для меня – что-то абстрактное, если во мне нет для него места. От себя человек уходит – сегодняшнего – к тому, которого Бог задумал в Своём Божественном Промысле, пронизанном любовью и светом. Вот туда нужно идти, вот этого себя нужно любить.
А любить как? Пестовать в себе образ Божий, ухаживать за ним, не делать зла себе – тому, кого любишь. Пусть этот образ пока размыт, пусть пока мы не различаем каких-то тонкостей, даже не знаем о существовании некоторых вещей, но важно знать: есть тот я, которого Бог задумал, и есть тот я, который моими усилиями сотворён. И вот от этого последнего нужно уходить.
Когда осознаешь: я отошёл от себя на шаг, значит, на шаг стал ближе к Богу –радость ведь потрясающая! А потом, именно на этом пути мы обретаем любовь к близким, мудрость житейскую и видение всего происходящего в правильном, не искажённом свете.
Только здесь всё начинается. Правда, надо сказать, что, сколько бы я ни продвинулся, стоит только мне остановиться, и в этот момент окажусь гораздо ниже того, кто, может быть, меньше прошёл по этому пути, но он идёт. Потому что движение – это жизнь в Боге.
А застыть можно даже на пороге рая. Подойти к порогу Царствия Небесного и потерять Христа. То есть можно достичь даже каких-то видимых признаков святости и в них вмёрзнуть, потерять Господа. Поэтому надо идти, идти, идти.
при окормлении отца Михаила Зайцева зарождалась, помнится, Знаменская община поселка Чокурдах. они до сих пор с теплом и любовью вспоминают этого мудрого и доброго батюшку. от Бога говорят) низкий ему поклон!
Спасибо, Яна, мы постараемся батюшке поклон передать. Сам он вряд ли будет читать свои ответы. Говорит: сейчас бы ответил иначе. Но это, действительно, незаурядный человек и священник.