Жестикуляция тела
«Я обращу в поклон нерасторопность жеста», – писала Анна Ахматова. Даже в советской России поклоны были естественным продолжением доброго слова и благородного жеста. Но по себе знаю, когда современный человек, воспитанный в системе ценностей, которую олицетворяет гордо выпяченная грудь и голливудская улыбка, в первый раз заходит в православный храм, его неприятно удивляет и даже раздражает, что люди много кланяются и встают на колени.
Поклон в наши дни воспринимается как знак унижения и слабости. Люди почти перестали кланяться, как это было принято, при прощании, при встрече, при желании попросить прощения. Почтительное раскланивание превратилось в старомодный обычай. Даже в церкви поклоны постепенно заменяются «шейным киванием»*.
Но, согласитесь, чувство благоговения не принижает, а возвышает. Это чувство человек испытывает не только перед Богом, но и перед матерью, перед невестой, перед подвигом других людей. Только вряд ли необходимость молитвенного поклонения можно объяснить теоретически. Наверное, каждому надо пройти какой-то свой духовный путь, чтобы понять, как это понял известный славист, профессор Женевского университета Жорж Нива, «что вот таинство и тайна, соединение плоти и духа играют большую роль в Православии. Что все эти поклоны, вся эта жестикуляция тела человеческого играют большую роль».
Протопресвитер Александр Шмеман писал: «В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом; и весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти – животной, иррациональной похоти в нас – над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято, так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда не презрение к телу, не небрежение им – но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек – душой и телом – кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится в своём теле».
На коленях сердца
Поклоны бывают поясные – до пояса, когда можно (хотя совсем не обязательно) рукой достать до пола, и земные, когда, становясь на колени и кланяясь, касаются головой земли. В идеале, «молитва тела» прихожан должна быть такой же стройной и слаженной, как молитвословия, озвученные хором. Вразнобой совершаемые поклоны нарушают духовный ритм богослужения.
С другой стороны, поклон, сделанный от полноты сердца «неправильно», думается, гораздо более угоден Господу, чем тупое, холодное соблюдение Устава. Человек, который радуется тому, что поклоном «попал» в нужный момент, а не тому, что перед Господом своим может так свою любовь выразить, да ещё другим делает замечания, столь же далёк от Христа, как исправно работающий механизм. Пока ещё не выстроена внутренняя жизнь верующего, чрезмерное увлечение внешними вещами может непоправимо её разрушить. Гораздо важнее научиться понимать и чувствовать – Кому мы кланяемся, чтобы поклон стал продолжением нашего духовного поклонения Богу.
«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Никакая церковная служба не обходится без этого троекратно усиливающегося призыва, идущего ещё из ветхозаветных времён (Пс. 94, 6). Мы поклоняемся Единому Богу… Вот, мы кланяемся в пояс или в землю… Это и есть поклонение?
Святые отцы предостерегают от такого примитивного понимания. Они учат поклоняться Богу духом и истиною. Как же это? «Попробуйте найти у своего мысленного сердца мысленные колена и преклонить их!» Важно войти в душевное состояние поклонения и покаяния. Но если истинное поклонение в этом, тогда при чём здесь поклоны поясные и земные? Каким образом телесные состояния могут влиять на дух? Как поклоны, крестное знамение, произнесение святых слов могут привести в движение нашу душу? Священник Александр Ельчанинов объяснял это очень образно: «Нормально, что мотор приводит в движение колёса; но бывает, что вялый негодный мотор никак не может начать работать, пока не станешь толкать автомобиль и вертеть колёса».
«Поклон – это один из многих внешних инструментов для внутреннего делания. Поклон нужен молящемуся подобно слову молитвы; он выражает те чувства покаяния и душевного расположения, которые затруднительно выразить словами. Как жесты делают речь выразительнее, так и поклоны помогают молящемуся лучше выразить и донести молитву до Бога. Поклон нужен, чтобы помочь человеку прийти в состояние покаяния, душевного сокрушения, хотя бы немного осознать свою ничтожность пред Божиим величием. Он выражает нашу готовность покориться воле Божией. Для гордого человека склонить перед кем-то голову, бывает, стоит тяжелых душевных усилий. И поклоны во время церковной службы помогают ему победить в себе гордость, смириться… Иными словами, поклонение духом и истиною прекрасно выражается и усиливается поклоном телесным».
Конечно, «азбука» тела может напугать тех, кто только входит в жизнь Церкви. Но поверьте, если вы будете регулярно посещать богослужение, очень скоро язык поклонов – этих «психо-телесных» знаков покаяния и смирения, поклонения и послушания – станет для вас естественным и понятным.
* В материале использована «Статья о поклонах» журнала «Духовные ответы» http://www.liturgica.ru/bibliot/poklony.html
Ирина ДМИТРИЕВА