Ум, знай своё место!

Авторы:


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , .

В журнале «Фома» я прочёл интервью с физиком из Сарова И.Г. Жидовым. Он сказал: «Да, физики без священников – современные папуасы. В чём особенность физика? В чём его, так сказать, профессиональная болезнь? Я полагаю, что профессиональная болезнь физика-теоретика – гонор, гордыня ума. Если у него не будет гордыни ума, он не состоится как специалист. Если он не будет уверен, что умом дойдёт, решит любую новую задачу, которую никто до него не решал, он не состоится профессионально. А гордыня ума, как известно, самое тяжёлое искушение. Поэтому нужны люди, которые понимают эти и другие проблемы, понимают специфику деятельности. И такие люди – слава Богу – есть. На одной из исповедей батюшка меня остановил и говорит: «Ты исповедуешься, как пожилая прихожанка. Тебе Господь талант дал, родители – образование, а ты исповедуешься, как старенькая прихожанка. Что у тебя за грехи, подумай!» Пришлось напрягаться…»

И вот я решил, что, наверное, тоже должен как-то иначе строить свою исповедь. Раньше мне это в голову не приходило, казалось – грех есть грех. Если я высокомерен бываю, так это не от ума, наоборот. Каждый, уверен, сталкивался с гордыней невежды. Жидов хоть умный. А глупец, который думает, что знает всё лучше всех, начинает рассуждать и судить обо всём подряд – и о космосе, и о Боге, и о Евангелии, в общем, как в стихотворении Самуила Маршака «Дурак»:

…И не так селёдок ловят,
И не так борщи готовят,
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!..

Но, может, я ошибаюсь, и на самом деле есть какая-то специфика в воцерковлении и в покаянии умных и высокообразованных физиков? Хотелось бы получить ответ от священника, имеющего опыт общения с учёными.

Начинающий физик и христианин Константин

 

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве. Почти тридцать лет работал в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимался нейтронно-физическим расчётом ядерных реакторов:

Мне кажется, что Константин не совсем правильно понял Игоря Георгиевича Жидова. Духовник объяснил учёному, что он недостаточно серьёзно относится к исповеди. Дело не в том, что физик превосходит пожилую прихожанку силой ума, способностью анализировать, уровнем образования. Просто если зрелый образованный мужчина исповедуется, как бабушка, значит, он делает это формально, значит, он не приложил усилий, в том числе и умственных, чтобы осознать и пережить свой грех.

Хотя специфика в воцерковлении высокообразованных людей есть. Они до всего стремятся дойти умом. То, что человеку, верующему с детства и духовно правильно воспитанному, кажется естественным, интеллектуалы постигают с трудом, с большим напряжением. Приведу такое сравнение. Несколько лет назад мне довелось побывать в Якутии. На Верхоянском хребте мы познакомились с таёжником, которого с трёх лет отец брал с собой в тайгу на охоту. Он видел следы зверей, которые мы, городские жители, не могли разглядеть, уверенно нашёл едва заметную тропинку, которую мы бы не заметили, словом, он чувствовал себя в тайге, как дома, а мы ощущали себя совершенно беспомощными.

Так и в Церкви. Любому начинающему трудно разобраться в тонкостях духовной жизни. Учёный хочет всё постичь умом, подчас игнорируя эмоции, пытается духовный опыт с помощью разума проверить или опровергнуть, но духовная жизнь рационализации не поддаётся.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа говорил, что есть путь волхвов – учёных людей, которые вглядывались в небо, увидели звезду Царя Иудейского и отправились в далёкий Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Этот путь долгий и трудный. Есть путь простых людей с чистым сердцем, путь пастухов, которые пасли овечек и услышали от ангелов весть о Рождении Сына Божия. Оба пути ведут ко Христу. Нельзя сказать, что один из них лучше, а другой хуже. Господь создал людей разными, и поэтому оба пути необходимы. Великий учёный Луи Пастер говорил: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я ещё более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка».

Рациональное усилие может привести человека к Богу. Но, обратите внимание: в заповеди «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) разум стоит на третьем месте. В духовной иерархии ум не может претендовать на главенство, иначе он рискует завести человека в тупик. Холодное рассудочное мышление критерием ставит само себя. Порой мы в какой-то сложной ситуации пытаемся рационально докопаться до истины, не понимая, что она лежит в другой области – духовной.

Там, где присутствует только одна холодная логика, часто действует нечистая сила, которая пытается сбить человека с пути ко Христу. К Богу ведёт путь покаяния, молитвы, воздержания, углублённого изучения церковного вероучения, чтения святоотеческой литературы. Ум дарован человеку Богом, это великий инструмент, которым мы постигаем окружающий нас мир, как материальный, так и духовный, но нельзя и переоценивать его значение. Ум должен занимать подобающее ему место и не претендовать на безусловное первенство.