Главным событием, определившим всю последующую жизнь студентки физико-математического (впоследствии – биологического) факультета МГУ, стала «совершенно случайная» исповедь перед собственным днём Ангела в Высоко-Петровском монастыре у архимандрита Агафона (Лебедева), в прошлом – насельника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, перебравшегося в Москву после закрытия родной обители. Произошло это в феврале 1924 г.
С того времени она стала прихожанкой монастыря и духовной дочерью отца Агафона (в схиме Игнатия), вокруг которого начинала складываться духовная семья. Причем часть её членов совершенно очевидно тяготела к монашескому пути. Зосимовцы считали, что, несмотря на гонения, монашество не должно угаснуть. Главное – сохранить духовную жизнь, культуру православного монашества: молитву, старческое руководство, общинную жизнь. А частности могут меняться: пусть это будет монашество без монастырских стен и одежды, пусть вместо монастырского послушания будет светская работа, лишь бы исполняли её новые иноки «со всей ответственностью, со всей любовью».
Братия Высоко-Петровского монастыря незаметно для большинства молящихся стала пополняться иноками и инокинями – юношами и девушками, постригаемыми уже тайно. Они оставались на своей мирской, «советской» работе или учёбе и одновременно под руководством старцев постигали основы духовной жизни. Так Высоко-Петровский монастырь стал «пустыней в столице».
В 1928 г. архимандрит Агафон совершил тайный постриг Валентины Пузик в рясофор с именем Варсонофия – в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 г., уже после гибели в лагерях своего духовного отца, она приняла постриг в мантию от руки одного из наставников Зосимовой пустыни – архимандрита Зосимы (Нилова). Новое имя ей было дано в память о её старце – в честь священномученика Игнатия Богоносца.
Всё это время по благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности. Научно-исследовательская деятельность на долгие годы стала неотъемлемой частью её монашеского делания. 29 лет она успешно руководила патоморфологической лабораторией ЦНИИТ. К 1974 г., когда она завершила свою профессиональную деятельность, ею были написаны более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами.
Как учёный В.И.Пузик вырастила не одно поколение исследователей. Под её руководством было выполнено 22 докторских и 47 кандидатских диссертаций, а список фундаментальных трудов учеников занимает не один десяток страниц. Фактически она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. За свой вклад в науку Валентина Ильинична была удостоена Ордена Трудового Красного Знамени, девяти медалей, звания «Заслуженный работник медицины».
Даже если бы монахиня Игнатия была только крупным учёным, это уже поставило бы её в один ряд с такими церковными деятелями ХХ века, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Иоанн (Вендланд), протоиерей Глеб Каледа. Однако её служение Богу и Церкви не ограничилось наукой-послушанием.
С середины 1940-х годов научная деятельность монахини Игнатии дополнялась литературным трудом. В 1945-м появилась первая её книга – жизнеописание духовного отца. Ещё через семь лет, осмысляя свой путь и опыт свидетельства, она написала о детище отца Игнатия – созданной им монашеской общине. Образ духовного отца, наставника и новомученика, до конца свидетельствовавшего о Христовой любви, стал ответом обезумевшему от боли миру, а «летопись» его дела, его духовной семьи, созданной и живущей вопреки его смерти, вопреки гонениям и утратам – её посланием современному российскому монашеству.
Позднее были и другие книги – своего рода дневники-размышления о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, казалось бы, окончательно покинутого благодатью.
С начала 1980-х годов монахиня Игнатия начала пробовать свои силы в гимнографическом творчестве. Часть созданных ею служб вошла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Иосиф Песнописец, Феодор Студит, святитель Герман Константинопольский, инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега».
В 1990-е годы она снова вернулась к свидетельству о подвиге своих духовных наставников – старцев Зосимовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря её трудам в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии.
Она воистину стала одним из звеньев золотой цепи, которую, по словам Симеона Нового Богослова, составляют «святые, приходящие из рода в род», и «которая не может быть легко разорвана».
24 апреля 2003 года, в Великий четверг, она была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь её небесным покровителем стал недавно прославленный преподобномученик Игнатий – духовный отец. Важно, что постриг был совершён духовенством храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре.
Круг общения матери Игнатии и в последние годы был исключительно широк. В её дом на Беговой улице приходили и маститые учёные, коллеги по институту, и совсем юные ученики воскресной школы, где она вопреки немощам и благоразумным увещеваниям считала долгом преподавать. Среди гостей уже почти не было сверстников – все были младше неё в два, в три, а то и в пять раз, но по свежести восприятия жизни и ясности ума хозяйка ничуть не уступала молодым.
Её земная жизнь окончилась на 102-м году, 76 лет из которых было прожито в монашестве.
Тамара РОМАНОВА