Не можешь петь – не пей

О книге священника Олега Петренко «Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени»

Авторы:


Самое главное, Чистая вода
Темы: , , , .

Каждый из нас согласится, что соседи по даче, периодически лазающие без спроса через забор вашего участка, – не самые приятные гости. Никому не нравится, когда посторонние вторгаются туда, куда их не просят. Это же верно в отношениях науки и религии, как говорят немцы, «чем выше забор, тем крепче дружба».

В средневековом католицизме господствовало убеждение, что Церковь может предписывать учёным, как им надлежит думать по тем или иным сугубо светским вопросам. Сегодняшние отцы Римско-католической Церкви признали, что «может быть, одним из величайших препятствий, столетиями преграждающих все пути к примирению с естественными науками, был процесс Галилея».

Некоторые современные американские протестанты, с одной стороны, вмешиваются в содержание школьных программ, пытаясь подстроить их под своё ограниченное сектантское богословие. С другой стороны, протестантская «научно-историческая критика Библии» долгое время стремилась лишить Церковь таких оснований её веры, как рождение и воскресение Христа, – а это уже пример вмешательства науки в дела веры.

24_2009_6_m

Не таковы традиции Православия: ни в Византии, ни на Руси мы не вспомним ни одного инквизиционного процесса, осудившего светского исследователя за содержание его научной работы. К сожалению, в последнее время в связи с отсутствием регулярной церковной цензуры, научного и богословского рецензирования участились случаи публикации православными издательствами книг, авторы которых пытаются грубо вмешаться в науку с религиозной точки зрения и делают это в высшей степени неграмотно, выдавая за православную апологетику лженаучные и нецерковные учения.

24_2009_6_2Печальным примером тому является книга священника Олега Петренко «Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени» (М., «Православный паломник», 2007), которая несёт на себе гриф «Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата» и представлена как «научно-популярная». Стыдно, но издание, претендующее одновременно на научность и православность, начинается со лжи: я не поленился позвонить и выяснил, что книга никогда такого грифа в Патриархии не получала. В издательстве же мне признались, что пресловутый гриф был проставлен по устному заявлению автора.

Должен сказать, что текст поражает своей поверхностностью и непрофессионализмом, несмотря на то, что автор пытается прикрывать их наукообразной формой изложения. Создаётся впечатление, что он совершенно не отличает достоверных научных источников от сомнительных и явно ложных. Идут в ход и добротные научно-популярные книги (Хокинг, Фейнман, Клайн, Смородинский, Мигдал, Девис), и труды классиков науки (Эйнштейн, Пуанкаре, Ньютон, Галилей, Паули), и корректные, хотя и маргинальные, практически никем не востребованные работы по шестимерной теории поля 70-х – 80-х гг. (Cole, Strnad, Ziino), и откровенно лженаучный бред (Сотникова, Попов, Козырев). Автор иногда замечает, что обсуждаемые им «научные» идеи не получили одобрения научного сообщества, но ни разу не проводится детального анализа причин, по которым те или иные идеи были большинством учёных отвергнуты.

Излагая свои «оригинальные» физические идеи, он обращается не к сообществу коллег, которое способно дать критический анализ его построений, а к непрофессиональной аудитории. Причём, у самого отца Олега Петренко нет ни одной собственно научной работы по теоретической физике, опубликованной в реферируемом журнале.

Печально, но псевдонаучный пафос книги подкрепляется псевдобогословским. Автор возводит в степень догм следующие утверждения: 1. «Священное Писание утверждает… о почти мгновенном творении… мира за шесть земных суток». 2. «Творение мира Богом посредством эволюции невозможно, так как оно предполагало бы смерть живых существ в первозданном мире, до грехопадения Адама».

Доктор философских наук, профессор Владимир Шохин пишет: «Никто из христианских богословов, кроме разве что некоторых фундаменталистов из южных американских штатов, не трактует семь дней творения в виде 24 х 7 = 168 часов – потому хотя бы, что само календарное время было создано во время одного из этих «дней». Уже древние толкователи Библии правомерно видели в «днях» стадии развития мироздания, но и сами новозаветные авторы, опираясь ещё на ветхозаветных, дают нам чётко понять, что «дни» в применении к Богу есть понятие относительное, так как у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Петр. 3, 8, ср. Пс. 89, 5). Самоочевидно, и тысячу лет в данном случае следует понимать как лишь метафору большой длительности».

Второе утверждение также нельзя принять как догмат, поскольку соборного осуждения эволюционных учений в Церкви не происходило и не могло произойти, ведь теории происхождения Земли и видов животных (не человека), к делу нашего спасения отношения не имеют.

24_2009_6_5

Навязывая всей Церкви новые догматы, отец Олег в то же время опирается на учение Каббалы, не смущаясь его антихристианским характером. В его книге, в частности, содержится чисто каббалистический анализ гематрий (числовых значений слов) Имён Божиих, а также первого стиха книги Бытия. Нет нужды доказывать, что Каббала есть не наука и не богословие, а иудейская оккультно-магическая практика. На стр. 118-122 приводятся цитаты из результатов «научных» (на деле – каббалистических) работ некоего Элияху Рипса, в которых якобы доказано, что в Библии закодированы сообщения о конкретных событиях истории XX века. Для того, чтобы представить себе смехотворность подобных изысканий, приведу цитату (стр. 122): «О высадке астронавтов на Луне Библия сообщает нам следующим образом: рядом со словами «человек на Луне» стоят слова «космический корабль» и «Аполлон-11». В Библии… указана дата, когда Нил Армстронг ступил на лунную поверхность… все эти фразы скрыты в книге Бытия в том месте, где Бог говорит Аврааму: «Посмотри на небо…» (Быт. 15, 5)».

Отметим, что православный священник слово в слово переписывает клевету на Священное Писание, не владея языком первоисточника, а значит, не будучи в состоянии проверить приводимое утверждение. На следующей странице он с воодушевлением пересказывает мысль раввина Адина Штейнзальца: «В Библии… о будущих событиях говорится в прошедшем времени, а о прошедших – в будущем». Из этой ремарки ясно, что батюшка, посвятивший себя разбору Ветхого Завета, не знает о «перевёрнутом перфекте» и «перевёрнутом имперфекте». Эти глагольные формы употребляются для передачи пророческих речений о будущем и исторического повествования о прошлом соответственно, при этом морфологически почти совпадая с формами перфекта и имперфекта.

Кстати, столь превозносимый отцом Олегом учёный-гебраист Адин Штейнзальц в своей статье «Иудаизм и христианство» хулит Христа и Божию Матерь, всю христианскую веру. Он пишет: «Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься». Вот настоящий авторитет для православного священника, а вовсе не серьёзные православные богословы, отстаивающие возможность эволюционной трактовки книги Бытия.

Это – пример вопиющей безграмотности в той области, за которую взялся автор книги. Причём не единственный.

24_2009_6_black_hole_quasar_nasa

Укажу на несколько очевидно ложных физических утверждений, содержащихся в книге. На стр. 77 говорится: «Число изотопов в периоде с номером n определяется по формуле N=4n2». Всякий, кто возьмёт на себя труд посмотреть на таблицу Д.И. Менделеева, увидит, что в первом периоде её – 2 элемента, во втором – 8, в третьем – 8, что явно не совпадает с утверждением автора.

На стр. 104 отец Олег замечает, что в одной из работ по астрофизике было установлено: скорости разбегания галактик принимают приблизительно дискретные величины, кратные 37 километрам в секунду. Из чего следует заключение: «Численный фактор, равный 37, встречается не только на космических просторах Вселенной». Ясно, что указанный интервал в распределении скоростей равен числу 37 только в данной системе единиц: измеренный в милях или вёрстах, он будет выражаться другим числом. Сравнивать его с собственно числовыми величинами столь же бессмысленно, сколь сравнивать килограммы с сантиметрами.

На стр. 319 со ссылкой на труды некоего Н.Н. Попова как доказанный факт приводится высказывание: «И чёрные дыры, и сингулярности не имеют отношения к существующей реальности». Эта точка зрения не приемлется современным астрофизическим сообществом. Например, в центре нашей Галактики, по общепринятым представлениям на сей день, находится гигантская чёрная дыра.

Итак, книга Олега Петренко распространяет заведомо ложные утверждения в области физики, использует в своей аргументации оккультное учение каббалы, и навязывает православным христианам в качестве единственно верного и общецерковного догмата своё частное богословское мнение о несовместимости православной веры и теории эволюции.

Среди разнообразных еретических и лженаучных изданий, появляющихся в наши дни на церковных и светских прилавках, книга священника Олега Петренко привлекла меня особенным образом. Автор – не только глубоко и искренне верующий православный христианин, но священник, а значит, красота видимого мира является одним из источников, питающих его веру. Однако способ изложения научно-религиозных переживаний избран такой, что книга по причине постоянной апелляции к лженаучным учениям дискредитирует саму идею обращения к христианской вере через созерцание тварного мира. Это пример того, как НЕ надо заниматься естественнонаучной апологетикой. Люди говорят: не можешь петь – не пей. Подобного рода «миссионерские» тексты только отталкивают людей от Церкви, а на нас сбывается слово апостола Павла: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится» (Рим. 2, 24).

 

Андрей ЗАЯКИН