Чем «кормить» Христа, чтобы Его подкупить?
Недавно я решилась принять крещение, но моя православная подруга предупредила: «Имей в виду, теперь ты уже не сможешь кормить своих духов!» Объясните, пожалуйста, почему? Все мои друзья-якуты и в храм ходят, и духов кормят. Это наши боги. Что тут такого?
Нюргуяна
Ирина ДМИТРИЕВА, редактор:
А что «такого» в… предательстве, Нюргуяна?
Я понимаю, моё сравнение может показаться на первый взгляд слишком резким, но для христианина оно, скорее, недостаточно. Замечательно, что Вы задали этот вопрос, что хотите не просто некий обряд над собой совершить, а понять суть и последствия важнейшего в жизни шага. Но попробуйте для начала честно ответить на другие вопросы, которые неизбежно следуют вслед за Вашим.
Для чего Вы кормите духов? Чтобы они не обижали, защищали Вас – в общем, для того, чтобы жертвой своей задобрить их, умаслить, подкупить. Вы совершаете жертвоприношение ради своего земного благополучия. Правда?
Для чего Вы креститесь? Если для того же – чтобы Бог дал здоровье, материальный достаток, успех, счастье в личной жизни, пятёрку на экзамене и т.д., то совершаете большую ошибку. Это всё равно, что поступить в институт не с целью получить образование, стать специалистом, способным к работе и полноценной трудовой жизни, а ради… стипендии, например, или за компанию с другом. Конечно, и такое бывает. Сама так училась, но в результате приобрела гораздо больше, чем собиралась, – не только знания, а ещё и интереснейший опыт – профессиональный, человеческий… Вот так и в православии: люди часто крестятся, имея ложные цели и установки, однако, если начинают жить духовной жизнью (увы, это происходит не со всеми), то всё равно обретают главное.
Так для чего же нужно креститься? Чем «кормить» Христа, чтобы Его подкупить? Эти вопросы могут показаться христианам дикими, но обычное «сходить в храм, чтобы поставить свечку» – разве не то самое недоразумение, о котором я говорю? Какой же жертвы ждёт от нас Бог на самом деле?
А не нужны ни Ваше вино, ни Ваши деньги, ни Ваши жертвы Тому, Кто ради Вас, Нюргуяна, в Жертву принёс Себя, Кто был распят на Кресте – ради Вас. Ничего, кроме Вашего сердца, Христу не нужно. «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – говорится в псалме, читаемом православными во время утреннего молитвенного правила.
Более того, Господь Сам протягивает Вам Себя в Чаше со Святыми Дарами, которую выносят на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-58).
Да, такая вот нелепость, чушь такая, с точки зрения тех, кто живёт, глядя себе под ноги, – Бог, Творец мира, Вседержитель, Властелин духов, местных богов (в иной терминологии), Всесильный и Всеблагой отдаёт нам Себя с Креста: «Вот Моя Жертва ради вас – берите, причащайтесь!»
Мы, Нюргуяна, ради этого и крестимся – для того, чтобы стать причастниками «присносущнаго веселия и радости», которые есть ТОЛЬКО в Боге. Для того, чтобы сделаться подобными Ему – в любви, в прощении, в кротости, в смирении, в милосердии, в целомудрии, в чистоте, в праведности, в честности, в искренности, в доброте. Для того, чтобы с Божией помощью извергнуть из себя гордыню, тщеславие, злость, эгоизм, гнев, жадность, зависть, блудную похоть, ложь, лицемерие, уныние…
Цель христианина не в том, чтобы более или менее сытно и комфортно прокантоваться во время недолгой жизни, она – в обожении. Мы ДОЛЖНЫ (это долг наш!) стать подобными Творцу – ни много ни мало. И ради этого христиане готовы жертвовать и своим здоровьем, и своим благополучием, и своей жизнью… если потребуется. Должны быть готовы. Наши жертвы нужны не Богу – нам самим, постольку, поскольку они нас меняют.
Конечно, это безумие для язычников – мы принимаем крещение не ради земного блага, а ради того, чтобы взойти на свой крест. Вы не хотите? Но христианство ничего другого не предлагает. Только одно говорит Христос в поддержку тем, кто решается последовать Его примеру: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30).
И это могут засвидетельствовать миллионы христиан, Ваши друзья, уверена, тоже. По обещанию Спасителя, ищущим прежде всего не мирского, душевного, материального благополучия, а духовного блага, Царствия Божия, всё остальное, необходимое для достижения этой цели, в том числе и вполне бытовое, прилагается, даётся – и здоровье, и достаток, и успех – сколько нужно и если нужно. Получается, что житейские блага – побочный эффект, который часто возникает там, где есть подлинная духовная жизнь, настоящая борьба с грехом ради Бога.
Вот это, Нюргуяна, ключевое слово – «борьба». Потому что в духовном мире каждый день, каждое мгновение идёт бой не на смерть, а на жизнь – вечную жизнь. Принимая крещение, мы становимся воинами Христа. Апостол Павел, много проповедовавший среди язычников, призывал: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 11-12). Не с людьми, какой бы веры они ни были (!), мы должны сражаться, их – только любить, а со злом, прежде всего, внутри себя.
А теперь вообразите, Нюргуяна: идёт страшная война, часть территории оккупирована врагом. И вот Вы, ради того, чтобы не потерять здоровье, достаток, привычный уклад, начинаете сотрудничать с неприятелем. Вы надеваете на себя одежду защитника Отечества, но периодически выполняете спецзадания противника. Ничего страшного, вроде бы, – работа в тылу: ни в мать, ни в отца, ни в сестёр, ни в братьев, которые проливают кровь ради Вас, Вы не стреляете, просто даёте приют и пищу… врагу.
Невозможно представить! Правда? Так вот, люди, которые в Таинстве крещения отреклись от сатаны и всех дел его, но продолжают ублажать духов, с точки зрения Церкви, частью которой Вы собираетесь стать, занимаются тем же самым – предают души бесам, изменяют Тому, в чьей власти ВСЁ абсолютно, и эти «боги», конечно, тоже. Люди этого не понимают? Уверена. Язычники ведь не называет своих божков ни «духами злобы», ни «чертями». Но христианство называет.
Понимаете, Нюргуяна, Вы можете с этим не соглашаться, считать как угодно, можете даже собственную веру сочинить (многие так и делают – «варят компот»), но в этом случае Вы будете верить «против» Христа неизбежно. Дело в том, что у каждой религии есть своя система духовных координат. И когда Вы выбираете себе веру, то можете и должны (!) их сравнивать, размышлять, какая вернее приведёт к Богу. Но нельзя смотреть на мир одновременно и с православной колокольни, и с языческой горки. Это ещё опаснее, чем сидеть на двух стульях – больнее падать.
В системе христианских координат просто нет божков, над которыми стоит «главный». Есть Святая Троица, есть девять чинов ангельских, которые служат человеку, желая его спасения (нелепо задабривать тех, в ком вообще нет зла, правда?). И есть падшие ангелы – бесы, черти, демоны, враги (один из синонимов этого ряда), нечисть всякая, душегубцы, которые выдают себя за божков. С ними язычники всех времён и народов торгуются, им и приносят свои жертвы. Если Вы принимаете православие, значит, это знание – тоже. Если отвергаете, зачем креститься? Нельзя верить в Христа, не доверяя Его слову. Нельзя одновременно любить и отрекаться.
Напоминая язычникам галатам, что они теперь не рабы, а сыны, наследники Божии через Иисуса Христа, апостол Павел негодует: «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4, 8-9).
Святой Павел пишет в Коринф, но обращается и к Вам, Нюргуяна: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10, 20-22). «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 14 – 16).
Православие утверждает, что человек (в потенциале своём) выше ангелов. Так пристало ли нам с Вами, тем, которых Сам Бог называет детьми (уча обращаться к Себе «Отец», «Отче»: Мф. 6, 9; Лк. 11, 2), друзьями (Лк. 12, 4; Ин. 15, 14-15), даже богами (!) (Ин. 10, 34), поклоняться низшим духам, скажите?
В конечном счёте, мы знаем из Евангелия, что мир погибнет, но Вседержитель Бог победит вместе с верными Ему. На чьей стороне Вам воевать? Решайте, Нюргуяна. Ещё раз повторю: шаг крайне ответственный. Ведь Вы-то, в отличие от многих наших земляков, будете понимать, что делаете, а значит, спрос с Вас теперь иной.
Конечно, плескать водкой в огонь куда как проще, нежели приносить настоящее, из глубины души покаяние, да ещё в присутствии священника; легче, чем менять свою жизнь по заповедям Божиим, находясь в постоянном духовном напряжении, сражаясь со своими страстями, моля о даре подлинной, христианской любви. Но об одном прошу, не забудьте: это решение, Нюргуяна, определит не только Вашу земную жизнь, но и вечность. Сегодня, сейчас, решаете Вы: быть без конца с теми, кому нужны взятки, чтобы они не причиняли Вам зла (а дать-то будет уже нечего!), или с Тем, Кто – Любовь.
Древний Израиль огорчал Бога так же
Андрей ЗАЯКИН, научный сотрудник:
Дорогая Нюргуяна, пророк Иеремия ясно сказал древним израильтянам о том, насколько несовместимо почитание единого Бога и кормление других божеств: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7, 16-19).
Иеремия в этом отрывке описывает ритуал, полностью тождественный нашему «кормлению духов»: разводится костёр, туда бросают пирожки и льют алкогольные напитки. Важно, что несколькими строками раньше Иеремия говорит о том, что иудеи напрасно надеются на храм, коль скоро они не прекращают кормить духов: «Не надейтесь на обманчивые слова: «Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»» (Иер. 7, 4). Конец таких дел Бог ясно определят в том же отрывке Библии: «Отвергну вас от лица Моего» (Иер. 7, 15).
Наша Церковь состоит из язычников. Только бывших
Иеромонах ЕФРЕМ (Пашков):
Дорогая, Нюргуяна, если Вы хотите принять крещение, то должны понимать, что существует два мира – наш, земной, и духовный, ангельский. Ещё до сотворения человека в мире духов произошла катастрофа. Часть ангелов во главе с Денницей, или Люцефером (его по-разному называют), отпала от Бога, стала бесами, при этом не потеряв силы, которую они получили при творении.
Сатана и пошедшие за ним падшие ангелы знают о своей конечной участи. Дьявол сам выбрал пребывание вне общения с Богом, а быть вне Жизни и есть адская мука. Он не может ничего изменить, зло стало для него нормой бытия. Святитель Василий Великий говорит, что сатана мог покаяться, пока им не был соблазнён человек. Но после того, как дьявол ввёл в грех Адама, покаяние для него стало невозможно.
И ещё. Причиной падения Люцифера была гордыня, он хотел стать равным Богу. А любой из нас знает, что труднее всего бывает переступить через своё «я», как трудно просить прощение у ближнего. Но у каждого человека есть шанс исправиться, покаяться, изменить свою жизнь. И мы, как бы ни было порой трудно, всё же просим прощения у людей и Бога, часто скрепя зубами, кусая губы в кровь. А дьявол настолько увяз в гордыне, что не способен на покаяние, его воля окончательно укоренилась в противлении Богу. Тогда как воля святых Ангелов, наоборот, навсегда утвердилась в добре.
Человек же – образ и подобие своего Творца. Он призван к тому, чтобы стать богом по благодати. Но, чтобы достичь обожения, избавиться от своих грехов и пороков, дорогая Нюргуяна, мало верить в то, что Бог есть. Апостол Иаков предупреждает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Но нам, чтобы стать святыми, нужно приложить максимум усилий. И в первую очередь – всем сердцем послужить своему Создателю, Спасителю мира.
Кому служили и служат язычники всех времён и народов? – богам, духам, но не Единому Богу, не Создателю. Да, как правило, среди множества мелких местночтимых божков выделялся главный, ему воздавали наибольшие почести, но это дело не меняет. Когда жертвы совершают духу реки, огня, неба, тогда на место Бога ставят тварь, тогда творению, веществу воздают поклонение, которое прилично одному Господу. И возникает вопрос: «Кому это нужно? Зачем? Кто хочет, чтобы место Бога, в руках Которого – дыхание всего сущего, занимал кто угодно, но только не Творец?» Для христиан ответ очевиден – сатана.
Если Бог хочет спасти своё любимое творение, то дьявол из злости, из ревности жаждет его погубить. Но, конечно, это не афиширует! Мастер маскировки пытается поставить себя на место Господа, внушая человеку, что он – не он, а вполне себе добрый дух, и подручные его не так страшны, как их малюют. Но Спаситель дал чёткую характеристику сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8. 44). Дьявол несёт разрушение и смерть. А нас с вами он ненавидит особенно люто, так как человек по Промыслу Божию должен занять его место.
Почему же люди так легко верят лжецу? Ну, во-первых, враг нашего спасения был создан так давно, что земная жизнь человека по сравнению с его возрастом – одно короткое мгновение. Мы по сравнению с ним – младенцы несмышлёные. Самому мелкому чертёнку обвести нас вокруг пальца ничего не стоит. А во-вторых, боги, которым приносят жертвы, действительно ведь, творят чудеса и знамения, мы видим, что сверхъестественная сила у них осталась. Только, как показывает тысячелетняя история Церкви, стоит появиться святому, подвижнику благочестия – и все тёмные духи с громкими воплями бегут со своих мест. Мы знаем, что святые разных народов молитвой, присутствием своим сокрушали языческие капища, идолов.
Православная Церковь ведь состоит из язычников. Только – бывших. И национальная культура здесь ни при чём. Следуя логике тех, кто утверждает, что язычество – вера саха, мы должны признать, что это в первую очередь – религия русских, греков, арабов и т.д. Так что же прикажете, современным грекам и итальянцам начать поклоняться олимпийским богам, египтянам молиться на крокодилов? А если языческая вера народа была связана с человеческими жертвами? Такие примеры мы знаем. Кто будет решать, кому можно реанимировать свою младенческую веру, а кому всё же не стоит? Да что говорить, ведь ни греки, ни арабы, ни французы, ни англичане не хотят возвращаться в духовную древность. Хотя – как сказать. Сегодня на месте сокрушённых христианством идолов встают новые – комфорт, сексуальная вседозволенность, «политкорректность» и т.д. Учёные твердят о наступлении эры неоязычества. Всё то, что требует от человека поклонения творению, твари, своим страстям и порокам – от беса, но так приятно.
Язычество – вообще удобная вещь. Принёс «богу» чашку вина, кусок хлеба или овцу (у каждого народа свои предпочтения), и всё, умилостивил его. «Ты мне – я тебе», и живи себе спокойно дальше, время от времени не забывая, что «божку» нужно что-то подбросить, а не то рассердится и тогда – держись! бед не оберёшься. Человеку ХXI века это по нраву: не мешайте мне жить в своё удовольствие!
Но не такой Бог в Православной Церкви. Ему не нужны наши храмы, наше богослужение, наши посты – это нужно людям. Бог от нас требует одного: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26). Бог требует от человека всецелого посвящения Творцу. Причём призывает любить не только близких, но и врагов, творить добро тем, кто нас гонит и преследует, прощать бесконечно. Вы пробовали, Нюргуяна, не то что любить и благословлять тех, кто Вас обижает, хотя бы молчать в ответ на оскорбление или хамство? Тогда понимаете, как это трудно.
Сама мысль, что в Церкви можно причинить зло ближнему, помянуть живого за упокой, оскорбить, является кощунством и страшным грехом, за который человек будет расплачиваться уже в этой жизни. Зло в нашей Церкви существует вопреки её устремлению, Её учению, Её Духу – Святому, лишь постольку, поскольку сами мы приносим его с собой, но приносим для того, чтобы искоренить.
Ваши духи, Нюргуяна, такого от Вас не требуют. Правда? Более того, в язычестве зло находится, так сказать, на легальном положении. Можно прийти к жрецу, шаману, пифии, волхву, колдуну, преподнести дар, чтобы он вошёл в контакт с духами и отомстил обидчику. Почитайте книгу В.Н. Фёдорова о якутском шаманизме. Просто страшно делается от этих «духовных» разборок, войн, подлых нападений, заложником которых является человек.
Подумайте, Нюргуяна, в каком мире Вы хотите жить – там, где нет никаких ограничений, духовных запретов, принёс жертву духам и твори, что хочешь, лишь бы тебе было хорошо, можно даже за счёт других? Тогда зачем бороться со своими страстями – живи и наслаждайся. Или в мире, высшим законом которого является любовь, где ради других должно жертвовать собой, думать о благе окружающих, служить им, бороться со своим эгоизмом, самостью, гордыней, другими пороками?
Подумайте, Нюргуяна. Но только не забудьте, пожалуйста, одну закономерность: дьявол и присные его (как бы Вы их ни называли – богами, духами, домовыми) обещают человеку золото, но расплачиваются всегда глиняными черепками.
Отличный подбор фотографий.
Спасибо, Сергий! Надо бы их еще подписать!