Равенство – в главном

или Почему женщине нельзя в алтарь

Авторы:

и


Наедине со всеми, Самое главное
Темы: , , , , , .

Уважаемая Ирина Александровна, здравствуйте!

Решилась написать Вам, так как не знаю, к кому обратиться с вопросом, ответ на который не могу найти ни читая православную литературу, ни размышляя сама.

Коротко о себе: мне 52 года, к вере шла долго, 14 лет (от первых вопросов самой себе о смысле жизни, Боге до крещения в православную веру) и не прямо, но – Слава Богу! – Господь привёл, и душа нашла, наконец, «свой дом», где уютно и радостно. Многое поняла и приняла в сложной обрядности православия. Вот только непонятно, почему во время Таинства крещения мужчин и мальчиков проводят через алтарь, а женщин и девочек – нет? Значит, женщина, в представлении Церкви, более порочна, чем мужчина и недостойна предстать перед Господом при крещении?

С этим мне трудно согласиться, поскольку я считаю, что все пороки (пьянство, эгоизм, разбои, насилие, агрессия, убийства и т.д., и т.п.) изначально исходят от мужчин и через них касаются женщин. И законы, по которым живёт наш мир, – это законы мужской психологии, и построен этот мир так, что в нём ни дети, ни женщины, ни старики не чувствуют себя защищённо (а ведь даже в дикой стае самец – защитник). Мужчины, а не женщины, как правило, бросают семью с больным ребёнком. И мужчины не выполняют наказа Божьего «в поте лица своего добывать хлеб», зачастую либо не работая вовсе, либо наживаясь на чужом «поте». Женщины же так и рожают своих детей «в болезни» в полном соответствии со словом Божьим. Примеры можно было бы продолжать. Я намеренно пишу о мужских пороках, не касаясь добродетелей, т.к. всё доброе в мужчине – это нормально и отношения к моему вопросу не имеет.

Добро, свет и любовь одинаково разлиты и среди мужчин, и среди женщин. Я не об этом. Только, уважаемая Ирина Александровна, не хотелось бы читать в ответе ссылку на первородный грех Евы в Эдеме. Если принимать эту историю буквально, то Адам повёл себя ещё хуже. Вместо: «Прости, Господи, моя вина, не доглядел!», он обвинил свою жену, что вовсе ему в заслугу не поставишь. Я полагаю, – это упрощённая для нашего понимания аллегория событий в духовном мире, которые в другой форме недоступны нашему разуму.

Так почему же даже невинным девочкам нельзя в алтарь?

Прошу понять меня правильно, я туда не рвусь, в храме счастлива и в притворе стоять. Просто спросила о том, что вызывает протест в душе и непонимание позиции Церкви. Я чего-то недопонимаю?

С уважением, Ушакова Лариса Александровна

 

    Уважаемая Лариса Александровна, только не обижайтесь, но думаю, что если и есть особая женская логика, то Вы её продемонстрировали в полной мере. Ну, скажите, может ли человек, испытывающий «непонимание» (которое честнее было бы назвать обидой), быть счастливым? Может ли протестующая душа в то же самое время иметь в себе Дух мирен, то есть Святой? И если «добро, свет и любовь одинаково разлиты и среди мужчин, и среди женщин», то откуда такой антимужской пафос? Неужели, только уколов мужчин, уязвлённое женское самолюбие перестаёт страдать?

Возможно, и мой ответ покажется нелогичным, но я, как и Вы, не хочу отказывать себе в удовольствии иметь женские «недостатки», потому что, избавляясь от них, дочери Евы, как правило, теряют и женское достоинство.

Подумайте, разве человек предстаёт перед Господом только в алтаре или только в храме? Мы – перед Богом всегда, каждую секунду своей жизни, где бы ни находились. И, согласитесь, если женщин куда-то не пускают, это не всегда означает, что их считают менее достойными, хотят унизить, обидеть, чего-то лишить. Нас могут, к примеру, беречь, охранять нашу жизнь, здоровье, целомудрие, психику…

Что же касается алтаря, то вовсе не какая-то особая порочность является препятствием для нашего появления в нём. Алтарь – место, где Сам Господь совершает главное Таинство Церкви. Его свидетелем, представителем является священник. Надо просто признать, что есть вещи, которые выше человеческого разумения. Мы (и мужчины, и женщины) никогда не поймём, почему второе лицо Пресвятой Троицы, Слово Божие, воплотилось и восприняло человеческую природу не как дочь Божия, а как Божий Сын. Но в этом нет для нас никакого унижения, в этом – тайна нашего спасения.

Поскольку я не была уверена в правильности своей реакции на Ваш вопрос, то попросила ответить на него друзей нашей газеты из монастыря, что в селе Барятино, Калужской области.

Редактор Ирина ДМИТРИЕВА

 

Уважаемая Лариса Александровна, в любом православном энциклопедическом словаре есть статья, посвящённая слову «алтарь», в ней Вы прочтёте о том, что это место одних священнодействующих. Глава Церкви – Христос, Он Сам называет Себя единым пастырем единого стада (Ин. 10, 11-16), Сам призвал к Себе первых последователей и с умножением их избрал апостолов. Традиция заносить младенцев мужского пола в алтарь зиждется, скорее всего, именно на возможности избрания крещаемым священнической стези. У мальчиков и мужчин она есть.

В отношении женщин одиннадцатое правило Святого Поместного Собора Лаодикийского гласит: «Не должно поставлять в Церкви так именуемые пресвитериды (старицы), или председательницы», а правило 44 утверждает: «Не подобает жене в алтарь входить». По особому благословению правящего архиерея женщина в исключительных случаях получает право заходить в алтарь, но с одной целью: подмести, почистить, принести-унести. Ничего обидного в этом нет, а если дочерям Евы хочется равенства с мужчинами, утешимся тем, что имеем его в главном – в равной степени являемся носителями образа Божия и достоинства человеческой личности.

Некоторые пороки и добродетели, присущие мужчинам и женщинам, о которых Вы очень эмоционально пишете, всё это лишь последствия полученной от Творца свободы и к сути вопроса отношения не имеют.

Монахиня СЕРАФИМА (ГРИЦЕНКО),
Богородично-Рождественская девичья пустынь