Свободны выбирать

1_2003_1_m_Klintsov
Авторы:


Прямая речь, Самое главное
Темы: , , .

Дорогие друзья, мы назвали так новую газету, поскольку адресована она широкой студенческо-преподавательской аудитории. Вам, интеллектуалам, не надо объяснять суть многозначного понятия «логос». Вы знаете: это и философский термин, фиксирующий единство слова и смысла (что весьма актуально, ведь в нашей жизни слова потеряли всякий смысл, стали предметом смысловых спекуляций и подмен, тогда как «логос» всегда остаётся равным самому себе). Это и Бог, Слово воплощённое, связующее звено ликов святой Троицы.

О мире, о жизни, о её смысле мы и решаемся затеять с вами серьёзный разговор. Но почему, спросит читатель, мы должны будем верить вашей газете? А мы и не призываем вас верить, мы призываем думать. Напомнив лишь: неверующих людей нет вообще. Один верит в то, что Бог есть, другой верит в то, что есть боги, третий верит в то, что нет ни того, ни другого. Из чего же складывается наша вера?

Очевидно, что любой из нас в процессе жизни пассивно меняется под воздействием каких-то внешних факторов. Нас воспитывают в семье (кого словом, кого ремнём); школа, естественно, вносит свою лепту; культурная среда способствует формированию тех или иных убеждений; друзья не дают расслабиться, делятся опытом – первая сигарета, первая любовь, первое разочарование и т.д.; мы путешествуем, читаем книжки, пялимся в телевизор, «зависаем» в интернете. Каждый из нас является объектом, на который целенаправленно воздействуют посредством СМИ и всевозможных рекламных агентств. Это ведь ради нас с вами создаются всё новые и новые политические технологии и пиар-ловушки.

Нам с утра до вечера объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо: надевайте то, голосуйте за этого, пейте это… И мы надеваем, голосуем, пьём, едим – мы пасёмся на том лужке, на который загоняют нас пастухи, в полной и эфемерной уверенности, что живём согласно собственному выбору. Но если даже и так, если мы действительно следуем своему желанию, а не навязанному стереотипу, одну вещь на свете мы не можем выбрать никогда – своё рождение.

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Фото протоиерея Сергия Клинцова

А кто задавал себе вопросы: зачем я родился? Какой будет моя жизнь? Чего я хочу от неё, от себя? И что такое – «Я», что за ним скрывается? Где мой человеческий предел? Хочу ли я его достигнуть? Чем я отличаюсь от других? Что делаю и что способен сделать? Почему я живу так, а не иначе? Могу ли я измениться к лучшему? И в чём оно, это «лучшее»? Ради чего я живу – чтобы умереть и быть забытым? Ради того, чтобы потомки вспоминали обо мне с благодарностью? А может быть, для чего-то иного, более важного, что открывается там, за порогом смерти? В чём смысл моей, такой неповторимой (а может, повторимой?) жизни?

Если вы размышляете на подобные темы, или, по крайней мере, не отталкиваете панически их от себя, если не боитесь честно смотреть жизни и смерти в лицо, ставя пред собой конечные вопросы бытия, то ответы на них вы обязательно найдёте. И нам очень хотелось бы, чтобы газета «Логос» вам в этом помогла. Она, ещё раз повторю, создаётся вовсе не для того, чтобы кормить взрослых людей готовыми ответами в пережёванном виде. Мы хотим говорить и дружить с теми, кто способен к осознанному, прочувствованному изменению своей личности, кто готов оторваться от зелёной травки своего лужка и поднять голову к небу.

Да, внешнее влияние существует, однако есть ещё один резерв в человеке, который необходимо использовать активно – это способность к самостоятельному, свободному, творческому мышлению. Но реализовать её можно лишь при одном условии. Высшей ценностью нашей цивилизации признаётся свобода. Каждый свободен выбирать, во что ему верить и верить ли. Только чтобы действительно выбирать, надо, по крайней мере, хоть немного знать о том, из чего выбирать и что выбрать, не правда ли?

Заместитель главного редактора православного журнала для сомневающихся «Фома» Владимир Гурболиков писал: «Если, например, выбор заключается в том, чтобы выбрать между кока- и пепси-колой, то это, согласитесь, не более чем профанация выбора. Или если наша свобода предполагается в пределах двух измерений, и никак не хочет учитывать третьего – то это свобода… ползать по плоскости. Наконец, если, решая вопрос «как жить», мы заранее отказываемся рассматривать православный ответ как одну из серьёзных альтернатив – то, значит, и выбор наш является менее свободным».

Мы поставили перед собой амбициозную задачу: сделать так, чтобы каждый из вас стал свободнее в своём выборе. Мы хотим рассказать вам правду о Православной Церкви, а вовсе не обратить кого бы то ни было в эту веру. В основе наших размышлений и рассуждений должны лежать не мифы, не домыслы, не наши смутные представления о православии и других религиях, а достоверное знание. Мы хотим вместе с вами думать и рассуждать не только о глобальных вещах, но и о каких-то конкретных житейских ситуациях, которые одному человеку трудно пережить.

Но ответы, мы знаем, приходят только к тем, кто умеет ставить перед собой вопросы. Учёные, художники, писатели – это те люди, у которых вопросы возникают тогда, когда всем остальным всё ясно и понятно. Тот, кто «знает» всё, не совершает прорывов в науке и искусстве. Поэтому задавайте нам свои вопросы.

Ирина ДМИТРИЕВА

На заставке фото  протоиерея Сергия Клинцова

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *