Священник в вузе – это нормально

Авторы:


Званый гость
Темы: , , , , .
Уже два года кандидат богословия, иеромонах СЕРАФИМ (Рошка) читает лекции студентам русского отделения и отделения рекламы и связей с общественностью ЯГУ. Сегодня он – наш гость.

— Отец Серафим, что Вы, богослов, преподаете в светском учебном заведении?

— Курс называется «Основы православной культуры», но поскольку студенты – филологи, то мы соединили его с русской классической литературой. Общеизвестно, что русская классика – одна из вершин мировой литературы и культуры. Естественно, что она теснейшим образом связана с той культурой, которая в течение тысячелетий формировалась в России, и которая, в свою очередь, неразрывно связана с православием. Не случайно русская культура не только поднимает вечные проблемы, и вечные ценности – добра и зла, нравственной ориентации личности, жизни и смерти, но и решает их так, что это становится значимо и интересно всему миру. Для меня вся русская литература – гимн Христу, христианству.

— А есть ли необходимость в таком курсе?

— Само слово «образование» происходит от слова образ. То есть для того, чтобы образовывать человека, формировать в нём определенный образ, надо его иметь. А какой образ может предложить современный антихристианский мир? Рембо? Человека, который живёт «основным инстинктом»? Необходимы действительно серьёзные культурные ценности, которые бы образовывали полноценного, культурного и грамотного человека, способного к созиданию, а не к разрушению жизни общества. Но именно Православная Церковь содержит в себе тысячелетнюю традицию тех духовных идеалов, которыми жил и живёт русский народ и другие православные и неправославные народы России.

студенты

Подготовка студентов идёт в основном по двум направлениям – техническому и гуманитарному. Если первое помогает человеку ориентироваться во внешнем, материальном мире, то второе формирует внутренний мир личности, его культурный потенциал, мировоззрение, мироощущение, этику, эстетику, нравственность. Но именно гуманитарные науки в советское время подверглись наибольшему насилию, когда человеку навязывалось вполне определённое понимание творчества литераторов, от которого нельзя было отступить. Нам нужно избавляться от стереотипов.

Когда общаешься с современными студентами, вспоминается произведение Тургенева «Отцы и дети». Базаровский нигилизм очень часто является их внутренним миром. Для меня одна из самых больших проблем – как человека с нигилистическим менталитетом приобщить к той глубочайшей двухтысячелетней традиции вечных истин и ценностей, которые несёт в себе гуманистическая культура. Мне кажется, от того, сможем ли мы вернуться к первоосновам созидательной культуры, зависит всё наше будущее.

Но, конечно, начинать приобщение к этим ценностям надо не со студенческой скамьи, а с семьи, со школы. Тогда студенты будут способны воспринимать те элементарные, с точки зрения нравственности, духовности вещи, которые мы пытаемся до них донести. Если мы не сможем этого сделать, тот хаос, разложение, жестокость, безнравственность, в которой уже захлебывается современное общество, будет нарастать. Нужны чёткие критерии, культурные нормы, которые бы формировали личность.

Кандидат богословия, иеромонах СЕРАФИМ (Рошка)

Кандидат богословия, иеромонах СЕРАФИМ (Рошка)

— Но это дело будущего, а с сегодняшними студентами – такими, какие они есть, – вы находите общий язык? Они слушают Вас, понимают?

— У нас идёт живой, полноценный диалог – это самое главное. Причём, те студенты, к которым я прихожу второй год, лучше воспринимают то, что им говоришь. Не секрет, что мы потеряли несколько поколений и в плане культурном, и в образовательном, и в воспитательном. Но современные молодые люди понимают, что если хочешь в жизни чего-то добиться, надо учиться. В моду входит образование. Поэтому молодёжь открыта для всего нового, готова заниматься, работать.

Наши лекции посвящены литературе, однако когда возникают какие-то нравственные аспекты, я как священник рассказываю им примеры из жизни. Однажды одна девушка спросила: «Батюшка, а, вообще, зачем Вы пришли к нам?» Я ответил, что наступит момент, когда они в жизни столкнутся с подобными ситуациями, и тогда вспомнят о наших беседах: «Приходил один монах, пытался нам что-то объяснить, от чего-то предостеречь».

— Но никакого насилия не происходит?

— Происходит разговор, который заставляет думать. Если мы начнем что-то вдалбливать, никто ведь не станет слушать. Но есть другой момент. Христианство – это религия взрослого человека, где он встречается не только с живым, но и с мудрым Богом, являющимся источником жизни. А очень часто мы бываем не готовы к этой встрече. Порой, когда приводишь ту или иную аргументацию, примеры, и молодой человек сердцем понимает, что это так, видишь, как он просто пытается убежать от истины, закрыться, и не столько от диалога со мной, сколько от серьёзного разговора с самим собой. Мне остается только забрасывать зернышко, которое начнет давать плоды, когда человек повзрослеет, и перед ним встанут реально те проблемы, которые сегодня существуют лишь теоретически.

Недавно, разглядывая библиотеку кафедры рекламы и PR, я заметил, что появилось много методических разработок «Христианство и Гоголь», «Христианство и Достоевский», «Христианство и Толстой», или, например, «Идеал христианской любви в повести Гоголя «Тарас Бульба». Как прекрасно, что такие темы появляются в высшем учебном заведении!

Меня радует, что мы начинаем прямо смотреть друг другу в глаза. Определённая часть творческой, мыслящей интеллигенции понемногу поворачивается к Церкви. Она не только соотносит принципы своей жизни с христианскими нравственными нормами, но и по-настоящему пытается войти в церковную жизнь.

Это обогащает и нас – церковных людей, и самих интеллигентов, потому что даёт творческий импульс для развития внутренних сил, новых исследовательских работ, нового взгляда на мир. Душа, от прикосновения к колоссальному духовному опыту Церкви оживает.

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА