Уступать – это по-христиански

На вопросы прихожанок отвечает архиепископ Якутский и Ленский ГЕРМАН

Авторы:

и


Вопрос ребром, Самое главное
Темы: , , , , , .

8 марта – просто праздник

В прошлом году я поздравила одну православную знакомую с 8 Марта, а она сказала, что праздновать женский день – это грех. Так ли это?

Светлана К.

 

Конечно, никакого кошмара и ужаса, а тем более греха в том, что кто-то кого-то поздравил с Международным женским днём, нет. Грех – обижать людей, отталкивать, когда они из лучших побуждений поздравляют нас. Внимание человеческое нужно ценить.

Действительно, православные не празднуют 8 Марта, но пока ещё день памяти святых жён-мироносиц – православный женский день – не установился, и когда ещё он станет всеобщим праздником?

Мы все вышли из советского времени, и с этим надо считаться. Так что, если вас поздравили с 8 Марта, не надо впадать по этому поводу в истерику. Поблагодарите человека за внимание к себе, за его добрые чувства к вам, и если он готов это услышать, деликатно, мягко расскажите о православном женском дне. Вот и всё[1].

 

«Мужчины – вперёд!» Или?..

Почему женщина в православии – существо второго сорта, даже на Причастие она становится в очередь после мужчины?

Юлия

 

Церковь православная совершенно не требует от женщин становиться в какую-то очередь или уступать мужчине место перед Причастием. Просто у нас появился какой-то местный, не имеющий ничего общего с церковной традицией, обычай.

Наоборот, Юлия, понимание женского призвания в христианстве очень высоко. Женщина, мы знаем, не может быть только священнослужителем, потому что священник прообразует Христа. Господь и Спаситель, пришедший в мир человеком, принял мужское тело, а не женское.

Женщине, по замыслу Божию, Промыслу Его, отведена роль, прежде всего, матери, воспитательницы детей. И апостол Павел определяет ей такое положение:  «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11, 8-9). Но в то же время мужчина призывается к заботе о женщине: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3, 7).

Так что это неправильно – отводить женщине второе место. Мы знаем из истории Церкви, как много было женщин-святых. Мы удивляемся подвигу святых жён-мироносиц, их преданности и верности Христу. Мы знаем множество святых равноапостольных жён, которые проповедовали Евангелие, сколько их пострадало за проповедь веры! Мы помним целый сонм преподобных, монашествующих женщин, которые своими подвигами, горением своего духа, любовью к Богу и к людям не уступали мужчинам-подвижникам. И, наконец, самый великий пример, это – Пречистая Дева Богородица, Которую мы почитаем и хвалим. Вот образец сочетания всех добродетелей – веры, смирения, чистоты, любви, терпения, упования на Бога.

А то, о чём говорится в вопросе… У нас, к сожалению, нередко прививаются какие-то неписаные обычаи, которые совершенно не имеют отношения к православию. Такое частенько бывает: кто-то один сказал, что нужно креститься на ворота или на угол, смотришь, уже все пошли… Так и тут. Я, если замечаю, когда, например, на Всенощном бдении женщины идут прикладываться к Евангелию или на елеопомазании – к иконе и становятся в сторонку, пропуская мужчин, всегда их поправляю*.

 

Комментарий редактора

На этот вопрос Высокопреосвященный владыка Герман ответил ещё в 2002 году, но, кажется, ничего с тех пор не изменилось. Всё так же приходится наблюдать, как, подходя к Причастию, оттирают молодые парни бабушек, протискиваясь вперёд ради «правила». Только, положа руку на сердце, скажем, что именно женщины устраивают это позорное перестроение перед Святой Чашей, именно они начинают хватать за локти, подталкивать в бок и грозно шипеть в ухо: «Мужчины – вперёд!»

Конечно, тут можно было бы говорить об элементарной невоспитанности, если бы дело не обстояло гораздо хуже.

Ну, представьте: человек долго (возможно, всю жизнь) готовился к этому самому главному в своей жизни Таинству. Неделю он говел – постился, молился, пытался разгрести греховные завалы, очистить душу, подготовить её к принятию Христа (чтобы было Господу куда войти, где примоститься), честно каялся в грехах, исповедовал их, получил разрешение причаститься, снова молился, читал каноны, длинное «Последование ко святому Причащению»… И вот, наконец, он в нескольких шагах от цели – ещё немного и священник провозгласит: «Причащается раб Божий имярек», и воспримет христианин Бога Живого, и сольётся с его бренными телесами пречистое Божественное Тело, и потечёт по его венам самая честная Кровь. Сам Господь войдёт в человека! Причастник станет Богом! Станет настолько, насколько смог Его вместить. Это потом он (как все мы) начнёт изгонять из себя Христа злыми, завистливыми, гневливыми, нечистыми мыслями, словами, поступками – до тех пор, пока снова не обанкротится вчистую. А сейчас… Радостное предчувствие, вперемешку со страхом: «Не опалит ли?..» Уже зазвучали слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго…» И тут из-за плеча раздаётся: «Мужчина, идите вперёд! Женщина, пропустите!» Какое безобразие! О чём мы смеем думать в такую минуту? О чём заставляем думать других?

Впрочем, это касается не только мужчин и женщин. Матушка Екатерина Павлова призналась мне, что чувствует себя очень неловко, когда её, идущую с четырьмя детьми к Чаше со святыми Дарами, или во время миропомазания, начинают пропихивать вперёд. «Какая разница, где ты стоишь? Главное, что молитва нарушается, благоговение», – сетует она.

Вообще-то, насколько я знаю, сначала причащаются монашествующие, за ними те, кто в стихарях и подрясниках, а потом все остальные. Младенцы первые, понятно почему, ради удобства. Всё! Согласимся и успокоимся. Господь учил: «Хочешь стать первым – стань последним». Я думаю, эта его заповедь выше любого правила, будь оно общецерковным или «местного разлива».

 

[1] «Благовест», газета «Якутия», март 2004 г.

* «Благовест». Газета «Якутия», сентябрь 2004 г.