Праздник для обезьян
Каждый из вас, дорогие читатели, наверняка получал какие-нибудь рождественские подарочки! Хотя бы в виде дополнительного выходного дня. Ведь в последние годы Рождество Христово отмечается уже в государственном масштабе…
Но почему, собственно, мы принимаем подарки на Рождество? Ведь это же не наш день рождения, правда? Какое отношение имеют лично к вам события этого дня? На первый взгляд может показаться, что никакого, но смотрите: год вашего собственного рождения, зафиксированный в паспорте, отмерен именно от этой даты – от Рождества Христова. Почему?
Почему Рождение Иисуса Христа стало настолько значимым для человечества, что даже подсчёт исторического времени был изменён? И почему тогда после воплощения Бога, кроме перемен в летоисчислении, ничегошеньки на нашей земле не изменилось?
Может быть, как раз потому, что мы с вами живём так, будто более двух тысяч лет назад ничего особенного не произошло; потому, что мы знать не хотим Того, Кто родился в ту святую ночь; потому, что мы не желаем жить так, как заповедовал Он; потому, что когда христиане молятся в храмах, мы сидим за столом, выпиваем, закусываем, болтаем о пустяках и обмениваемся подарками?
Наш традиционный опрос в Якутском университете показал, что большинство студентов не воспринимают Рождество как реальность, к которой они непосредственно причастны. Думаю, не только они. В лучшем случае, для многих из нас – это просто красивый народный обычай… А в худшем – напоминание, что пришла пора погадать (ведь далеко не все знают, что гадание – грех, проклятый Богом).
Мы умудряемся очередной год со дня рождения Иисуса Христа обозвать годом обезьяны или свиньи (как будто можно совместить царственную свободу Бога и человека с рабством астрологических прогнозов!)… А впрочем, мы и есть обезьяны, которые пытаются подражать, то заглядываясь на Восток, то оборачиваясь на Запад.
Санта против святого
На Востоке, ясное дело, – гороскопы… А на Западе Рождество давно уже превратилось в праздник распродаж, подарков и всевозможных увеселений. Даже вместо привычного поздравления «С Рождеством Христовым!» там вошло в оборот «Счастливого Рождества!», а то и «Весёлых зимних праздников!» Люди не славят рождённого Богомладенца, а желают друг другу просто как следует повеселиться.
Замечательная французская писательница Франсуаза Малле-Жорис, католичка, очень хорошо об этом сказала: «Праздников больше нет, говорят добрые люди, как нет и времён года. Хрупкое очарование сказки, которое должно окутывать праздник и его дары, рассеивается под натиском рекламы. Новый Дед Мороз, Дед Мороз для взрослых, на каждом шагу раскидывает перед вами свой праздничный прилавок: хотите стать женщиной-вамп – приобретайте крем для загара и дезодоранты; хотите перенестись во Флориду или на Гималаи – купите купальную шапочку или дождевик. В этом водовороте заманчивых картин и увлекательных обещаний (добавьте сюда ещё «бесплатные подарки», которые вы получаете с пачкой печенья или коробкой стирального порошка), создающем иллюзию вечного праздника, претворяющем серую монотонность будней в обманчивый маскарад, исчезает подлинное понимание праздника».
Главным персонажем Рождества Христова (вдумайтесь, какая подмена!) стал слащавый Санта-Клаус в красно-белом костюме, с мешком подарков (образ, разработанный «Кока-колой» для своей рекламной кампании). Подавляющее большинство наших студентов (и, вероятнее всего, большинство населения) искренне убеждены, что Санта – иностранный Дед Мороз. Не так давно в США состоялся съезд «нетрадиционных» (!) Санта-Клаусов, на котором великий святой был представлен даже в образе красного чёрта с рогами. И этот продукт современного пиара не только подменил подлинного святителя Николая Чудотворца, но постепенно вытесняет самого Христа.
Часто приходится слышать, дескать, у нас, у православных, всё не как у людей, даже Рождество – после Нового Года. Ну во-первых, не у всех: часть поместных Православных Церквей живёт по Григорианскому календарю, а во-вторых, и у нас – до Нового, только по календарю Юлианскому. Плохо это или хорошо с точки зрения астрономии, судить не берусь. Но некоторые считают, что Рождество разделилось для россиян на две даты промыслительно и на счастье.
Протоиерей Максим Козлов пишет: «25 декабря (по новому стилю) наступает торжество внешнее, по сути не христианское – торжество распродаж, различных кино- и видеошоу, специальных телевизионных программ с приветствиями и пожеланиями известных светских людей и, наконец, каникулы в школах и очень многих учебных структурах. По счастью (а мы, как православные люди, можем сказать – по Промыслу Божию), мы от этого избавлены, это не наше Рождество. Мы не участвуем во всём этом, мы постимся, мы ждём того дня – 25 декабря по старому стилю, – когда Святая Церковь, как то было от века, встречает Богомладенца Иисуса Христа.
Но что мы ждём в этот день? Только ли красивых церковных песнопений, ночной службы, ёлки, детской радости, взаимного обмена подарками, конца поста, наступления времени Святок или чего-то иного? Грустно будет, если, задав себе этот вопрос честно, мы обнаружим, что большая часть наших предрождественских ожиданий сводится к околопраздничным попечениям. Но даже если это пока и так или если по милости Божией это уже хоть в какой-то мере не совсем так, мы должны стремиться к тому, чтобы главным для нас в переживании праздника Рождества Христова становилась не сентиментальная картина вифлеемской ночи, а наша радость о том, что преодолена стена между согрешившим человечеством и жертвенно милующим его Богом».
Незамеченный Бог
Более 2000 лет назад тихо, бесшумно сошёл на землю и воплотился Сын Божий, Спаситель мира. Но мир не заметил этого – люди были заняты каждый своими заботами, житейскими и политическими делами. Ныне опять бушует мир. И снова ему не до Христа… Политика, экономика, развлечения – всё важнее!
Более 2000 лет назад для Богомладенца не нашлось места в доме: Он родился в хлеву, в тёмной, продуваемой всеми ветрами пещере, лежал в кормушке для скота, вдыхал запах шерсти и навоза… Но разве не то же самое происходит с людьми из века в век, и сегодня – с нами? «Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них! Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя, другие оглушены заботами, а в иных давно угасла духовная жажда… Правда, есть и такие, что не прочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место похоже на задворки», – сетовал протоиерей Александр Мень.
Более 2000 лет назад кровожадный Ирод жаждал убить Новорожденного Иисуса, в Котором почуял угрозу своей власти, но в каждом столетии находятся ироды, готовые ради власти и денег проливать чужую кровь, да ещё под лживым лозунгом «Ради Бога!» Святитель ХХ века, архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) говорил: «Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто «испытует свидения Его и всем сердцем взыщет Его».
Прошло более 2000 лет, но и сегодня каждый из нас хочет-не хочет, но делает свой выбор: за кем идти – за Иродом или за пастухами и волхвами. Но как пробиться сквозь сердечные сугробы неверия и снежные заносы греха к той пещере, в которой мы сможем испытать, прочувствовать, пережить то, что Он – посреди нас?
Может быть, стоит попробовать хотя бы в последнюю неделю перед Рождеством попоститься – отказать себе в том, без чего человек прекрасно может обойтись (от лишней еды, лакомств, телевизора, телефонного трёпа), помолиться – поговорить с Богом так, как разговариваем мы с самым близким человеком, сходить в храм, пусть не на всю службу – хотя бы для того, чтобы вдохнуть в себя ту благодать, которой дышит Церковь, почитать Евангелие или детскую Библию, и тогда…
Тогда свет ёлочных гирлянд и блеск шаров напомнит нам о Свете, пришедшем в мир ради того, чтобы вырвать нас из тьмы греха и смертной тени, и этот Свет рассеет мрак нашего уныния и серость будничной суеты. Тогда праздничные ёлки протянут к ломящемуся от угощений столу свои зелёные ветки, словно руки просящих, чтобы напомнить, что каждый из нас ответственен за близких, за дальних, за весь человеческий род. Тогда первая вечерняя звезда осветит пещеры наших душ, в каждой из которых жаждет родиться Христос, как рождался Он на земле две тысячи лет в людских сердцах. Тогда то, что представлялось прежде красивой легендой, мифом, сказкой, станет реальностью – живым переживанием Христова Рождества!
Неужели же нам, людям, обязательно нужна встряска, чтобы мы, наконец, опомнились, оторвались от своих идолов, которые не дают нам поднять глаза к небу? Врачи гематологического отделения Крымской республиканской детской клинической больницы создали на своём сайте страничку, посвящённую Рождеству: «Может, потому именно в беде – в больнице, когда смертельный диагноз нависает над нашими малышами, – вдруг со всей остротой и болью сердце открывается навстречу высокой Реальности Рождества? И все праздничные символы, все столетия, отделяющие нас от той вифлеемской ночи, когда пред изумлёнными пастухами распахнулись небеса и ангелы пели: «Слава в вышних Богу!..» – всё это вдруг получает новое звучание, становится ценным не само по себе, а указывает на Родившегося и Лежавшего в яслях. Того, Кто любит нас столь непостижимо, что Свою вечность и бессмертие отдал ради нас, добровольно, зная наперёд, что мы родимся, придём на этот свет…»
Там есть ещё такие замечательные слова: «Начав от Рождества, мы можем идти, не останавливаясь, и конца не будет. Можно поговорить о том, как нужно учиться дарить и отдавать, помня о безмерном Его даре. Можно задавать вопросы и находить на них ответы, когда придёт время ответов. Можно замереть от беспомощности постигнуть и вместить ту любовь, что (оказывается, и в самом деле!), по слову поэта, «движет солнце и светила». Но для этого сначала нужно сделать несколько шагов – во тьму и ненастье, навстречу ветру. Вслед за крохотной звездой, поверив и доверившись её зову. Не надо бояться тьмы – она больше не властна над нами, если мы знаем: Негасимый Свет уже пришёл к нам, ждёт нас!»
Что ж, счастливого пути!
…А подарки, это правда – чудесно.
Ирина ДМИТРИЕВА
До сих пор сложно осознать, что произошло в ночь, когда родился Спаситель! И до сих пор сложно осознать другую реальность, неподвластную нам- Божественную!!! Наверное, поэтому Мир по-прежнему не принимает Христа в свои сердца.
Главное, Елена, нам самим Христа не потерять, не оттолкнуть! Будем молиться об этом! И о других, конечно, тоже!