Рождественский храм перед Рождеством

Авторы:

и


Якутия христианская
Темы: , , , , , , , , .
Храм Рождества Христова, что в посёлке Айхал, – это и не храм даже, молитвенный дом, но его прихожане живут активной созидательной жизнью. Накануне Рождества радиожурналист Татьяна Анатольевна Сердцева и редактор «Логоса» Ирина Александровна Дмитриева побеседовали с его настоятелем, иереем Владимиром Севрюковым.

Жизнь – тоска… такая

Т.А. Отец Владимир, Вы ещё молоды, но уже в таком возрасте, что, наверное, Вас атеизм не мог обойти?

О.В. Верно, я и пионером, и комсомольцем побывать успел. Семья моя была абсолютно нерелигиозной. Дед – идейный коммунист.

Т.А. А как же Вы-то к Богу пришли?

О.В. Как и всех, Господь привёл. Пути Господни неисповедимы, но во мне всегда было внутреннее искание. Сразу после школы я поступил на заочное отделение в Политехнический институт, на кафедру электроснабжения и пошёл работать на стройку. И вот, когда смотрел на своих коллег, которые были гораздо старше меня, на их образ жизни, тоска в душе появлялась – жуткая. Думал: пройдёт десять, двадцать, тридцать лет, и я буду жить так же, как эти люди, а ведь у них никаких интересов нет, кроме того, чтобы заработать деньги на нелюбимой работе, где-то их пропить, изменить жене и т.д.

Иерей Владимир Севрюков

Фото Сергея Долгих

Я тогда был далёк от религии, но эта внутренняя пустота, фальшь и беспросветность меня просто поражали и угнетали. Не мог понять, в чём же смысл жизни человека? Неужели нет чего-то более высокого, ради чего можно жить? Пытался найти отдушину – спортом занимался, восточными единоборствами, увлекался теософией, восточной мистикой, йогой, кришнаизмом.

Т.А. Я смотрю, ваше поколение почти всё через это прошло.

О.В. Да, к сожалению, хотя… Слава Богу за всё! Первые шаги к православию я сделал в Ленске, куда приехал из Белоруссии, чтобы хоть немного заработать. Это мне не удалось, но зато именно там я обрёл зерно веры и встретил свою будущую жену. В Ленске тогда служил отец Сергий Никитченко. Однажды мой сосед по общежитию Юра предложил:

– Пошли, сходим в молитвенный дом.

Я спрашиваю:

– А что там делать?

Он отвечает:

– Постоим, помолимся.

– А как молиться-то? Я не умею.

– Ты стой и ничего не делай, только слушай. Все крестятся – и ты крестись. Пусть это первым твоим шагом будет.

И вот тот момент мне очень хорошо памятен. Когда я только переступил порог молитвенного дома, у меня почему-то жутко забилось сердце. Мне казалось, что сейчас разорвётся грудь, и оно выпрыгнет. Уже после, когда я начал интересоваться историей Церкви и прочёл, что послы князя Владимира, возвратившись из Царьграда, сказали: «Были то ли на небе, то ли на земле!», подумал, что, наверное, именно это состояние сам пережил. Но тогда я ничего не понял, абсолютно. Минут пятнадцать продолжалось это ощущение, а потом начали болеть ноги, спина, стало трудно стоять, но служба скоро закончилась, и мы ушли.

С тех пор меня постоянно тянуло в молитвенный дом. Две-три недели пройдёт, и чувствую: храма не хватает. Отец Сергий это заметил – молодёжи тогда почти не было. И он начал постепенно привлекать меня к чтению, в алтарь. Так, постепенно, шаг за шагом Господь к священству привёл. Епископ Герман благословил ехать в Айхал. И вот сейчас благодатью Божией я настоятель Айхальского православного прихода.

Здесь был Вася

И.А. Но Вы, батюшка, ведь не на пустое место приехали?

О.В. Я прибыл в Айхал 21 сентября 1998 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Там уже около двух с половиной лет действовала община. Староста – Евгений Шульгин – был очень деятельным человеком, он работал в «Алмазавтоматике» инженером-наладчиком. Много сделал для прихода Николай Константинович Спис, в то время – глава администрации. Ещё до моего приезда он отдал общине бывшее здание школы (вернее, то, что осталось после пожара).

Вячеслав Штыров в Рождественском храме

Вячеслав Штыров в Рождественском храме

Прихожане рассказывают, как удручающе выглядела площадка с обгорелым брусом, досками, торчащими обрывками труб и оставшимся нетронутым огнём спортзалом, со щербатыми окнами (что не успел сделать огонь – довершили мальчишки). По местному телевидению дали объявление приходского совета с призывом к айхальцам потрудиться во Славу Божию. Стали приходить люди. Началась работа. До середины ноября, пока не наступили сильные холода, собирались в храме человек 10-15, согревали его обогревателями да своим дыханием, читали акафисты, молились.

Когда я приехал, здание уже застеклили, в нём перебрали полы, но всё было некрашено, на стенах – круги для метания мячей, на полах – автографы: «Здесь был Вася».

Помолившись, я отправился к руководителям айхальских предприятий. Навстречу шли все без исключения. Одним из первых – директор «Алмазгидроспецстроя» Игорь Николаевич Сай. Он помог провести отопление в храме, и сейчас это предприятие наравне с Айхальским ГОКом является одним из главных наших благотворителей. С помощью АГОКа мы поставили иконостас, сделали косметический ремонт и снесли ненужные помещения.

И вот сейчас у нас есть храмовое помещение, крестильня, в ней же я провожу огласительные беседы с новокрещаемыми, там же проходят занятия воскресной школы. Отгородили помещение для библиотеки с читальным залом и видеотеки. Есть у меня небольшой кабинетик, трапезная, склад. Усилиями АГОКа поставили деревянный купол, огромный, 5 х 5 метров, с большим крестом.

В 2002 году благодаря новому управляющему строительно-монтажным трестом Олегу Евгеньевичу Лукашову была достроена кладбищенская часовня. В день святого благоверного князя Александра Невского её освятили. Там тоже совершаются отпевания и службы. Слава Богу, жизнь духовная идёт, и приход разрастается.

И.А. Расскажите, отец Владимир, о приходской жизни.

О.В. Конечно, богослужение и молитва – центр духовной жизни прихода. Но мы стараемся и социальное служение организовать. Пытались создать сестричество, к сожалению, не всё получилось. Но дела милосердия мы не оставляем: навещаем пожилых людей, собираем их в храме для совместных панихид по их общим знакомым, посещаем больницы. Часто меня приглашают в роддом крестить младенцев, которые находятся в тяжёлом состоянии, как правило, после крещения дело сразу идёт на поправку.

Уже полтора года действует интернет-проект. У нас в Айхале есть локальная сеть в пределах посёлка. Она пользуется огромной популярностью у молодёжи. Мы создали свою страничку Айхальского храма. Там у нас и библиотека, и видеофильмы, посвящённые проблемам абортов, тоталитарных сект, есть информация о приходе. В разделе «Форум» молодые люди задают свои вопросы, высказывают идеи, подбрасывают новые темы для совместного обсуждения.

На местном телевидении и радио регулярно проходят беседы с моим участием. Действуют четыре группы воскресной детской школы (около 80 ребятишек её посещают). Библиотека и видеотека дают возможность людям знакомиться с основами православной веры через документальные и художественные фильмы, через беседы таких замечательных богословов, как митрополит Антоний Сурожский, профессор Алексей Ильич Осипов, диакон Андрей Кураев.

Совершаем мы и миссионерские поездки. Совместно с удачнинским священником отцом Вячеславом посещаем посёлок Оленёк. Благотворительную помощь оказываем. Люди в Айхале в основном довольно обеспеченные, приносят нам хорошие вещи, а мы с помощью руководства Амакинской геологоразведочной экспедиции вертолётами отправляем их в Оленёк, где народ живёт очень бедно. Там у нас небольшой приход, через него вещи распределяются в самом Оленьке и в близлежащих маленьких посёлочках – Жилинде, Харыяллахе.

Красота добродетели

Т.А. Много у вас молодых прихожан?

О.В. Слава Богу, молодёжь есть, но хотелось бы, чтобы было больше. Вообще посёлок у нас молодой.

Т.А. Подростки – трудный возраст, как с ними складываются отношения?

О.В. Когда мне доводилось проводить беседы в местном ПТУ, преподаватели говорили: «Отец Владимир, мы сомневались, станут ли наши учащиеся слушать батюшку. Иногда они грубят и дерзят. Мы были просто поражены, увидев, что ребята слушают вас с большим вниманием». Слава Богу, священника зовут, но я не всегда всё успеваю.

Рождественский храм перед Рождеством

Рождественский храм
перед Рождеством

Однажды в училище меня предупредили об одной группе – дескать, она самая трудная. Но как раз с этой группой было легче всего общаться. Я не ставил своей целью их в храм привести. Мне хотелось объяснить только, что православие – это не мракобесие, не религия отсталых, ведь атеизм и советская идеология предлагали нам карикатуру, пародию на православную веру, на христианство.

Основные беседы у нас были о нравственности. Я хотел показать красоту добродетели. А начали мы с добродетели мужества, на примере воина-мученика Евгения Родионова, которому чеченские бандиты отрубили голову за отказ снять нательный крест. Этот человек между предательством духовных ценностей и смертью выбрал смерть.

И.А. Расскажите и нам о красоте добродетели.

О.В. В двух словах это трудно. Я зачитывал рассказ матери Евгения Родионова и говорил: «Многие из вас могут сказать – это просто фанатизм, средневековье…» Но смотрите: у каждого из вас есть мать, любимая девушка, дорогой человек. Представьте, на ваших глазах над ней издеваются, её хотят убить, её унижают. Вы можете стоять в стороне и не вмешиваться, потому что знаете: если вмешаетесь – вас убьют. А можете ценой своей жизни спасти близкого вам человека. Как назовут ваш поступок? Фанатизмом или подвигом?» Они мне дружно отвечают: «Конечно, подвигом». «Так, понимаете, – говорю, – у каждого в жизни есть какие-то ценности, понятие святыни. Для человека светского самое святое – это его мать, отец, жена, дети… У человека религиозного есть более высокие идеалы, которыми он не может поступиться».

Я начинал с того, что показывал красоту личности, говорил, что надо стремиться не быть безликой частью толпы, уметь сказать «нет» не только этой толпе, но и себе. Если все курят анашу или пытаются уколоться, то человек, который является личностью, всегда сможет сказать этой толпе «нет», потому что у него в душе есть стержень. Потом рассказывал, как этот стержень можно стяжать на примере десяти заповедей.

Напоследок я всегда оставлял заповедь «не прелюбодействуй». Она самая сложная для подростков. Делал упор на том, что нарушение этой заповеди убивает в человеке самое главное – способность и возможность любить. А дальше мы с ними говорили о том, что такое любовь, потому что мы живём в мире, в котором все понятия перевёрнуты. Иногда беседа уходила в иное русло, но, слава Богу, слушали все.

Потом я провёл с ребятами беседы о наркомании и о таком страшном грехе, как аборт. Показывал им фильмы. Не все из них приходят потом в храм, но большинство задумывается о жизни всерьёз.

Рок-музыкант стал первым «хором»

Купание в Крещенской проруби

Купание в Крещенской проруби

И.А. А каким было первое праздничное богослужение на Рождество в храме Рождества?

О.В. Иконостаса ещё не было, мы придумали, как обозначить Царские врата: поставили аналои на столики, занавесили рушниками, прикрепили иконы Христа и Богородицы. Псаломщик нашёлся – матушка (моя жена), но хор ещё не сформировался.

И тут – Промысл Божий: перед самым Рождеством зашёл в храм юноша и сразу подошёл ко мне под благословение. Я изумился – прихожане ещё не привыкли брать благословение, а тут – незнакомый молодой человек… Оказалось, что приехал парень с рок-группой из Петербурга, но поёт ещё и в церковном хоре, службу знает – он и стал нашим первым «хором».

В ту святую ночь Рождества Христова 1999 года я отслужил в церкви первую всенощную Литургию. Она, несмотря на его неустроенность, была полна (человек сто), праздничная служба прошла торжественно. Впервые звучала под сводами храма Рождественская песнь: «Слава в вышних Богу…»

Рождество – наш храмовый праздник, и каждый, кто присутствовал в это время на богослужении, не мог не почувствовать особую Божию милость и благодать – радость светилась на лицах прихожан.

И.А. Что бы Вы пожелали читателям газеты «Логос»?

О.В. Рождество Христово – это колоссальное по значимости событие в истории человечества. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Пусть Христос рождается хоть сто, двести или тысячу раз, но если он не родится в моей душе, то я погиб». Поэтому мне хотелось бы пожелать всем нам, чтобы Христос родился и в наших душах.

Татьяна СЕРДЦЕВА, Ирина ДМИТРИЕВА

На заставке фото Владимира Севрюкова