Собор эстрады

Авторы:


Реанимация памяти
Темы: , , , , , .

«Они принялись орудовать скребками, срывая целыми плитами провисшую от собственного веса многослойную и многолетнюю штукатурку. Но – удивительное дело! – под ней стала обнажаться не серая, затёртая цементом или алебастром кирпичная кладка, а ровная голубая поверхность.
Жаннет время от времени бросала томные взгляды на двух мужчин, так теперь симпатичных ей, и даже не вздрагивала от грохота свалившейся штукатурки. Внезапно она тоже замерла от изумления: из-под грязно-белой поверхности купола стало проглядывать голубое небо. Да, да, настоящее голубое небо! И чем дольше и тщательнее скоблили потолок её новые друзья, тем больше ширилась голубизна, заливая свод. А потом, у самого центра купола, появились необыкновенные белокрылые птицы с человеческими лицами, или, может, люди с большими птичьими крыльями…
Маляры дочистили потолок, подошли к краю заваленного штукатуркой полотнища и долго смотрели вверх.
– Чё, тоже глаз оторвать не можешь? – обратился к обезьяне Федя. – Соображаешь!.. Такую красотищу откопали!
– Да-а, – вздохнул Трофимыч, – ведь могли же люди, не то что мы, жили же…
– Я говорил, монастырь. Выходит – точно…
– Выходит… И такую красоту нам с тобой надо замазать этой хреновиной, – Трофимыч мотнул головой в сторону бидона с эмульсионкой и краскопульта.
– А чё делать: задание, – грустно почесал голову Федя. – Не забелишь – кипежу завтра не оберёшься. На работе вдуют, тринадцатая полетит… Да и другие всё равно забелят и получат наши тугрики.
– Сволочи мы, Федька…
– Сволочи…»

 

Подобный диалог, взятый из повести якутского писателя Владимира Фёдорова «Звезда голуболикой Жаннет» вполне мог состояться в реальности. Только вот ошибся Федя – не монастырь это был, а собор, самый величественный якутский каменный храм, построенный при Петре I, в котором после революции устроили театр (не знаю – сразу или нет, но помню, что театр был – Якутский музыкально-драматический), потом в нём находилась филармония, а теперь – Государственный театр эстрады.

Адресуют ли себе люди, устраивающие на святом месте дискотеки и шоу, то слово, которым Федька и Трофимыч сами себя укоряли? Ох, вряд ли… Скорее всего, они просто не ведают, что творят. Просто поверили, что произошли от обезьяны. Просто не понимают, что грех…

19_2007_13_4_shemetov

А как объяснить: вот здесь, в алтаре, где сегодня находится сцена и пляшут непотребные или вполне приличные танцы, этот Бог, Которого они знать не хотят, отдавал Себя нашим прадедушкам и прабабушкам, питая их Своей любовью и благодатью? Можно кого-то напугать воздаянием и расплатой за кощунство и святотатство. Наверное, можно. Но как объяснить нашим братьям и сестрам (ведь не обезьянка по имени Жаннет, в самом деле, родня им!), чтобы в доме Божием людям не веселиться хотелось, а молиться: «Прости, Господи, нас, неразумных, и открой нам радость – другую, высшую, которую не купишь, как билет в театр»?

 

Сегодня, глядя на остатки собора, оклеенного афишами, призывающими народ к развлечению, трудно даже представить, что когда-то сооружённая во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы девятиглавая церковь являлась украшением Якутска. Здание было трёхпрестольным, каменным, с отдельно стоящей  каменной  колокольней и каменной оградой. Возвели её присланные из Тобольска московские «каменных дел мастера» Алексей Иванов Турна и Иван Денисов Сметка. Проезжавший через нашу столицу в начале XIX в. священник Иннокентий Вениаминов (будущий святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский) писал: «Особенную красоту Якутску придают монастырь и церкви деревянныя и каменныя. На юго-западном краю Якутска, близ Большой и Иркутской улиц (ныне соответственно: проспект Ленина и ул. Каландаришвили – прим. ред.), красуется Свято-Троицкий собор о пяти позолоченных главах, с такими же небольшими на двух алтарях и на палатке ризничной».

19_2007_13_m_yakutsk_sviato-troitcki_kafedralny_sobor

«В источниках этот храм упоминается очень скупо, – пишет Пантелеймон Петров, автор книжки «Градоякутские православные храмы». – В сибирском календаре 1865 г. имеются такие строки: «Троицкий собор – старинная из каменных церквей – сооружён в 1708 г. Построен он в один этаж с отдельной колокольней и разделён на две половины: на зимнюю и летнюю. Последняя отличается богатым иконостасом под золото… Иконы писаны лёгкою цветистою кистью иркутского живописца Мурзина. Стены и купол раскрашены красками якутским живописцем казаком Дониным».

В 1854 году, в ходе восстановительных работ, была обнаружена медная доска с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основася церковь сия Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, при Державе Благочестивейшаго и великодержавнейшаго Господаря нашего и великаго Князя Петра Алексеевича, правящу же престол митрополиту Тобольской и Сибирской Преосвященному Филофею, Преосвященным Варлаамом Епископом Иркутским и Нерчинским, Воеводствующим же Стольникам Юрию Феодоровичу и Михаилу Юрьевичу Шишкиным, в лето 1708 года, месяца июня в 27 день, в граду Якутском и положении суть зде мощи святыя Великомученицы Варвары и Преподобнаго Варлаама игумена Печерского и Преподобнаго Ефрема Епископа». Строить его начали на месте двухэтажного семиглавого Троицкого собора, сгоревшего в Якутском остроге во время большого пожара 1701 года.

 

19_2007_13_2_shemetov

А между тем, Троицкий собор – не только историко-архитектурный (хоть и разрушенный) памятник Якутии – первый на всей территории Северо-Восточной Сибири каменный храм. Это ещё и памятник духовной истории якутского народа. В 1870 году в связи с образованием Якутской епархии собор получил статус кафедрального, с размещением в нём епископской кафедры. При храме действовала библиотека исторического и духовно-нравственного содержания.

19 июля 1859 года в Якутском Троицком Собо­ре впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Евангелие по-якутски читал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Вот свидетельство очевидца этого важнейшего события: «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев… Первые звуки якутского языка, на кото­ром отправлялось решительно всё богослужение, казались удиви­тельными для всех якутов. Хотя служение происходило первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком».

Торжество и духовное величие службы на родном языке произвело на собравшихся «весьма сильное впечатление и… до то­го тронуло их, что якутские родоначальники, от лица всех своих собратий обратились к преосвященному Иннокентию с прошением, чтобы 19 июля навсегда было у них днём праздничным, в воспоминание того, что в этот день они в первый раз услышали Божественную службу на своём родном языке».

19_2007_13_3_shemetov

Но пока надругательство над святым местом продолжается, нам логичнее «праздновать» день разрушения Троицкого собора. Вот как вспоминает об этом варварском событии прихожанка храма Евдокия Георгиевна Зябкина: «Хорошо помню этот красивый, уникальной архитектуры собор, внутри которого размещались три придела, клиросы для церковных хоров, поднятые по боковым стенам, обширное пространство для молящихся. Главный иконостас, врата в алтаре были в дорогих, видимо, очень ценных иконах, в позолоченных или серебряных окладах, паникадила под потолком и на подставках для свечей – всё очень было богато, величественно в этом храме, не говоря уже о торжественных богослужениях, совершаемых несколькими священниками, протоиереями и архиереями, о прекрасном хоре певчих-любителей, о мощном колокольном звоне звонарей-мастеров, разносившемся по всему Якутску… Этот собор был полностью разрушен в сентябре 1929 года на моих глазах: мы с мужем стояли на крыльце дома на Заложной улице, а моя бабушка 85-ти лет, крайне потрясённая уничтожением храма, через два часа умерла на моих руках от инфаркта».

«Весь мир насильем мы разрушим до основанья, а затем…» Разрушили, разбросали свои камни. Успеем ли мы, потомки, их собрать? Ведь история имеет конец. И каждый из нас в отдельности тоже.

 

Ирина ДМИТРИЕВА