«Под Звездой Богородицы» – так называется программа, в рамках которой в мае этого года по благословению Патриарха Алексия II начался не совсем обычный Крестный ход. Он посвящён долгожданному воссоединению Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата (17 мая). По задумке организаторов, из шести городов России – Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, и двух центров Вселенского православия – Иерусалима и Афона должны выйти восемь крестных ходов, символизирующих собой восемь лучей Звезды Богородицы. Их участники пройдут по всей территории России, молясь о родине и единстве народа, передавая как эстафету православные святыни, и в июне 2008 года встретятся в Москве.
В Якутске Всероссийский Крестный ход начался 30 июня. После Божественной литургии священнослужители и миряне во главе с правящим архиереем Якутской епархии епископом Зосимой двинулись от кафедрального Преображенского собора к Никольскому храму. В руках они держали не только свои хоругви, иконы, ковчежцы с мощами, но и святыни, специально переданные московскими храмами для участия в этом Крестном ходе – образ Казанской иконы Божией Матери, крест-мощевик с частью ризы Пресвятой Богородицы, икону Божией Матери «Живоносный источник», Священное Писание, принадлежавшее царю-мученику Николаю II, икону преподобного Германа Аляскинского с частицей его святых мощей.
Близ Якутска Крестный ход побывал в посёлках Жатай, Намцы, в сёлах Кильдямцы, Хатассы, посёлке Октёмцы, городе Покровске, посёлке Мохсоголлох, колонии строгого режима в посёлке Табага, на юге республики – в городах Алдане, Нерюнгри, Томмот, посёлках Нижний Куранах, Чульман, эвенкийских сёлах Золотинка и Иенгра.
Своими впечатлениями от якутского лучика Крестного хода поделился помощник президента фонда «Андреевский флаг» Владимир Крупин:
– Традиция ходить крестным ходом началась ещё в раннехристианские времена. Когда случались массовые несчастья – эпидемии, моры, пожары, засуха, – люди брали свои святыни и с молитвой обходили города и сёла. Основа любого крестного хода – покаяние, общее соборное моление о том, чтобы Господь отвёл беду, попущенную за грехи. Крестный ход – это фактически церковная служба. Люди ведь не просто несут иконы, частицы святых мощей. Они молятся.
В нашем Крестном ходе православные участвуют по-разному: тот, кто сам по каким-то причинам не имеет возможности идти, может молиться о крестоходах, например, читать после утреннего или вечернего правила по две кафизмы. Если бы люди молились о нас, это была бы колоссальная духовная помощь. Бывает и другое участие. В Москве пришёл к нам директор обувной фабрики, он даже имени своего не назвал, просто сказал, что не может отправиться в путешествие, но жертвует обувь, которая в дороге быстро снашивается.
В Якутии меня поразило, что люди, которые приходят поклониться святыне, просто светятся. У москвичей лица, как правило, озабоченные, а здесь – светлые, чистые. Я надеюсь, что мы этим светом сами «заразимся» и привезём его в Москву.
Удивительно, что северяне, живя в таких трудных условиях, дух не теряют. Бытует мнение, что якуты не были православными, я же своими глазами увидел обратное – люди, которые родились и выросли в самые безбожные времена, несут в себе традицию православия, приходят в храм с детьми и внуками, передают свою веру от поколения к поколению.
Галину Козловскую, повара епархиального управления, потрясли две встречи на пути из Покровска в Мохсоголлох:
– По благословению священника Алексия Зарубина святыни были розданы по автобусам, чтобы каждый мог подержать их в руках и, не спеша, помолиться. К нам в автобус сели два попутчика. Пожилая женщина-якутка, маленькая, как подросток, шустрая, с чистыми добрыми глазами. Она хвалила старосту, прихожан, сетовала на то, как тяжело без священника, а когда ей подали ковчежец с частичкой мощей преподобного Серафима Саровского, долго всматривалась в лик святого, что-то шепча, а затем подняла святыню, повернула её к окну и сказала: «Смотри, Серафим, это наш лес, здесь мы собираем ягоды, грибы. У нас хороший лес! Здесь косим сено для животных. Травы у нас душистые! А в этом озере ловим рыбу. Смотри, смотри, как у нас хорошо!»
Второй попутчик оказался таёжным жителем. Руки у него были большие, натруженные. А глаза любопытные и очень добрая открытая улыбка. Он рассказал, что длинными зимними вечерами читает Евангелие, и молитва к Богу часто ему помогает в трудные минуты – к примеру, когда он не успевает дотемна вернуться в избушку, или ветер снегом тропинку занесёт… «Я только одно не понимаю, почему Бог кого любит, того наказывает?» – спрашивал тот, кого Господь «случайно» вывел из леса за покупками, чтобы он смог прикоснуться к святыням.
Обозреватель православного журнала для сомневающихся «Фома» Алла Митрофанова приняла участие в Крестном ходе по югу Якутии. Она рассказала:
– Более всего меня поразили два момента. Первый – якутские дороги. Я поняла: когда говорят, что в Якутии нет дорог, но есть направления, – это не пустые слова. 500 километров от Якутска до Алдана мы преодолели за… 17 часов. С такой скоростью двигались, наверное, в преддверии ХХ века на гужевом транспорте. Вспученная дорога, пыль, камни, ямы, рытвины… Я попыталась представить, как святитель Иннокентий Московский, просветитель Якутии, или преосвященный Дионисий передвигались по этим местам в любое время года, вне зависимости от направления ветра, количества осадков и комаров… Вот когда действительно осознаёшь себя работником одиннадцатого часа (помните притчу Христа о виноградарях, нанятых хозяином последними, но получивших от него ту же награду?).
Второй момент – искренняя, живая, горячая вера в Якутии. Как люди ждали, как встречали святыни! Порою мы выбивались из графика на 3-4 часа, приезжали глубокой ночью. И верующие не расходились по домам. Стояли на ветру, под дождём… Конечно, надо быть реалистами. Если в замечательном Нерюнгри человек семьсот пришли приложиться к святым мощам, то это – всего лишь 1 % населения города. И всё же. Кто знает, может быть, это и есть та самая закваска миру, о которой говорил Христос?..
Марина ГОРИНОВА