Якутская епархия уникальна – 2000 км с запада на восток, 2500 км – с севера на юг. Православным в центральной или южной России, где все храмы можно пешком обойти, или уж, во всяком случае, до любой точки легко добраться на автомобиле, это даже трудно представить. Наши же приходы разделены тысячами тяжело (и дорого!) преодолеваемых километров. Даже современная связь не везде и не у всех. Как в такой ситуации строить общую церковную жизнь, решать общие задачи, преодолевать общие трудности, просто по-человечески общаться? Раз в год это удаётся.
Великим постом, 19 марта, из всех уголков Якутской епархии съехались в столицу священники и старосты приходов, чтобы принять участие в епархиальном собрании, ставшем уже традиционным. О целях, задачах и итогах этой встречи мы поговорили с правящим архиереем Якутской и Ленской епархии епископом Зосимой (Давыдовым).
Диагноз поставлен
— Ваше Преосвященство, насколько необходимы такие собрания?
— Епархиальные собрания дают возможность, во-первых, встретиться священнослужителям и старостам из разных уголков Якутии, поговорить друг с другом, познакомиться с новыми священниками и дьяконами. Во-вторых, обсудить вместе общие проблемы. Часто нам кажется, что мы находимся один на один со своими трудностями, а на самом деле точно такие же вопросы решает вся Русская Православная Церковь. Поэтому очень важно увидеть, как другие приходы справляются с подобными же проблемами, узнать об их опыте. В этом практическая польза наших встреч.
Проведение епархиальных собраний – это не демократизация Церкви, это попытка решать проблемы соборно. У каждого есть возможность высказаться. И я подвожу итоги, исходя из отчётов, полученных с мест, поэтому говорю об общих проблемах, общих достижениях, ставлю задачи.
— Каков же Ваш диагноз относительно нынешнего состояния здоровья епархии? Какие проблемы особенно остры?
— Основная боль в том, что в нашей миссионерской епархии несколько ослабла миссионерская работа.
— С чем это связано, Владыко?
— Сегодня поменялось отношение к вере. Если десять-пятнадцать лет назад, по рассказам архиепископа Германа и священников, с мест приезжали ходоки и приглашали архиерея или наших миссионеров к себе, то сейчас этого нет. Каждый, кто хотел отыскать дорогу к храму, нашёл её. Во многих якутских посёлках и деревнях активно действуют христианские секты, которые уже давно замкнули местных жителей на себя. Как-то я ехал в такси и водитель рассказал, что в их селе есть такая секта. Я спросил его: «А что же вы в храм православный не ходите?», и он отвечает: «Какая разница? Бог-то один». К сожалению, сегодня это ошибочное, ложное мнение широко распространено. Люди ищут, где помолиться, и если до церкви далеко, они идут в ближайшую христианскую общину, не разбираясь в её сути, и часто попадают к сектантам.
Пришло время, когда не они к нам, а мы должны навстречу людям идти. Тем более, что православные традиции в якутском народе очень сильны. Это зафиксировано и в языке, и в культуре, и в народной памяти. Замечено, когда появляются в посёлках православные, то протестантские и сектантские общины начинают терять своих членов, они уходят к нам. Хотя не везде.
— Наверное, очень важна личность священника?
— Конечно. Святитель Иннокентий, когда служил в Якутии, раза четыре писал письма в Синод с просьбой, чтобы ему прислали священников из центральной России. Они приезжали лет на десять. Когда срок службы заканчивался, Владыка благословлял их уезжать обратно, и только тех священников, которые были настроены миссионерски, он просил остаться, давал им определённые льготы. Более того, когда святитель Иннокентий уехал в Благовещенск и в Якутии появились викарии – епископы Пётр и Павел, они занимались только простым духовенством. Миссионеры по-прежнему оставались в непосредственном ведении святителя. Он лично продолжал управлять миссионерами и направлял их действия по всей своей дальневосточной епархии (а она была огромна).
Миссионер – это состояние души. Со временем он может приобрести болезни, немощи (внутренние и внешние), которые будут мешать ему миссионерствовать, и всё же он должен оставаться человеком особого настроя. Неслучайно святитель Иннокентий, будучи уже сам весьма престарелым, продолжал путешествовать, несмотря на все дорожные трудности и лишения. И только серьёзные болезни помешали ему жить здесь дальше, поэтому его перевели в Москву. Пока миссионеры молодые и здоровые, пока они чувствуют внутреннее желание послужить Христу, их особо не пугают ни лишения, ни тяжести пути, они идут, чтобы донести Слово Божие. А вот если это внутреннее состояние потеряется, им лучше переходить на другое, более спокойное служение, например, где-нибудь на приходе.
Не щадя живота своего
— Святейший Патриарх Кирилл недавно говорил о том, что священник не должен себя беречь, жалеть, бояться болезни. Если он отказывается служить, чтобы сохранить здоровье, болезнь неизбежно его настигнет. А если не щадит себя, то Господь обязательно укрепит священника, даст ему и здоровье, и силы.
— Это правда. Здесь действует духовный закон. Знаю тому много примеров. Святейший Алексий, покойный Патриарх, тоже об этом говорил. Кстати, когда он стал Патриархом, помню, архиереи рассуждали между собой: «У него же было два или три инфаркта, инсульт, он совершенно разбитый человек, наверное, недолго протянет». И тем не менее, восемнадцать лет Господь давал силы Патриарху всея Руси на тяжелейшее первосвятительское служение, хотя он себя совсем не жалел. Взять хотя бы поездку на Украину в прошлом году, когда врачи ему прямо сказали, что этого делать нельзя. Но Патриарх, несмотря на запреты врачей, поехал, поскольку в этом была большая необходимость – Украина стояла на пороге нового церковного раскола. Причём предполагалось, что после официальных мероприятий, посвященных 1020-летию Крещения Руси, он будет путешествовать по Украине, но у Святейшего от нагрузки остановилось сердце. По сути дела, тогда он умер и такой ценой предотвратил церковный раскол. Врачи вовремя начали реанимировать, привели его в порядок. Но жизни своей Патриарх Алексий не жалел. Вот что такое служение Церкви.
И Патриарх Кирилл в своём первом выступлении после интронизации сказал: «Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Не случайно на плечи Патриарха возлагается великий параман – символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).
Патриаршее служение – это служение Церкви до конца, когда для себя не оставляешь ни минуты. А сколько Господь даст лет жизни – неважно. Важно, чтобы цель была – служить Богу и людям.
Служение до конца – дело любого ответственного священника. Мы сегодня прославляем многих святых, например, оптинских старцев, которые были просто ответственными духовниками, людьми, не жалевшими себя. По правилам, если священник отдыхает, а его зовут исповедовать, причащать, соборовать, отпевать, он должен оставить всё своё и пойти к людям, потому что принадлежит не себе, а им. Это завет духовничества, который дал нам Господь, – быть до конца с людьми Божьими.
Литургия по-якутски: реальность прошлого и скорого будущего
— Какую задачу перед нашими священниками и прихожанами Вы поставили на ближайшее время?
— В нынешнем году исполняется 150 лет первой литургии на якутском языке. В республике об этом помнят, подписан приказ вице-президента РС(Я) Евгении Исаевны Михайловой о том, чтобы это событие было отмечено на общереспубликанском уровне. Но поскольку святитель Иннокентий (Вениаминов) отслужил первую литургию в Троицком соборе 1 августа (19 июля по ст. ст.) на память Серафима Саровского, а в это время многие разъезжаются в отпуска, мы решили перенести празднование столь важного события. За год до него, когда был сделан перевод на якутский язык Евангелия, именно на Пасху, в Иркутске, святитель Иннокентий впервые прочитал во время богослужения евангельское зачало. Поэтому было решено перенести торжество на Пасхальные дни, тем более, что Светлое Христово Воскресение – главный праздник для всех православных христиан. В этот день в храмы приходят даже те, кто пока просто отдаёт дань традиции, и хочет почувствовать себя причастным к великому празднику своих предков. Сейчас на Пасху намечено несколько больших событий.
— Каких?
— В некоторых храмах будут отслужены литургии с песнопениями на якутском языке. В Нерюнгри в богослужении примет участие хор «Соловушка», в Чурапчу приедет хор «Кэнчээри», которые пели в Преображенском соборе Якутска и в храме Христа Спасителя в Москве. Естественно, что и в кафедральном Преображенском соборе и в Никольском храме литургийные песнопения прозвучат по-якутски. Сейчас церковный хор Преображенки совместно с хором Театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона занимается подготовкой этой программы. Так что на Пасху в соборе будут звучать два хора.
На собрании я призвал к тому, чтобы отметить праздник более широко на каждом приходе, чтобы священники произнесли проповеди на эту тему, а в местных газетах появились статьи, посвящённые этому событию, ведь оно было уникальным. Не случайно князьцы, родоначальники, присутствовавшие на этой литургии, обратились к Владыке Иннокентию с письмом, в котором просили, чтобы этот день навсегда стал праздничным, потому что, писали они: «В этот день Господь впервые заговорил с ними на родном якутском языке». Нужно, чтобы каждый житель республики узнал, какое великое событие мы сегодня переживаем и был причастен к нему.
Не пропустить главную встречу
— Обидно – духовный прорыв, столь драгоценный для жителей Якутии 150 лет назад, сегодня для многих мало что значит. Владыко, если продолжить разговор о болезнях церковных, почему так много людей крестится и так мало остаётся в храме?
— Основная причина – нежелание подвига. Мы ищем удобства даже в церкви. Нам нравится в храме, пока красиво поёт хор, хорошо служит священник или дьякон, пока нас не напрягают долгими службами, неприятными исповедями, напоминаниями, что надо помогать ближним. Мы хотим даже в церкви комфортабельности и удобства. Дома мы лежим на диване, пультом включаем телевизор, по которому смотрим всё, что нам нужно, получаем удовольствие. И того же ищем в доме Божьем.
А Господь говорит об узком пути. Православие иногда называют покаянной верой, потому что первые слова Иоанна Крестителя и Христа Спасителя, обращённые к народу были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Некоторые думают, что если человек исповедовался, причастился, то покаяние закончилось. Нет, оно теперь только начинается! Только теперь, когда примирились с Богом, мы можем идти узким путём внутреннего делания – отсечения своей воли, придания себя в руки Божии, шествия по добродетелям, борьбы со своими страстями, очищения сердца от грехов и пороков – и приближаться к Царствию Небесному.
Люди, которые так живут, уже здесь, на земле, начинают видеть Бога, ощущать Его присутствие. Мы говорим: «Они находятся в Духе Святом». Они уже себя просветили Божиим светом, Божией благодатью. Но это стоило им многих потов, трудов, подвигов, того, что современный человек понести не хочет. Мне рассказывал один схимонах, подвижник, много лет живший на Кавказе: однажды к нему пришёл молодой человек лет восемнадцати и спросил, может ли он остаться в его келии и тоже стать подвижником. Старец ответил: «Ты не сможешь». Он объяснил мне: сейчас, если ребёнок не достиг двенадцати лет, то из него можно сделать подвижника. А если старше, то нельзя, потому что он уже развращён миром. Психология нашего современника: бери от жизни всё, расслабься, получай удовольствие. Человек не делает никаких усилий, чтобы достичь того, что ему хочется. Современные люди становятся всё слабее, поэтому и жить по вере им становится тяжелее.
— Посоветуйте, пожалуйста, тем, кто не постился или только в пище себя ограничил, а духовного поста не держал, что можно сделать в оставшиеся до Пасхи дни, чтобы стать причастником несравнимой пасхальной радости?
— Важно, чтобы человек хоть что-то сделал ради Христа. Господь и за малое даёт большую благодать. Святые отцы говорят: «Господь нелицеприятен», он смотрит на человека, на его внутреннее желание, оценивает нас по стремлению к Себе, искреннему желанию быть с Богом. Наши подвиги имеют значение только как проявления нашей любви к Нему. Если мы ради Христа, Которого любим всем сердцем, употребляем усилия, чтобы праздник освятить не только изысканными кушаньями, но и внутренней готовностью, то приобретём и внутренний свет, и благодать Господню. Иоанн Златоуст в своём Слове на Пасху, которое читается во всех храмах, говорит: «Итак, все – все войдите в радость Господа своего! …Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» Конечно, постившийся человек ощутит большую радость. И это такая радость, что вкусивший её хоть раз потом ищет этой радости – радости встречи со Христом.
А оставшиеся дни в преддверии страстной седмицы надо постараться употребить на какое-то благо. Пост – ведь это не только воздержание в пище, это, прежде всего, внутреннее воздержание от греховных привычек. Например, курящие стараются в эти дни не курить, многие бросают совсем. Если человек увлекается играми или телевизором, то он может это время, которое тратил так бесцельно, употребить на то, чтобы ради Христа сделать хоть что-то для людей.
И обязательно придите на Пасху в храмы Божии. Если человек горит желанием сходить на пасхальную службу – это ведь шествие ко Христу, к Богу. Пусть это малость – прийти в храм, но Господь воспримет её как движение навстречу к Нему и даст почувствовать радость.
Ирина ДМИТРИЕВА
Интервью было опубликовано в рубрике «Благовест» газеты «Якутия» 4 апреля 2009 г.