«В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой», – говорил преподобный Нил, подвижник Синайский. Многие люди, оказавшись лицом к лицу с болезнью, особенно с тяжёлой или смертельной, разворачиваются лицом к Небу. Они интуитивно чувствуют, куда им надо идти, у Кого искать помощи. Но так велик остаётся соблазн лёгкого, понятного пути, особенно когда нас к нему подталкивают. Увы, часто даже в храме.
Приходит человек растерянный, напуганный диагнозом, в ближайшую церковь, спрашивает: «Что делать?» И ему объясняют: весьма богоугодно заказать сорокоуст о здравии, поминание на псалтирь в монастыре, молебен, подать записочку о поминовении на литургии, особенно на проскомидии и т.д. И оказывается, что проблема жизни и смерти – твоей! – это всего лишь вопрос цены. Сделал «всё, что положено» человек и не задумался даже, кем положено, для чего?
Нет, конечно, всё это надо делать – и записочки подавать, и молебны заказывать. Великая, особая сила заключается в церковной молитве. Но надо помнить, что молитва эта усиливается тысячекратно, если вы сами принимаете в ней участие.
«Но кто же тут болезненно молится? – спрашивает святитель Феофан Затворник женщину, просящую о больной дочери, – Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чём-либо душою. Если никто не воздохнёт от души, то молебны протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… Вы заказали, но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на литургии, когда поминается Н. на проскомидии… Тогда ваше болезнование берётся молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… Так видите, в чём сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящей…»
Только о чём молиться и как?
«Болезни есть крест, он прожигает грехи, которые мы и грехами не осознаём. А потому благодарим милосердие Божие, посланное нам в болезнях. И пройти через горнило их предстоит каждому христианину… ибо несть человека, который жил бы и не согрешил… Молюсь не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы ты их правильно оценил и воспринял», – писал одному из своих просителей старенький, больной архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Святые отцы учат, что главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. Но сила и ценность святости для нас состоит не в том, что подвижники благочестия выдают инструкции: «Прочти эти слова, и они, как заклинание, исполнят твоё желание». Святые подают нам пример сокрушения о грехах, молитвы, подвига самой жизни. Они были такими же, как и мы, так же болели, так же страдали, так же искали Бога… Так, да не так – чистым сердцем, бескомпромиссно, со всей решимостью. Именно поэтому мы и читаем молитвы угодников Божьих как свои – они точнее, чем мы сами способны выразить наши чувства, а главное – их направить.
Таковы и псалмы святого царя-псалмопевца Давида. Если бы мы могли от сердца молиться так:
Псалом 37
1 Псало́м Дави́ду, в воспомина́ние о суббо́те
2 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́.
3 Я́ко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне, и утверди́л еси́ на мне ру́ку Твою́.
4 Несть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, несть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ грех мои́х.
5 Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне.
6 Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́.
7 Пострада́х и сляко́хся до конца́, весь день се́туя хожда́х.
8 Я́ко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и несть исцеле́ния в пло́ти мое́й.
9 Озло́блен бых и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́.
10 Го́споди, пред Тобо́ю все жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся.
11 Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя си́ла моя́, и свет о́чию мое́ю, и той несть со мно́ю.
12 Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне прибли́жишася и ста́ша,
13 и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне глаго́лаху су́етная и льсти́вным весь день поуча́хуся.
14 Аз же я́ко глух не слы́шах и я́ко нем не отверза́яй уст свои́х.
15 И бых я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния.
16 Я́ко на Тя, Го́споди, упова́х, Ты услы́шиши, Го́споди Бо́же мой.
17 Я́ко рех: да не когда́ пора́дуют ми ся врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя велере́чеваша.
18 Я́ко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну.
19 Я́ко беззако́ние мое́ аз возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м.
20 Врази́ же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя без пра́вды.
21 Воздаю́щии ми зла́я возблага́я оболга́ху мя, зане́ гоня́х благосты́ню.
22 Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́.
23 Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.
37 псалом
1 Давид псалома. Санатыы.
2 Айыы Тойон, абарбыккын аһардан баран,
миигин дьарыйаар,
уордайбыккын уҕарытан баран, буруйдаар.
3 Миэхэ Эн охторуҥ хатаннылар,
Эн илииҥ ыараханнык тайанна.
4 Эн уордайаҥҥын, эппэр өлүөр сирим орпото,
аньыым-харам таарыйан,
уҥуохтарым кыйытталлар.
5 Буруйум-сэмэм оройбунан буолла,
ыар сүгэһэрдии ыйанна.
6 Өйө суохтук быһыыланаммын,
бааһым сытыган ириҥэнэн туолла.
7 Мин, бүк баттатан, санньыйан сырыттым,
уһун күнү быһа санаарҕаатым;
8 икки өттүгүм уотунан умайар,
барым барыта бүттэтэ суох.
9 Сэниэм эстэн, сырам-сылбам быстан,
сүрэҕим ааспат эрэйиттэн үөгүлээн ылабын.
10 Айыы Тойон, мин баҕарар баҕабын Эн барытын билэҕин,
мин өрүтэ тыынарым Эйигиттэн кистэммэт.
11 Сүрэҕим сүүдүйдэ, күүһүм-күдэҕим өһүлүннэ,
хараҕым уота кытта өлбөөдүйэ өстө.
12 Доҕотторум, ыалларым, бааспын көрөн, тэйэ тутталлар,
чугас дьонум эмиэ ыраах тураллар.
13 Мин тыыммар турунааччылар миигин үктэтэ сатыыллар;
куһаҕаны баҕарааччылар өлөрбүн түстүүллэр,
хайа да күн уодаһыннааҕы саныыллар.
14 Оттон мин дьүлэй курдук, истибэппин,
тыла суох курдук, саҥарбаппын.
15 Онон тугу да истибэт,
утары этэрэ суох киһи буоллум.
16 Эйиэхэ мин эрэнэбин, Айыы Тойон;
Эн хардарыаҕыҥ, Айыы Тойон Таҥарам.
17 Ол иһин үҥэбин: „Өстөөхтөрүм сэтэрээбэтиннэр,
бүдүрүйэр кэммэр улахамсыйар этилэр“, — диэн.
18 Охтон түһэрим миэхэ бу кэллэ,
ыарыым ааһан-араҕан биэрбэт.
19 Буруйбун-сэмэбин мин билинэбин,
аньыыны оҥорбуппун кэмсинэбин.
20 Оттон өстөөхтөрүм олорбуттарын курдук олороллор,
дьэ өссө ордук бөҕөргөөтүлэр;
төрүөтэ суох миэхэ өстүйээччилэр үксээтилэр.
21 Үтүөнү эрэ тутуһарым иһин,
үтүөбүн куһаҕанынан төлөөччүлэр миэхэ өһүрэллэр.
22 Оо, хаалларыма миигин, Айыы Тойон;
Таҥарам, миигиттэн тэйимэ.
23 Тиэтэй миэхэ көмөлөһөргө,
Айыы Тойон, Быыһааччым миэнэ!
Псалом 37
1 Псалом Давида, в воспоминание о субботе.
2 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою.
4 Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне.
6 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего:
7 пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил.
8 Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей.
9 Я был сокрушен и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего.
10 Господи, пред Тобою – всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто.
11 Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет со мною.
12 Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня,
13 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли.
14 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих;
15 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения.
16 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались.
18 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною.
19 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём.
20 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно.
21 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня,
22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего!
Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Иеромонах Дмитрий (Першин) пишет: «Страдание может иметь свою цель, и даже более высокую, чем участь страдальца. Бог попускает сатане поразить тело Иова проказой для того, чтобы отучить ветхозаветный Израиль от привычки объяснять скорби кого-либо его же грехами и, кроме того, приоткрыть тайну и меру Своей любви, которая будет явлена на Голгофе. Страдания, которые обрушились на Иова, перевернули его душу. Утратив детей, имущество и здоровье, этот ветхозаветный страстотерпец вдруг как-то иначе начал постигать Самого Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», – говорит потрясённый Иов Творцу» (Иов. 42, 5)».
Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека. «Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре», – учил святитель Иоанн Златоуст. Он же, вспоминая историю праведного Иова, объясняет: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив». «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин», – говорил святитель Феофан Затворник.
А ещё мы учимся у святых доверию к Богу, пославшему нам болезнь, терпению в несении страданий, правильному отношению к врачам, у которых ищем помощи. В молитве иконе «Всецарица», к которой часто прибегают онкобольные, есть слова: «Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего!» И священномученик Арсений (Жадановский) наставлял: «Болящий, имей такое расположение сердца: всё в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но Ты, Господи, всё дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твёрдо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет».
Святые отцы призывают во время болезни проявлять терпение не только отсутствием ропота, но прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!» – призывал Игнатий (Брянчанинов).
Давайте же учиться сердечно молить Бога о здоровье духовном и телесном, причём не только своём и близких, а всех, кто нуждается в нашей помощи.
Марина ГОРИНОВА