17Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости.
Книга Притчей Соломоновых. Гл. 22
«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом»
«В здоровом теле – здоровый дух!» Казалось бы, нет ничего абсурднее, чем эта древняя поговорка. Попробуйте, произнесите её, глядя в полные злобы глаза молодцев скинхедовской группировки, качающих бицепсы в тренажёрном зале. Или на соревнованиях по бодибилдингу, среди надутых (в прямом и переносном смысле), часто с помощью стероидов, «манекенов». Или в палате для суицидных больных, многие из которых физически вполне здравы… Много ли здоровья духовного вы обнаружите в лицах «бимбо» – «профессиональных» обитательниц фитнес-залов, у которых в жизни ничего не болело, кроме горла и стиснутой тесной туфелькой ножки?
Почему же тогда этот миф, как заведённые, транслируют и журналисты, и продавцы БАДов, и чиновники всех мастей и волостей, и адепты современных психофизических практик? «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!», – внушают нам «продавцы здоровья» со страниц журналов, с экранов телевизоров, а уж как старается интернет!.. Под этим лозунгом презентуются и «Самовыздоровление от Геннадия Малахова», и астрал с магией, и женский журнал «Cosmopolitan», и всевозможные «целители»…
На самом деле известная пословица принадлежит римскому поэту-сатирику Ювеналу (около 60-140 гг. н.э.). К тому же то ли переведена была неверно, то ли усвоена неправильно.
Одни критики обвиняют переводчиков, выбравших в качестве значения латинского существительного «mens» русское слово «дух», хотя словари дают для него целую вереницу разных значений: настроение, рассудок, ум, разум… «В здоровом теле – здоровое настроение», «…здоровый рассудок»… Ещё смешней!
Вторые считают, что знаменитый афоризм – не более чем «литературное жульничество», поскольку древнего сатирика просто переврали, он написал не «mens sana in сorpore sano» («в здоровом теле – здоровый дух»), а «Orandumest ut sit mens sana in сorpore sano», что можно перевести как: «Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум» или в более современном варианте: «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!» А в дореволюционном переводе Д. Гнедовича и Ф. Петровского эта пословица звучит так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом».
Некоторые винят атеистов, якобы лукаво отбросивших вторую часть пословицы, звучавшей на самом деле примерно так: «В здоровом теле – здоровый дух, если упорно молиться» или «В здоровом теле здоровый дух – редкое исключение».
Кто тут прав, кто ошибается, нам судить трудно – в латыни специалисты небольшие, но очевидно, что в словах Ювенала было больше насмешки над культом силы и здоровья в Древнем Риме, чем пропаганды здорового образа жизни.
Не все грешники больны, не все святые здоровы
Не подумайте, что мы с Ювеналом имеем что-то против чистки зубов, мытья рук перед едой или занятий физкультурой (не знаю, любил ли движение мой коллега, а я занимаюсь физическими упражнениями регулярно). Но вот насаждаемый в последнее время культ здоровья, пропаганда ЗОЖ вызывают, как минимум, вопросы… Хотя бы к тем ухоженным, накачанным и физически вполне здоровым согражданам, которые тратят на поддержание своей формы столько усилий и времени. А сколько денег!
Что же на самом деле первично в неразрывной связке «тело и дух»? Разобраться жизненно важно, потому что когда эта связь разрывается, человек умирает.
Известный английский социальный психолог Майкл Аргайл, анализируя статистические данные (в России подобная статистика не ведётся, свои заключения учёный сделал на основании исследования, проведённого в католических и протестантских странах), пришёл к выводу: чем чаще люди посещают церковь, тем меньше болеют и умирают от различных соматических заболеваний. Однако с рационалистической лупой в руках процессы духовного мира не разглядишь.
Наверное, Аргайл прав, но мы-то знаем, болеют не только и не столько большие грешники, но и великие святые. В своей плоти носил жало апостол Павел, сильно болели и преподобный Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, хворают малые детки, не имеющие личных грехов. И наоборот, подлецы и преступники наслаждаются здоровьем и земными радостями.
Святитель Феофан Затворник писал: «Грех совершается в душе и прямо делает её больной; но так как жизнь тела – от души, то от больной души жизнь нездоровая». Однако не стоит искать прямой связи между нравственно отрицательным поведением и болезнью. Медицинский психолог и религиовед К.В. Зорин подчёркивает, что это занятие таит серьёзную опасность – «соблазн по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его недуг». Епископ Варнава (Беляев) говорил: «Одна и та же болезнь может случиться у одного – за непочтение к родителям, у другого – за воровство; и даже у одного и того же один раз – за один грех, в другой – за иной».
Конечно, есть очевидные цепочки, если, например, человек злоупотребляет алкоголем, то странно было бы ему иметь здоровую печень, однако с православной точки зрения никаких жёстких схем по типу «причина – следствие», «преступление – наказание» не существует, подчёркивает Зорин: «Если бы от каждого содеянного греха люди умирали сразу же, род Адама просто исчез бы с лица земли. Поэтому нередко пути расплаты за грехи завуалированы, опосредованы разными условиями и обстоятельствами, скрыты от человеческого взгляда… Чем более согрешает человек, тем больнее его душа. Но отсюда не вытекает с неизбежностью, что тем больнее становится и его тело. Чем менее согрешает человек, тем более здорова его душа. Но отсюда также не вытекает с неизбежностью, что здоровее становится его тело».
Известно, что святая блаженная Матрона Московская родилась слепой, в семнадцать лет обезножела, понесла столько болезней и своих и чужих – невозможно даже вообразить, и при этом была сосудом Духа не просто здорового – Святого. Тысячи страждущих исцелила она от телесных и духовных болезней своей молитвой.
Люди, действительно верящие, что от здоровья тела зависит их духовное благополучие и всерьёз утверждающие: «Инвалид не может быть счастливым и полноценным, как мы», – вызывают у меня чувство жалости.
Здоровье – слишком хрупкий идол, не стоит его создавать, а уж тем более ему поклоняться. Надо просто жить, не растрачивая этот талант, данный Богом, впустую, но и не зарывать его в землю, стараясь таким образом сохранить. Есть человеческие вещи, ради которых не жалко не то что здоровья – самой жизни.
Ирина ДМИТРИЕВА,
инвалид детства 1-й группы
Фото на заставке: flickr.com