Можно ли спрогнозировать будущее? Вероятно. Для этого необходимо исследовать общественное сознание тех, кто завтра станет основой нашего государства, придёт к управлению страной, её экономикой, культурой, образованием, то есть – молодёжи. Именно этим занимается кандидат психологических наук Наталья Юрьевна Прокопьева. Она изучает важнейшие процессы, которые угрожают сохранению стабильности в нашем многонациональном регионе.
С её помощью мы попробуем понять, как будут развиваться в Якутии отношения между людьми в религиозной сфере.
Сегодня в Республике Саха (Якутия) проживают представители 141 народа: якуты, русские, украинцы, эвены, эвенки, юкагиры, белорусы, татары, буряты, армяне, киргизы, чеченцы и т.п. Все они имеют своеобразные национальные и религиозные воззрения. Но если прежде сотни лет люди разных этносов и вер жили на территории Якутии мирно, дружно, то в последнее время по ряду причин произошли существенные изменения в общественном сознании различных групп населения, в том числе в их отношении к религии.
Эти процессы очень важно понять и осмыслить, потому что отсутствие религиозной терпимости может привести к расколу и спровоцировать гражданскую войну. Особенно опасна интолерантность самой активной и взрывоопасной части общества – молодой.
Между тем, важной особенностью современного народонаселения нашей республики является значительный удельный вес молодёжи в её составе. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РС(Я), сегодня здесь проживает 275 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет – почти треть всего населения. При этом соотношение между городской и сельской молодёжью составляет 66,4% и 33,6%.
В исследовании приняли участие жители городов и сёл республики Саха (Якутия) от 14 до 30 лет включительно. Объём выборки составил 1500 респондентов.
Согласно полученным результатам, к верующим себя относят 63% опрошенных, 37% назвались неверующими людьми. По итогам социологического исследования, проведённого ГУ «РИКА» в 2006 году, к категории верующих отнесли себя 39,5%. Значит, за прошедшие пять лет количество верующих увеличилось. С чем это связано?
Во-первых, в республике растёт число религиозных организаций за счёт увеличения миграционного потока. Одновременно происходит становление традиционных религиозных объединений народа саха. Другим фактором, на наш взгляд, является широкая трактовка понятия «вера». Для 35% вера – это надежда «на лучшее будущее», на то, что «всё сложится», «всё у меня получится». 34% полагает, что вера – это «вера в себя, в друзей», «опора в трудной жизненной ситуации», «стержень». Для большинства вера – нечто внутреннее, то, что помогает жить, а религия – соблюдение обрядов, ритуалов, т.е. внешнее по отношению к человеку. Молодые люди считают верующими каждого, кто верит во что-то, а к истинно верующим относят лишь тех, кто, по их мнению, соблюдает обряды.
Как показало исследование, наши респонденты верят в самих себя (47%), в Бога (32%), в приметы (7%), в судьбу (7%), в сверхъестественные силы (7%). Причём женщины считают себя скорее верующими, чем нет (от 60,8% до 70% в зависимости от возраста). У мужчин показатели чуть ниже (от 56,5% до 65% соответственно).
Мы предполагали, что количество верующих в сельской местности будет больше, чем в городе. Но оказалось, что цифры сопоставимы:
56,5% опрошенных посещали церкви или другие религиозные институты, из них 39% – несколько раз в жизни, 8,7% – 2-3 раза в год, 4,5% – по религиозным праздникам, 3,8% – 2-3 раза в месяц, 0,5% – каждую неделю. 43,4% не заходили в храмы никогда.
В числе причин, которые привлекают молодых людей в церкви, были названы возможность побыть наедине с собой (15,9%), архитектура (15,4%), атмосфера (15,3%), совершение обряда (7,6%), обязанность (5,3%), общение с людьми схожих взглядов (2,3%).
На вопрос «Соблюдаете ли вы религиозные обряды?» молодёжь ответила так:
78,1% мужчин и 70,7% женщин не придают значения обрядам. Лишь 21,8% и 29,2% тех и других их соблюдают. При этом лишь 11,2% мужчин и 18,4% женщин постоянно читают религиозную литературу.
Большинство ответивших на вопрос «К кому Вы обратитесь в трудной жизненной ситуации» упоминали в основном родителей (54,2%) и друзей (51,9). 35% надеются на самих себя и лишь 2,8% готовы обратиться за помощью в церковь. Полученные результаты связаны отчасти с возрастом респондентов, отчасти с культурой общества, ведь становление религиозных институтов как структуры социальной поддержки в современной России ещё только происходит.
Американский социолог Э. Богардус в начале ХХ века ввёл понятие «социальная дистанция», характеризующее степень социально-психологического принятия – близость (отчуждённость) социальных групп, общностей, отдельных людей. Модифицированную шкалу Богардуса мы использовали для исследования религиозной толерантности. Полученный коэффициент – 0,73 – свидетельствует о социальной приемлемости, принятии друг друга молодыми людьми разных вер, отсутствии яркой религиозной нетерпимости.
«Влияет ли вероисповедание человека на Ваше к нему отношение при знакомстве?» – спросили мы и получили такие цифры:
Почти такая же картина с ответом на вопрос «Влияет ли вероисповедание человека на Ваше к нему отношение при выборе круга друзей?» Чуть большее значение придают наши респонденты религиозной принадлежности окружающих при выборе места жительства: это волнует уже от 21% до 27% (в зависимости от возраста).
Но, когда речь заходит о близких отношениях, молодёжь становится более разборчивой. Мы спросили: «Влияет ли вероисповедание человека на Ваше к нему отношение при вступлении в брак Вашего родственника?», и оказалось, что гораздо меньшее число респондентов готовы принять в семью иноверца. Ещё менее склонны молодые якутяне вступать в брак с представителями другой религии сами. Большинство высказалось против:
На первый взгляд, можно было бы радоваться религиозной терпимости современной молодёжи нашей республики, но, если мы поймём механизмы, лежащие в её основе, картина окажется не столь радужной.
Учёные выделяют позитивную религиозную толерантность, которая предполагает знание, принятие и уважение ценностей и идей других вероисповеданий и негативную, – основанную на безразличии к религиозным взглядам и ценностям других. И тот и другой тип толерантности обеспечивают стабильность в обществе, но надо понимать: равнодушие и незнание – очень непрочное основание для мира. Давайте посмотрим, что лежит в основе религиозной терпимости у якутской молодёжи, и задумаемся, чем это чревато.
Итак, 80% верующих респондентов считают себя православными, 20% отнесли себя к католикам, буддистам, мусульманам, язычникам. Отвечая на вопрос «Есть ли такие религии, которые нужно запретить?» большинство (37%) называет ислам, что в условиях общей «кавказофобии» закономерно, но очень настораживает. Против буддизма – 20%. Не приемлют язычество 13%. В категорию «другие» (30%) вошли, например, готы, эмо и т.п., что свидетельствует о незнании религиозных направлений.
В то же время оказалось, что молодёжь интересуют те религии, которые им хочется запретить: католицизм (40%), буддизм (25%), даосизм (20%), ислам (15%).
В ходе исследования у респондентов возникало много недоумений, касающихся религий и конфессий, эти вопросы часто вообще игнорировались. Очевидно, что молодые люди слабо осведомлены об основных религиях мира, их ценностях и традициях.
Мы спросили «Может ли, на Ваш взгляд, вероисповедование общества снизить уровень межнациональной напряжённости?» 66% ответили: «Нет».
25,6% не сформировали собственного мнения по поводу того, должно ли быть преподавание религиозных дисциплин обязательным в средних и высших учебных заведениях. За это высказались 19,1% опрошенных, против – 55,3% (хотя очевидно, что самим респондентам подобных знаний не хватает).
Многие (26,7%) считают необходимым ограничить влияние религии на государство. Не боятся этого 20,8%. 52,5% не были готовы ответить на наш вопрос.
С тем, что «все религии, существующие в нашей стране, должны быть равноправны», согласились 37,4%. Не признают конфессионального равенства 35%. 27,6% не смогли определиться со своим отношением к вопросу. Эта ситуация так же является питательной средой для формирования нетерпимости.
Итак, сегодня мы можем констатировать, что молодёжь республики имеет довольно высокий уровень религиозной терпимости, однако механизмы, её обеспечивающие, увы, приходится отнести к негативным. Они основываются большей частью на незнании и безразличии к иным религиям.
Если эту ситуацию не изменить, она может закончиться социальным взрывом. Вот почему так важно формировать истинную религиозную толерантность, использующую позитивные механизмы приятия и уважения людей иной веры, их убеждений и ценностей.
Наталья ПРОКОПЬЕВА