Всё хорошо. Прекрасные времена наступили. Для Русской Православной Церкви, во всяком случае.
Ну возразите!
Нападки? Ложь? Клевета? Провокации? Обличения? Что может быть лучше для христиан?! Особенно если нас изобличают не в верности Евангелию, а в измене ему. Это значит, что общество гораздо более христианизировано, чем оно это осознаёт (жаль, что не сами верующие!).
Конечно, не очень радует подчёркнуто лояльное отношение государства, власти, ну так это дело преходящее. Сегодня политический ветер в нашу сторону метнулся, завтра подует иначе, и уж нет сомнения, что те, кто сегодня «по долгу службы» делают реверансы в сторону православия, завтра с ещё большим пылом начнут его гнобить.
Может быть, кто-то подумал, что я «прикалываюсь», как сейчас говорят? Может быть, кто-то, далёкий от православия… Потому что каждый христианин знает: абсолютно всё, что посылает нам Господь, включая поношения и страдания, – нам во благо. Если, конечно, мы принимаем горечь жизни, как лекарство Божие, с благодарностью и желанием из того, в чём мы оказались, сделать шаг навстречу Христу.
Так давайте сделаем этот шаг, вместе сделаем! Для кого-то это будет движение в сторону храма; кого-то последний шаг приблизит к Таинству Причастия; кто-то изберёт иные способы защиты своей Церкви, более приличествующие христианам, кто-то с благодарностью в ножки поклонится человеку, указавшему на наш собственный, перешедший в привычку и потому переставший распознаваться грех. В любом случае шаг к Богу – это покаяние.
Но вот публичное ли? Если преступление против Бога и совести было совершено на глазах у всех, то и прощения надо просить прилюдно, мне кажется.
Однако чего мы не должны делать, уверена, – это оправдываться, когда клевещут. Я раньше не понимала, почему и архиепископ Герман, и епископ Зосима категорически не благословляли разоблачать клеветнические нападки в прессе. А потом прочла совет Антония Великого: «Будь мудр так, чтобы и молчание твоё заграждало уста клеветников».
Оправдываться не надо, нет, но обязательно надо рассказывать и объяснять, что же такое Церковь на самом деле. Тот карикатурный образ административно-коммерческого общественного института, который наши оппоненты слепили из прорывающихся то здесь, то там скандалов и недоразумений, настолько не соответствует действительности, что я всегда теряюсь, когда слышу очередную порцию претензий, повторяющихся из года в год с аутичной настойчивостью. Настолько другими вещами мы живём внутри Церкви, что невозможно понять: какое всё это имеет отношение к тебе, твоим прекрасным братьям и сёстрам по приходу, твоим удивительным священникам, твоим замечательным архиереям?
И в Риме есть помойки, и в Иерусалиме, и в Токио, но мы же не судим об этих городах по сточным ямам!
И Александр Пушкин волочился за дамочками, и Людвиг ван Бетховен пил, и Микеланджело Буонаротти с Леонардо да Винчи собачились, но не так же, как мы, нет! Их гений не равен нашей заурядности. Ведь правда?
Так и Церковь: она состоит из разных людей, только мы все вместе взятые – и хорошие, и не очень – ещё не она, потому что её гениальность – благодать Божия, которая высветляет, очищает, исцеляет, освящает, воскрешает… Но лишь в ответ на чрезвычайное личное человеческое усилие, вот в чём дело. И если нет моего или чьего-то ещё духовного напряжения, или оно недостаточно, это никак не может дискредитировать Церковь Христову, потому что она жива Святым Духом, а не нашим задыханием. Иначе по человеческим грехам давно перестала бы существовать.
Как нам защитить свою Церковь от поношения? И надо ли это делать? Думаю, надо, конечно, но прежде всего от себя – от собственных грехов, из-за которых имя Божие хулится в мире. Надо, но не потому, что Церковь Христова в этом нуждается, – «врата ада не одолеют её», сказано Спасителем, – а потому, что, кто знает: может быть, среди сегодняшних гонителей православия есть те, кто способен слышать, есть Савлы, готовые стать Павлами. Возможно, мы не сделаемся святыми, а они станут, если христиане их своей «православнутостью» не отпугнут.
Не следует нам уподобляться тем, кто пытается оскорбить Мать-Церковь. А что, собственно, подобает? Быть примером. Как просто! Как невозможно, немыслимо! Вот бы объяснить тем, кто ждёт от нас с вами святости, что мы такие же люди, как все, только, в отличие от остального мира, ХОТИМ быть иными. Мы стараемся, видит Бог, мы стараемся. И только это старание можем вам предъявить, дорогие обличители.
Но как бы ни болело сердце по поводу наскоков недоброжелателей на нашу веру, гораздо больнее переживаются нападки христиан друг на друга, доходящие до прямых оскорблений, когда людям, иначе мыслящим, единоверцы начинают отказывать в православности (ну уж об этом-то хотя бы давайте предоставим судить Самому Богу!).
И тем не менее, мне нравится наше разномыслие. Потому что оно – признак подлинной ответственной внутренней свободы, признак интеллектуальной самостоятельности. А если так, то оказывается, в православной Церкви христиане гораздо более свободны, чем та многомиллионная толпа «независимых от религиозного дурмана» граждан, которая послушно, рабски, в общем хоре повторяет нелепые байки и банальные сентенции, почерпнутые из интернета и СМИ.
Мы можем быть свободны! А значит, прекрасные у нас времена.
Ирина ДМИТРИЕВА
Хочется подписаться под каждым словом Вашей статьи. Особенно про нашу, лично мою «православнутось». И про Савлов. Каждый раз на службе глядя на толкающихся «захожан»(слово премерзкое), спрашивающих про очевидные вещи, выдающих «приколы» вроде: «Где тут у вас кости мучеников на ленточках?» думаю, что возможно через год, а может и гораздо раньше этот человек настолько приблизится к Богу, столько любви у него выльется (а может уже и изливается?) на нас, окружающих, а я так и буду сидеть в болоте собственной нерешимости и себялюбия.
Спасибо, Елена! Не слышала о таких приколах. Неужели?
В лавку забежала спешащая женщина и спросила про кости на ленточках. Оказалось, она запуталась в понятиях «мощевик» и «ладанка».
Еще было: «Где у вас тут мученики лежат?»
Печаль в том, забегая в храм, люди интересуются ладанками(