Зачем крестят лоб

Авторы:

и


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , .

Рубрика «Справочник неофита» была задумана в помощь новоначальным христианам или тем, кто только собирается принять Таинство Крещения.

Неофитом называют того, кто, крестившись, делает первые шаги в вере. Период неофитства может быть продолжительным – это время, когда человек входит в молитвенную жизнь христианской общины, участвует в Таинствах Церкви, становится её полноправным членом.

Однако порой всё «воцерковление» ограничивается стремлением постичь внешнее: как завязать платок? в каком месте молитвы перекреститься? как правильно приложиться к иконе? – а сердце при этом остаётся пустым и холодным. Между тем, Господь говорит: «По тому узнают вас, что вы Мои, Христовы, если будете иметь любовь между собой». Он не сказал: «По тому, как вы одеваетесь, как стоите в храме, как поклоны кладёте»…

Тем не менее, вся внешняя сторона церковной жизни является необходимым средством, без которого едва ли возможно постичь правду церковной жизни и сохранить её православный характер. Владыка Антоний Сурожский подчёркивал: «Наше богослужение, церковные правила развивались очень постепенно, и развивались они в помощь, а не в ограничение молитвенной свободы или лирической открытости Богу».

Вот именно – в помощь! Внешние правила – это как бы ограда, направляющая поток мыслей, деятельности, чувств человека ко Христу. Внешнее благочестие позволяет сохранить, не расплескать то драгоценное, что получает христианин в Церкви по благодати Божией через молитву и святые Таинства. О нём нужно узнавать, его нужно усваивать, не следует только подменять им содержание христианской жизни.

И.Д.

Крестить лоб в храме

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Дорогой друг, ты сегодня первый раз в храме? Или бываешь здесь настолько редко, что каждый раз – как первый? Прежде всего скажу тебе: не стесняйся, веди себя свободно (но не распущенно). Храм – место особого присутствия Бога на земле, место святое, ты почувствуешь его особенность, и внутреннее благоговение невольно охватит тебя, как только переступишь его порог. «Что дальше? – спросишь ты. – Я пришёл, что мне здесь делать?»

Даже простое присутствие в храме для людей благотворно. Это действие Силы Бога, которую мы называем «благодать Божия», если сказать современными словами – Божественная энергия. Каждый храм наполнен Божественной благодатью, и именно она утешает мятущиеся души, даёт необычные переживания тихой радости молящемуся человеку.

Итак, ты переступил порог храма, всё здесь незнакомо, таинственно. Вот за тобой вошёл человек, его взор сосредоточен, он встал у входа, трижды совершил крестообразные движения рукой и поклонился, также поступил следующий вошедший. Что они делают, зачем?

Приходя куда-либо, человек невольно придерживается определённых правил. Например, входя в дом, мужчины снимают головной убор, здороваясь, пожимают руки, произносят приветственные слова, некоторые места требуют соответствующего внешнего вида (ты ведь не придёшь на лекцию одетым так же, как в театр или на день рождения). Существует свой этикет и в Церкви, и в нём заключён глубокий смысл.

Крест - это основной символ христиан

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Крест – это основной символ христиан, на нём был распят и умер наш Бог, на кресте начертана сущность всего Евангелия, сущность веры нашей, нашей надежды, любви. Вдумайся, друг: Бог дал Себя распять ради того, чтобы каждому из нас даровать возможность победить смерть, как победил её Он. Такой любви – жертвенной, самоотверженной и бескорыстной – должны мы научиться у Христа.

Христиане верят, что Господь воскресит праведников, когда наступит последний день мира, для радостной, вечной жизни с Богом. Крест есть знамя победы Христовой над грехом и смертью. Вот почему, чтобы выразить веру в Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы крестимся.

Почитание орудия казни Сына Божия началось с самого начала христианской истории. Не сразу крестное знамение вошло в обычай христиан, и на протяжении веков форма его совершения менялась, но всегда изображая на себе крест, человек тем самым исповедовал свою веру.

Совершая крестное знамение, мы прикладываем к ладони правой руки мизинец и безымянный палец, а три других складываем вместе и таким образом кладём правую руку на лоб, потом на живот, затем на правое и, наконец, на левое плечо и затем совершаем поклон.

А вот символическое значение этого священнодействия. Мы кладем сло­женные в троеперстие пальцы на лоб – для освящения нашего ума и мыслей, на грудь – чтобы освятить сердце и чувства, потом на правое и левое плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благос­ловение на дела рук наших.

Крестное знамение даёт нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. Крест нужно полагать правильно и неспешно.

Может, это всё покажется тебе сложным, и ты спросишь: «Разве нельзя обойтись без громоздких ритуалов, разве Богу нужны наши жесты?» Ты прав: Бог не нуждается ни в чём вообще, тем более в наших услугах, словах и движениях. Но обрати внимание: когда ты разговариваешь с кем-нибудь, а тем более споришь, то постоянно жестикулируешь. Зачем ты так усердно машешь руками, неужели нельзя просто говорить? Можно. Но тебе так легче выразить свои эмоции, переживания и важность того, о чём идёт речь.

Вот видишь, ты сам нуждаешься во множестве внешних ритуалов, а твои слова, сопровождаемые жестами и мимикой, оказывают на собеседника иное действие, нежели то, которое могло бы быть, если бы ты говорил с каменным лицом. Так же и в области веры: человек остаётся человеком, и всё в нём хочет говорить с Господом – и ум, и душа, и тело.

Но если узнав, что люди осеняют себя крестным знамением не механически, а с определённым смыслом, ты ещё не готов искренне перекреститься, я не осужу тебя. Если ты будешь душой своей, умом и сердцем стремиться к Богу, верю, придёт время, и крестное знамение станет для тебя благоговейной потребностью.

Священник Вячеслав ВИДИНЕЕВ

На заставке фото протоиерея Сергия Клинцова