Женщина: быт или не быт?

Авторы:


Откровение
Темы: , , , .

С конца прошлого столетия говорят о том, что век XXI станет веком женщины. Бизнесвумен в деловом мире, железная леди в политике, сильные женские образы в литературе и кино (при том, что слабых персонажей-мужчин всё больше), феминизация на производстве, в науке, в вузах… Ведущими экспертами в самых разных сферах становятся представительницы нового сильного пола. О женщине всё чаще говорят – мужественная, а вот мужчины становятся всё более инфантильными. Таковы, с одной стороны, объективные изменения в нашей культуре.

С другой стороны, и сама женщина явно меняется. Всё меньше тех, кто добровольно и осознанно занимается домом и детьми. Всё больше тех, для кого образование, карьера, творческая самореализация в работе стоят на первом месте.

Пытаясь разобраться в этом вопросе, журнал «Фома» (№ 3(20), 2004) обратился с вопросами к нескольким женщинам, очень непохожим, ярким личностям, с разными представлениями о жизни. Мы предлагаем вам лишь несколько отрывков из некоторых ответов. <…>

Олеся НИКОЛАЕВА,
писатель, поэт, преподаватель

<…> С христианской точки зрения видно, что Господь создаёт женщину как помощницу своему мужу, не указав точной формы этой помощи. У нас почему-то считается, что она должна быть его прачкой, кухаркой, уборщицей… Однако формы этой помощи могут быть разными. Одному мужчине, может быть, нужно, чтобы жена сидела дома и вышивала крестиком рушнички, создавая ощущение стабильности. Другому мужчине, возможно, нужна поддержка в его трудовой деятельности. Собеседник, советчик, друг. Третьему необходима её помощь именно в том, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Скажем, мой муж-священник недостаточно зарабатывает, чтобы решить все проблемы семьи, поставить на ноги младших детей, помочь внукам… И мне было бы странно ему в этом не помогать. <…>

Исторически эмансипация появилась вместе с бомбометателями и народно-освободительным движением. Она всегда была завязана на своеволии и потому – беспутстве, сопровождаясь разными остросюжетными приключениями – сексуальной разнузданностью, абортами, неврозами, алкоголизмом, суицидом и т.д. Причина этому – неверие, восстание против своего предназначения, гордыня. Первым на Бога восстал дьявол, сказал: «Взойду на небо, сяду на престоле Всевышнего». Эмансипация – это то же самое: если мой муж мало зарабатывает, если не дарит мне цветы, не говорит комплименты, – я его выкину и буду сама по себе.

Вообще это страшная угроза самосознанию женщины. Ломка этого архетипа приводит к психическим патологиям. Сплошь и рядом мы видим, как эмансипированные женщины разорваны двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, вполне рационалистическое стремление обрести самодостаточность («Я-Я-Я-Я!»). А с другой – бессознательный поиск мужчины-господина. <…> И в итоге женщина разрывается между этими разнонаправленными позывами. Иначе такое состояние называется ещё разврат (то есть развороченность, внутреннее разложение). Цельная душа распадается на огромное количество противоречивых стремлений и терпит огромный урон. Я знаю много социально, профессионально успешных одиноких женщин. Но это совершенно несчастные, невротические существа. Они и жаждут любви, и сами не могут никого полюбить, и оттого никому на свете не верят. Мне кажется, это состояние ада.

Наша задача – осуществить замысел Божий о себе. У Бога и у человека одинаковые цели – спасение. Но о каждом – замыслы разные. Еще апостол Павел писал, что, как разные части тела (глаз, рука, ухо) имеют различные функции, так и люди выполняют разные задания. Разве нога спорит с почкой о том, кто главнее? В жизни нужно найти своё призвание, своё дело. Это настолько индивидуально, что каждый должен это сам почувствовать и выбрать свой собственный путь. В этом и состоит свобода человека, его самовластие. <…>

 

Елизавета ВЛАДИМИРОВА,
заместитель главного врача по хирургии НИИСП им. Н.В. Склифосовского, доктор медицинских наук

<…> Я всё больше понимаю, что сила женщины – в её слабости: чем она слабее, тем сильнее. Благодаря её слабости окружающие замечают её и уделяют ей больше внимания. Конечно, это особенно получается, когда у неё есть шарм. Но ведь в советское время мы привыкли совсем к другому – ни в чём не уступать мужчинам, даже в спорте. Во многом это так и осталось. Чтобы состояться, в том числе, и в своей профессиональной сфере, необходимо работать над собой, знать обо всех последних достижениях науки, техники и так далее. Но если раньше, в советское время, можно было достигнуть степеней и потом почить на лаврах своей докторской диссертации, то сейчас жизнь быстро меняется. И потому сила женщины ещё и в том, чтобы идти в ногу со временем. Суток не хватает. Звонки, дежурства, консилиумы – иногда чаю выпить некогда. Но такой образ жизни мне подходит. Честно говоря, я, наверно, не смогла бы быть только хранительницей домашнего очага. <…>

Мне кажется, в семье должно быть не менее трёх детей. Если бы я могла вернуть прошлое, я бы родила по крайней мере троих. Это и есть твоя опора в жизни. На каком-то этапе ты им даёшь жизнь, а потом они тебе. Если у женщины есть достоинства, пусть она их развивает, но не теряет своей женственности и несёт свет своей семье, детям, всем вокруг.

Вообще, по-моему, именно женщина должна быть хранительницей очага, не нужны ей все эти неженские профессии. <…> Я сегодня советую молодым женщинам, которые к нам приходят, не идти в хирурги. Женщина должна нормально жить, уделять достаточно времени своей семье, детям, хозяйству, не иметь этих ночных, суточных дежурств, чтобы у неё каждый день не болела голова о трудных, тяжёлых больных.

Ещё очень важна внутренняя культура. Есть черта, за которую женщина не должна переступать, чтобы не потерять свою сущность, красоту. Есть женщины, которые считают, что пока они молоды, надо брать от жизни всё. И забывают, что за всё надо будет платить. И не только им лично, но и их детям. <…>

 

Виктория УКОЛОВА,
зав. кафедрой Всемирной и отечественной истории МГИМО

<…> Мне кажется, главная наша беда в том, что женщина пытается играть роль мужчины. И тем самым, кстати, мужчин совершенно деморализует. Потому что когда женщина показывает, что она сильнее, умнее – что нередко бывает правдой, – то естественно, что окружающие её мужчины чувствуют себя униженно, неловко. И более того – будучи психологически менее устойчивыми, чем женщины, мужчины вообще перестают к чему бы то ни было стремиться. Они принимают своё положение и становятся некими растительными существами, которые всю ответственность перекладывают на женщин.

Что касается лично меня, то я, наверно, не очень современная, потому что всегда чувствовала себя психологически комфортно в определённом мне природой образе. <…> Я стала заместителем директора крупного института, теперь возглавляю кафедру в МГИМО… Но повторяю – никогда не старалась ни в каком смысле занять место мужчины.

Не могу сказать, что мне как женщине кто-то когда-либо препятствовал в научной деятельности, строил козни или несправедливо критиковал. Другое дело – что у мужчин всегда есть ревность к успехам женщины в науке и на производстве. Особенно в России: всё-таки у русских мужчин принято некое отношение к себе как к существам более высокого порядка. На Западе некоторые мужчины, наверно, тоже так думают, но там такая позиция считается некорректной. <…>

Для меня всегда на первом месте стояли семья и ребёнок. <…> Это, кстати, никогда не мешало ни моим научным занятиям, ни карьерному росту, как это принято теперь называть. У меня никогда не было нянек – дочку я растила сама, всё время при этом работая. Я с 17-ти лет работаю. Но меня это не тяготило, хотя приходилось и очень трудно. <…>

Часто женщины считают, что домашние дела отвлекают их от работы. Ничего подобного! Если дом организован, если он, что называется, поставлен, то это не отвлекает. Даже в те времена, когда были очереди за продуктами и приходилось в них стоять, я не допускала, чтобы муж был в кухне. Терпеть не могу, когда мужчина крутится в фартуке у плиты или моет посуду. Это не нужно. <…> Если ты делаешь домашние дела без надрыва, не думая о том, что это какая-то тягость, ужас, – то это делается за минуты.

Меня никогда не угнетало, что я пишу работы по культуре поздней античности между котлетами и мытьём сковородки. Абсолютно естественно, мне кажется, и то, и другое. Научные труды я всегда писала на кухне – у нас не было возможности разделить столовую и рабочий кабинет. И в женщине для меня неразделимы роли матери, жены, возлюбленной, хозяйки, учёного, руководителя… Каждая из них важна, и, наверно, я сохранила бы именно такую последовательность.

Почему сегодня чаще происходит по-другому? <…> Женщина стремится утвердиться, во что бы то ни стало. Видимо, от ощущения, что чего-то ей не хватает, чего-то не додано. Поэтому надо самоутверждаться, заставить всех вокруг верить в свой успех. Здесь уже не до семьи… <…>

Женщина – это средоточие и высоких достоинств, и очень больших обязанностей по отношению к Богу, по отношению к ближним. Для женщины Дева Мария – это абсолютно безупречный идеал. <…> В свете христианского учения женщина воспринимается, прежде всего, как духовное существо. Существо, движущееся к Богу. Вместе с тем, ещё и огромная ответственность лежит на женщине-христианке, которая должна умирить земное существование. Не присмирить, а умиротворить. И через свою жизнь, через свои действия она должна нести то высокое божественное, что ей открыто в христианстве. <…>

Я всегда была рада тому, что Бог создал и мужчину, и женщину. Это делает мир разнообразнее, это две разные вселенные, которые предназначены сосуществовать, но они никогда не совпадут до конца. Поэтому в отношениях мужчины и женщины всегда есть непознанное, и это делает жизнь интересной и увлекательной.

Источник: www.foma.ru

Фото на заставке: www.flickr.com