«Очень важно всем своим умом и сердцем чувствовать совесть…» Владыка Мстислав

Авторы:


Категории Новости, Православная Эйкумена.

От Санкт-Петербурга до Тихвина 220 километров пути по вполне приличной дороге, по которой до места назначения можно добраться за три с половиной часа. Здесь в Тихвине, на берегу реки Тихвинки, в Богородичном Успенском мужском монастыре хранится одна из главных православных святынь — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Судьбу иконы тесно связывают с судьбою России. Издавна её особенно чтили царские богомольцы, начиная с Василия III, заканчивая последним императором. К слову сказать, Василий III вымолил тогда, в 1526 году наследника, известного нам как Иван IV, Грозный, родившегося два года спустя. При Иване Грозном Тихвинский посад достиг большого расцвета, вызванного особым почитанием иконы самодержцем.

Воинская доблесть иконы началась с XVII века. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Отечества с нательными крестами и образками иконы.

Первое упоминание об иконе относится к 1383 году. Широкое почитание началось с Василия III , оно совпало с укреплением великокняжеской власти, с тенденцией объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Икона была связана и с родом новых русских царей — Романовых, победой над шведами в эпоху Смутного времени, когда Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Старица Марфа благословила первого царя династии Романовых — Михаила Фёдоровича — списком с Тихвинской иконы.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная, защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны 1812 года.

По московскому преданию чудотворная икона из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобождён и город Тихвин.

9 июля 2004 года после шестидесяти лет странствий за рубежом вернулась в Тихвин чудотворная Тихвинская икона Богородицы.

С нынешним «хранителем» иконы, настоятелем Тихвинского Богородичного мужского монастыря, Епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом наше интервью о сегодняшних днях и трудах монастыря, о времени и о себе.

⁃ Обитель хранит великую православную святыню, в народе её называют защитницей и устроительницей, путеводительницей Отечества. Сегодня в стране и в мире неспокойно. А история иконы была связана с историческими событиями, когда было тревожно, смутными времена, временами великих войн…Находите ли вы аналогии с теми временами …

⁃ Сейчас как раз прошёл День Победы и часто всплывает тот факт, что Тихвинская икона Божией Матери облетела Москву на самолете и, что именно после этого начался перелом в войне и наступление советских войск.

Икона всегда имела влияние на Москву, и Москва всегда помогала Тихвинской обители.

⁃ Бытует мнение о том, что наступают времена, когда люди отходят от церкви. Вы замечаете такую тенденцию?

⁃ Если говорить о прошлом годе, конечно, он выдался сложным. Тихвинский закрывался для посещений. Монастырь Александра Свирского был открыт. Это наша дальняя обитель, она находится в глубине области, древнейший на русском Севере монастырь XIII века, с мощами Преподобного Александра Свирского.

Было грустно наблюдать эту картину. В этом году, в сравнении с прошлым, пришло на Пасху колоссальное количество людей. Я даже такого не ожидал. Было такое чувство, что после периода духовного голода, состояния потерянности, люди почувствовали, что вновь обрели себя: пришли в храм, в монастырь, в обитель Тихвинскую.

Мы всегда чувствуем здесь Покров Божией Матери. Она не всех сразу принимает. И вот братия в обители появляется как бы неоткуда. Так бывает, приходит человек из другого монастыря…Вот у нас был случай: послушник пришёл случайно из другого монастыря, и остался…сейчас он живет у нас, стал монахом. И такие случаи не редкость, многие приезжают из других районов, другой области и живут в монастыре. В них — желание монашества, это искренне верующие люди. Господь, Божия Матерь собирают вокруг себя людей, и не от нас зависит, кто придёт и останется, только от Божией Матери. По её воле совершаются и монашеские постриги тех людей, которые сюда приходят.

Что касается истории…Как раз в День Победы мы вспоминали о том, что только на один месяц пришли сюда фашисты: забрали икону и ушли. Как хотите можно трактовать этот исторический эпизод: Сама Божия Матерь отдала себя в руки Владыке Иоанну (Гаркавс), затем отцу Сергию, который хранил икону после Владыки Иоанна в Чикаго. Это тоже удивительно: что происходило и происходит с иконой. Через 60 лет икона возвращается в свой дом, и защищает свой дом — место, куда она пришла, где явилась миру.

Мы просто маловеры, мы хотим в подтверждение нашей веры чего-то большего и сразу, прямо сейчас.

Ну вот, например, у меня есть подтверждение, бумаги по достоверному факту. Недавно ко мне обратился Вячеслав, он познакомился с женщиной, которая несколько лет назад переболела раком, тогда она училась в 10 классе, лежала в больнице, ей должны были делать операцию. Весь класс приехал сюда, в Тихвинскую обитель и молился вместе с преподавателем и …рак отошёл. Когда ей сделали очередной снимок, врачи недоумевали: они не понимали, что происходит. «Так не бывает»,- говорили они. — «Неделю назад перед операцией мы сделали снимки и сейчас снова повторили и…ничего нет! Опухоль остановилась и …ушла». Есть подтверждение этому факту и медицинские справки. Чудо?!

Известны многие случаи, когда приезжают бездетные родители и молятся. Самый известный исторический факт, когда Василий III приезжал молиться о рождении ребёнка. Так называемое «Царское путешествие в Тихвин».

Божия Матерь никогда не оставляла свой дом … вот и мы помним, что первый освобожденный от захватчиков город во время Великой Отечественной Войны, был Тихвин.

⁃ Вы говорили о том, что люди приходят неизвестно откуда, каким — то чудесным образом оказываются здесь. А как вы почувствовали особенность этого места?

⁃ Мой путь к обители Тихвинской Иконы Божией Матери начался с ее приезда в Санкт-Петербург. Такая была пасхальная радость всего города, всех прихожан: Тихвинская икона Божией Матери возвращается домой. Из Казанского собора крестный ход…это , можно сказать, такая мощная духовная Пасха среди лета. Такое чувство возникло у тех, кто осознал, что такое возвращение иконы: Божия Матерь вернулась к нам снова. Для нас была очевидна та благодать, та радость, которую тогда мы все ощутили.

⁃ Вы тогда ещё не помышляли о том, что станете когда-нибудь настоятелем монастыря…

⁃ Такой мысли не было, я тогда нёс послушание, служил в Никольском соборе в Санкт-Петербурге; был секретарём Санкт-Петербургской Епархии и знал многих, конечно, священников, с кем учился, с кем служил…Безусловно, для меня Тихвин, это место особенное: мы приезжали сюда с митрополитом Владимиром, который сейчас на покое. Для меня всегда Тихвин был местом удивительным, могу сказать, что последние два года подряд, перед принятием сана, когда мы с владыкой приезжали в Тихвин, я жил в покоях, где и сейчас живу, тогда это был кабинет отца Ефимия — игумена монастыря. Был такой промысел Божий, который совпал затем со служением в Тихвинском монастыре.

⁃ В сравнении с другими монастырями, уклад вашего монастыря он отличается чем- то?

⁃ Как уже говорил, я ещё являюсь игуменом Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Он находится среди лесов и озёр, отдалён от центра, от города. Особенное место. В монастыре хранятся мощи Преподобного Александра Свирского. Там другая жизнь. Чувствуешь себя внутренне более свободным. Здесь, всё- таки, город. Все подчинено ритму его жизни. Вот был потрясающий салют в День Победы. Конечно, ощущается влияние города на быт монастыря. Особенно, если гости приезжают. Мы просто так не можем закрыть храм, монастырь. Мы стараемся, чтобы люди могли попасть к Святыне в любое время; бывало, что и ночью кто-то приезжает и мы открываем монастырь, храм. Мы стараемся быть открытыми.

⁃ Я обратила внимание много горожан здесь, на территории монастыря просто гуляют с детьми в колясках, заходят в трапезную на обед, ужин. Она здесь большая, светлая, уютная со вкусной едой и выпечкой. Словом, люди чувствуют себя комфортно, здесь им уютно…

⁃ Мы стараемся. Мы не только призваны спасать свою душу, свой монастырь, как любые монахи, но мы стремимся быть ближе к людям.

⁃ Да, иногда не хватает близости, теплоты…кто-то не знает, как себя вести в храме, как подойти к иконе. ..И вдруг, услышишь, какое-то неприязненное шиканье со стороны служительниц …

⁃ Мы стараемся воспитывать наших свечниц, нашу братию. (Смеётся) Я вспоминаю своё служение в Никольском соборе Санкт-Петербурга. У нас там был, он и сейчас служит, замечательный отец Богдан. Он специально готовил и воспитывал свечниц, говорил: «Вы бывшие комсомолки, привыкли со всем бороться; так вот прекращайте! Вы сами только что пришли к Богу, платочки только надели…».

Поэтому я всегда говорю: «Надо помнить свой приход к Богу, и свое милосердие. Помнить о том, чем господь вас одарил, допустил и вы сейчас трудитесь в храме. А вспомните свою молодость, всякое в жизни было: и в храм не ходили, и отказывались от Бога. Все было…». Поэтому мы стараемся воспитывать людей, давать возможность почувствовать, что они пришли к Богу, к Тихвинской иконе Божией Матери. Это является главным для нас. Мы стараемся так жить.

⁃ Чем сегодня живет обитель? Какими проектами, может быть, связанными с благотворительностью, либо чем- то другим? Есть ли проблемы, которые вы не можете разрешить?

⁃ У нас единственная проблема: на нашей территории находится музей, четыре здания музея. Поэтому у нас нет общего комплекса, для братии не хватает келий, например. Хотя нам обещало и правительство Ленинградской области, и городская администрация решить эту проблему. Мы ждём и надеемся, что через год сможем иметь комплекс, в котором будут и кельи, и другие покои, и трапезная. И мы сможем разместить и паломнический центр, более обширный, чем тот, что сейчас у нас. Нам, конечно, нужно подождать, потерпеть и возможно правительство примет решение и у нас появятся дополнительные площади.

⁃ Если говорить о сегодняшнем времени, что является на ваш взгляд в сложной ситуации, в которой мы все оказались, основополагающим для человека? И для вас? За что человек может ухватиться, удержаться? Что его может спасти?

⁃ Спасает Христос. Должна быть у человека цель: спасти свою душу. Присутствие веры в Бога и присутствие Божьей благодати. Если ты маловерен, надо просить Бога, чтобы дал веру, утешение, вразумление. Я считаю, что ещё кроме веры, и это важно, надо иметь любовь. Любить Бога и ближнего — очень тяжело. Такого не может быть: Бога любим, человека — ненавидим. Иначе это не более, чем «кимвал бряцающий»… Люди приходят разные …Хотя бы нужно научиться терпеть, терпение — это есть любовь. Если ты терпишь немощи другого человека: будь то муж или жена …Люди любят друг друга, но проходит время, начинаются какие-то простые вещи….люди перестали переносить друг друга, потеряны любовь, уважение друг к другу. …

Тоже и в монашеской жизни: тебя может кто-то и поругать, и что-то сказать нелицеприятное …Однако надо полюбить человека и такого, который не всегда будет тебя гладить, говорить о том, какой ты хороший…, а бывает и поругает. Это важно: надо возлюбить человека со всей его немощью, со всеми грехами.

⁃ Каким был ваш путь прихода к священству?

⁃ Я родился в семье священника. У меня были верующими, набожными бабушка и дедушка со стороны отца. Веру в Бога я постигал на примере жизни моих родителей. Было это в советское время. Все было сложно, и в школе мне доставалось. Комсомольцем я не стал по религиозным убеждениям. И мне папа тогда сказал: «Ты сам должен выбирать, ты уже взрослый человек. Надо понимать, брать на себя какую-то ответственность. Вот, например, завтра Пасха, а ты будешь стоять с красной повязкой и не будешь пускать своих одноклассников, своих бабушек или детей в храм. Как ты будешь себя чувствовать при этом?! Но ты сам должен принимать решение». И я принял решение.

⁃ Сколько вам было тогда?

⁃ 16 лет.

⁃ Сомнений никаких не было?

⁃ Сомнения были. Был период, когда вставал вопрос: есть Бог или нет Бога? Я задавал себе этот внутренний вопрос, как любой человек. В 14-15 что-то меняется в организме, что- то происходит, мысли разные возникают …у меня были примеры многих знакомых — священников, монахов, архимандритов — людей, которых я знал с детства, людей , которые прошли по 25 лет лагерей и потому, видя их , я могу сказать, что это — горение. Я благодарен Богу, он помог мне сделать выбор… Когда человек не верит в Бога, когда у него что-то происходит в душе, тут самое главное, до конца отдаться воле Божией. Не скрою, это сложно, сделать выбор. Особенно, когда соблазн мира, и когда всё, что рядом с тобой, живет совсем другой жизнью, а ты живешь иной. Я учился в музыкальной школе. Школа и храм: и у тебя больше ничего не было, хотя друзья, конечно, были…Но меня родители берегли в этом отношении. У меня ещё старшая сестра. Так нас воспитывали в строгости и внимательности к тому, что происходит в мире.

⁃ Вы ведь ещё служили в армии?

⁃ Да. Это было в Черноголовке. Я мальчик послевоенного периода. Отец решил, что надо отдать долг Отечеству: «Ты должен служить в армии». Господь меня спас: я должен был идти в Афганистан, но опоздал на построение — меня отпустили на какое-то время, но забыли записать в книге, где я нахожусь. Меня все искали; но так Господь дал, что я не уехал в Афганистан, хотя хотел написать раппорт. Такой юношеский максимализм был во мне. Многие тогда стремились исполнить интернациональный долг.

После армии я учился в ДОСААФ на водителя. В этот период сестра заканчивала регентское отделение. Был Советский Союз. Моего отца предупредили о том, что вот сестру -то мы пропустили, а сына не отдадим вам, в семинарию. Мне пришлось срочно ночью уехать в неизвестном направлении. Мама меня выписала, сняла с учета в военкомате, и куда я выехал, никто не знал. Тогда людей ловили, могли посадить и на 30 дней и на 15 суток. По- разному было: стригли наголо, чтобы человеку стыдно было куда-то ехать, могли в психбольницу определить. Разные были репрессии, чтобы человек отказался от веры, от служения Богу, поступления в семинарию. Я оказался во Пскове. Там нужен был иподиакон. И вот 2 марта я стал иподиаконом Владыки Владимира, тогда архиепископа Псковского и Великолукского.

⁃ Вы не чувствовали, что это опасно?

⁃ Наше поколение 90х, кто с нами учился, и кто рукополагался — мы все знали, что можно ожидать. Мы шли на это сознательно, мы понимали, что нас могут арестовать, могут предъявить какие-то претензии. Но знаете, молодости свойственен дух горения, если ты веришь в Бога. Ну,конечно, и молитва родителей помогала. Многие священники, которых я знал, поддерживали, через них Господь помогал, укреплял.

⁃ Если оборачиваться назад, вы бы ничего не хотели изменить в своей жизни?

⁃ Знаете, наверное, нет. Я благодарен всему тому, что происходило в моей жизни. Очень дорожу, например, встречей с отцом Николаем Залитским (Гурьяновым). Это было во Пскове, я там начинал, только поступил в Духовную семинарию. В последние годы только к нему и обращался по всем вопросам. Он и руководил моей духовной жизнью и в семинарии, и в академии, и в моем монашестве. Я сказал, что буду монахом, архиереем он напутствовал: «Давай». Я тогда ещё не думал, но монахом уже хотел быть. У меня возникло желание быть монахом ещё в начале учебы в семинарии. Отец Николай меня убедил. Потом, я пытался жениться несколько раз, но Господь так и не допустил…

⁃ А какие наставления давал вам отец Николай?

⁃ Он видел всё. Всегда к батюшке приезжаешь со своими проблемами. Когда я учился в семинарии, кажется, что проблемы мелкие, но были такие, о которых я и не говорил ему, а он уже отвечал на мои вопросы…для молодого человека это было равносильно шоку. Ты понимаешь, что это чудо, и ты понимаешь, что ты как на рентгене, он просвечивает тебя насквозь. И мысли твои, в том числе…и даже боишься что-то подумать не так, чтобы батюшка тебя не поругал. И по щекам мог легко пару раз ударить. Батюшка всегда с любовью к нам относился, к студентам семинарии, а потом и академии. Мы у него пели в хоре, когда приезжали по праздникам, служили Всенощное бдение, Литургию. Батюшка был для нас солнцем, которое освещало нашу жизнь. Мы были хорошо знакомы с Отцом Иоанном (Крестьянкиным), общались с батюшкой в Пскове- Печерском монастыре; но я был ближе душой, все- таки, к отцу Николаю. Он был для нас, словно родной отец, не просто наставник…Отвечал на все наши вопросы, стоило только заговорить о чем- либо, он уже говорил: «Вот так и так надо поступить, Миша». Я был Михаилом в крещении. Такое чудо было для нас. Я помню, как- то мы ехали к отцу Николаю на машине, машина застряла в пути. Мой знакомый, который привёз меня из Питера, оказался в туфлях на тонкой подошве, мы стали добираться по снегу. Вдруг, откуда ни возьмись останавливается буханка, помните машины такие были, мы садимся в нее, как сейчас вижу, скорая помощь, такая зелёная. И мы доехали. Все вопросы как-то быстро порешали и батюшка почти сразу: «И бегом обратно!»…Что ж такое ?! Отец никогда не прогонял. Мы выходим, а эта буханка идёт назад. Нас посадили и мы доехали до Псково-Печерского монастыря. И знаете, ведь не заболел мой знакомый, несмотря на то, что был в туфлях и мороз — под 20 градусов, и мокрые ноги … Он даже не почувствовал. То есть мы все горели этой любовью, и той духовной защитой были защищены, которой отец Николай в своих молитвах нам помогал.

⁃ В истории Русской Православной Церкви, в разные периоды было развито миссионерство. Мне кажется, сейчас эта традиция несколько утрачена. Как вы считаете?

⁃ Миссионерство…вот я пошёл в подряснике- это миссионерство. Надели платочки, перед храмом перекрестились — это миссионерство. А как для молодежи?! Возможно, на вас кто- то посмотрит в этот момент, и вслед за вами повяжет платок и перекрестится перед храмом.

⁃ Это важно?

⁃ Когда я был в Греции в 1993 году, мы проезжали в экскурсионном автобусе через городок Калохори около Салоник, и меня что поразило: сидели разные люди, среди них был молодой парень, на голове ирокез рыжий, девушки (жара на улице) все полураздеты. Мы проезжаем мимо храма и весь автобус перекрестился… Я был в шоке: это было какое-то внутреннее проявление восхищения перед Богом. Независимо от того, кто ты, как одет, какой у тебя цвет волос, какие у тебя взгляды…Но перед храмом все перекрестились. И знаете этот дух, к сожалению, сегодня утрачивается. Я вышел из автобуса, был поражён: человек, на вид совершенно невоцерковленный, пойдёт дальше, быть может, на дискотеку или в клуб, а тут перед храмом — он перекрестился. Он — по- настоящему верующий человек. Он исповедует Христа. Знаете, как бывает, вот люди идут в храм, перед храмом надевают платочки. А это, подчас только игра. А с верой играться нельзя. Ты не перекрестился? Стало быть, ты боишься?! А кого ты боишься? Вот и крест на груди- это тоже миссионерство. Помню, я тогда уже служил в Пскове- Печерском монастыре, надел подрясник. Это был 1988 год, Крещение Руси — большое важное событие, Священный Синод, богослужение в Троице-Сергиевой Лавре. Все писали и говорили об этом. Радость была необыкновенная. Фильм «Храм» (1988г. Режиссер Вл. Дьяконов) люди тогда ходили смотреть. И я вот в этом подряснике еду, смотрят на меня: состояние у них было шоковое: что-то происходит?! Молодой человек едет в подряснике и во автобусе?! Так получилось: я очень устал, надо было ехать домой, не было сил переодеваться. Я подумал, ну что я буду переодеваться, Крещение Руси все же…У нас настоятель отец Константин всегда ходил в подряснике, независимо от положения, от государственного устройства, режима — советская власть или нет. Ничего не боялся. И я так доехал домой. И на меня смотрели, как на нечто, пришедшее с другой планеты. Люди были настолько удивлены: молодой поп, тогда это была редкость. Я даже не подумал, что это может вызвать такой эффект. Мы почувствовали оттепель: после Крещения Руси, наступила оттепель по отношению к Церкви, к тем людям, которые стремились к Богу. Уже была другая обстановка, мы это почувствовали сразу. Каким должно быть сегодняшнее миссионерство? У нас и радио и телевидение есть православные: Союз, есть Спас, интернет. Нажимаете на кнопку, ищете ответ на вопрос: Как исповедоваться? И получаете его просто, без всяких затруднений и поисков, незамедлительно! Вопрос миссионерства не стоит так остро, потому что все у нас есть сейчас. Раньше Библию достать было проблемой. Это стоило колоссальных денег и вообще для студентов иметь Библию было делом неслыханным. Помню, мы ездили в Бельгию и нам подарили по Библии, мы везли эту Библию домой как сокровище, о котором и помыслить было сложно. Кроме того, она ещё была в русском переводе издательства «Жить с Богом». И там каждый стих отдельно. И толкование Лопухина (профессор богословия А. П. Лопухин 1852-1904 гг) … казалось, для студента больше и не надо! Я думаю, вопрос миссионерства есть всегда. Сейчас нужно идти к людям. Раньше к нам шли, а сейчас нужно идти на встречу к ним. Я сегодня был в Волхове: большое предприятие, завод. Стоит вопрос: надо лекции читать, не в храме, в воскресной школе — это уже норма. А надо идти к людям- на завод, на предприятия объяснять и начинать с элементарных вещей: как написать записку о здравии, об упокоении. Это самый простой и ясный путь к вере, когда человек подумает о своих родных, о себе. Может быть, у него в душе что-то изменится, возникнет что-то новое. Или просто спросить его: а ты Евангелие читал? Вот хотя бы немного, чуть- чуть? Крещён ли ты? А во что ты веришь? Как теперь говорят: в Троицу, — Спасителя, Божью Матерь, Святого Николая…это да — вот и вся Троица (Улыбается) Как бабушки рассказывали, в три изображения…Потом, конечно, очень много, не то что неграмотности, — лени. Сейчас ведь любую информацию можно найти, только бы кнопочку нажать и в интернет попасть!

⁃ Человек не успевает задуматься, суетен стал, что ли…Такого рода чтение, как Евангелие, оно ведь требует остановки в этом стремительном беге. Подчас бывает, что только какое-то сильное потрясение жизни приводит человека в храм…

⁃ Думаю, вы правы. Да, бывает, что человека что-то должно остановить, чтобы он задумался…

⁃ Вопрос, о политике… Иногда бывает, что политики используют Церковь в своих интересах, для того, чтобы привлечь людей на свою сторону? Должна ли Церковь каким-то образом участвовать в политической жизни?

⁃ Церковь отделена от государства, но народ не отделен от Церкви. Люди, независимо от своих политических убеждений молятся, ходят в церковь, исповедуются, причащаются. Мне кажется, сейчас пришло такое время, когда нельзя отделять Церковь и общество людей. Ведь оно состоит из разных людей: и политиков, в том числе, людей воцерковленных, и тех, кто только приходит к Богу. Мне кажется, если человек и политик, в том числе, по — настоящему стремится к Богу, ко Христу, он не будет использовать Церковь в своих политических делах. Это честный человек. Вот у нас есть прихожанин, он построил храм и многие об этом даже не знают, а он сенатор. Надо говорить об этом, а он: «А зачем?». Все, конечно, зависит от самого человека. У нас, например, очень хорошие взаимоотношения с администрацией, они приходят на праздники — на Пасху, на Рождество. Я советую что-то читать, чтобы они исповедовались, причащались. Мы стараемся, чтобы они не просто исполняли свой долг, служа государству, но чтобы были ещё и христианами. Тогда есть смысл общаться, есть смысл помогать. Все равно, мы же носим паспорт, мы граждане Российской Федерации и несём юридическую ответственность за те поступки, которые совершаем, это с одной стороны, мы отделены от государства — с другой, мы верующие и граждане одновременно…Ещё раз повторю, все зависит от человека. Какая цель у человека, если он приходит к Богу, чтобы показать, что он построил или что-то сделал общественно значимое, если таким образом он пытается использовать это в своей работе ради рекламы, это — не хорошо. Должны быть хорошие взаимоотношения. А хорошие отношения — это дела. Можно выйти на трибуну такого наобъяснять, такого наобещать, а ничего не сделать…А когда мы видим: вот построили храм в Волхове, сейчас дом строят для воскресной школы. Мы видим, люди идут на большие траты, чтобы их сограждане, рабочие, те кто там живет, имели возможность послать детей в воскресную школу и это от чистого сердца и помыслов. Мы помогаем таким людям. Мы принимаем участие во всех общественных мероприятиях, например, Бессмертный полк… Пасха совпала с Днём Победы, мы почтили память погибших…А как иначе: ведь все мы дышим одним, воздухом, пьём одну и ту же воду с этими людьми, они что, не наши?! А чьи они тогда?! Они все наши духовные дети. Как они себя ведут — это другой вопрос…

⁃ Я уже говорила, что наше издание, главным образом, — молодежное. Чтобы вы могли сказать тем, кто ищет путь к вере?

⁃ Я раз в полтора месяца собираюсь с членами молодежного клуба. Мы с ними решаем многие вопросы: личные, разные. Конференции собираются здесь в Тихвине или Санкт-Петербурге. Сейчас это происходит в интернете, по скайпу. Я всех вижу, расспрашиваю о делах, говорим о разных проблемах. Они бывают часто личного характера, важные для человека. Вы знаете, у нас замечательная молодежь! Но она брошена. А надо сделать так, чтобы молодые люди к чему-то стремились. Вот, я приезжаю к знакомым на День рождения молодого человека семнадцати лет. Он сидит с телефоном, без него уже никуда.

⁃ Он хочет стать блогером…(шутка)…

⁃ Мы ему объясняем, что мы пришли к нему на День рождения, хотим поздравить. Он говорит: «Это замечательно, это хорошо. Я сейчас только эсэмэску отправлю». Мы забираем телефон, мы, конечно, шутим. Проходит полчаса, понимаем, что человек уже не может без телефона. Ему сложно, скучно. Вот эта энергия: быть в колесе жизни, в гуще всех событий, всего, что происходит в мире…дьявол ведь пытается забрать у нас самое главное — время. Время, которое предназначено для молитвы, для осознания своих немощей, грехов, проблем. Когда что-то происходит в жизни, вот вы сказали, человек останавливается в сложные моменты жизни: кто-то умер. Человек остановился: что-то пошло не так. Он начинает метаться…

⁃ Происходит переоценка. …

⁃ Да. Что-то не так, может и я скоро умру. А как мне быть, как поступить? Да, мы все были молоды, мы знаем, как бушуют страсти, одолевают разные мысли, как действует на нас все, что мы видим, о чем читаем; все, что происходит с нами, с нашими друзьями, близкими. Поэтому очень важно, всем своим умом, сердцем, — чувствовать свою совесть. А совесть — это вера. Совесть — это осознание своего я; понимание, что у тебя есть родители, друзья, есть ответственность. Если всего это не будет, то очень сложно потом придётся в жизни. Быть может, не сейчас, позже. Поэтому я желаю, не забывать о Боге. Не забывать, что нынешняя жизнь- временная, и что будет завтра, надо об этом помнить. Пожелаю любви, хотя любить очень тяжело, терпения к немощам других людей. И понимания и уважения других людей. Когда это будет, Господь воскресит наше Отечество, наш народ.