Несколько лет назад я впервые пошла в храм на исповедь в очень тяжёлое для меня время. Хотелось облегчить душу. Путалась, говорила о том, что больше всего волновало в тот момент. И вдруг батюшка задал мне вопрос, которого я не ожидала: «Были ли у Вас аборты?» Я ответила: «Да, но давно». Священник сказал, что это большой грех, и он не может допустить меня до Причастия. Я так плакала: не была готова к такому повороту событий. Вместо утешения я получила ещё один удар. И больше, честно говоря, на исповедь не ходила. Помогите, объясните, неужели это правильно – за грех аборта, который был очень давно, отлучать от Причастия? В чём же тогда состоит помощь Церкви?
С уважением, Мария
Отвечает Иерей Антоний ПОПОВИЧ:
Дорогая Мария, при чтении Вашего письма складывается впечатление, что Ваш подход к Церкви и её Таинствам не совсем правилен. Представьте, Вы пришли в больницу, ожидая какого-то определённого лечения, а Вам его не назначили или назначили совсем другое, поскольку выявили гораздо более серьёзное заболевание. Примерно то же самое произошло с Вами.
Помощь Церкви заключается в том, что она указывает путь, направляет человека к спасению. Научает здесь, на земле, жить с Богом, ощущать себя с Ним единым целым. И не всегда священнослужители должны гладить по головке и говорить, мол, ничего, всё будет хорошо, иногда для духовного совершенствования необходимо и в чём-то ограничить или даже наказать человека за тот или иной проступок.
Церковное наказание – епитимья – накладывается тем священником, у которого Вы исповедуетесь. Он может «назначить» Вам пост, какие-то определённые молитвы, поклоны, а иногда и не допустить до святого Причастия.
Само таинство Евхаристии – причащения Тела и Крови Христовых – является важнейшим в Церкви. По традиции ему предшествует особая подготовка: пост, молитва, покаяние и исповедь, после которой христианин либо допускается к Причастию, либо нет. Душа должна быть готова к встрече с Богом, как невеста – к свиданию с женихом. Только кто из нас может сказать, что у него душа светла, чиста и непорочна? Но ведь если невесте вдруг укажут на грязь на её платье (ранее незамеченную), она же кинется стирать свой наряд, прежде чем выйти к любимому! Тем более, если знает, что он всегда её ждёт.
Так называемое искусственное прерывание беременности, аборт или иначе – убийство является тяжким грехом! У христиан нет понятия «эмбрион»: зародыш – уже ЧЕЛОВЕК, с самых первых мгновений своей жизни, и у него есть душа. Он сопричастен бытию. И этот маленький, растущий в утробе женщины ребёнок, в отличие от взрослого, не может приступить к Таинству святого крещения, пока не появится на свет. Известно: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3, 5). Следовательно, совершая аборт, мы не только убиваем человека, но ещё и лишаем его возможности видеть Бога.
К сожалению, у греха нет «срока давности». Он остаётся преступлением до тех пор, пока за содеянное не будет принесено достойное (искреннее, переворачивающее сознание и душу) покаяние, и сам по себе исчезнуть не может. Правом прощать и разрешать христианина от грехов, по благодати Божией, обладает священник. Это мы утверждаем, основываясь на Евангелии. Христос сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22-23). Следовательно, без покаяния и, что важно, прощения, мы не способны отмыть одежды нашей души от пятен согрешений, мерзких перед Богом.
Церковь часто сравнивают с «врачебницей». Во время Таинства исповеди мы каемся в содеянном, просим прощения у Господа и всегда находим его. Но порой нам, как людям, больным грехом, выписываются лекарства – епитимьи. Они не являются искуплением наших прегрешений, а лишь служат средством восстановления духовного иммунитета, помогают осознать и прочувствовать глубину отпадения от Бога и вернуться к Нему.
Батюшка не допустил Вас, Мария, до святого Причастия вовсе не из вредности или жестокосердия, а потому что видел необходимость более тщательной и основательной подготовки к встрече со Христом, чтобы Вы могли всецело воспринять благодать, подаваемую в том Таинстве, к которому стремились.
Господь, несмотря ни на что, ждёт Вас, Мария, желая даровать долгожданное прощение и соединиться с Вами в таинстве святого Причастия. Знайте это.