Его научные записи, карандашные зарисовки, картины, фотографии, этнографические коллекции ещё не собраны воедино, как и не изучен в полной мере авторский мир первого якутского художника-мыслителя. <…>
Даже предварительное знакомство с фольклорно-этнографическими записями художника даёт основание говорить о глубине его исследовательской позиции. Труд, написанный в 1928 – 1930 гг. на 248 листах, содержит уникальный материал по традиционной и современной культуре народа саха, также здесь можно встретить сведения по православной культуре русских в Якутии, дневниковые записи самого исследователя, его удивительные рассказы-этюды. <…> В автобиографическом очерке он писал: «Зарисовано бол[ее] 1000 як[утских] орнаментов, зарисованы почти все як[утские] постройки, мебель, посуда, намогильные памятники и пр. в пределах 200-300 л[истов]… Веду этнографические записи (около 3000 названий)…»
По теме:
Широко известна его деятельность и в обществе «Саха Кэскилэ», где он вёл большую исследовательскую работу. <…> П.А. Ойунский писал: «Т. Попов сейчас занят составлением якутского календаря, также записывает якутскую народную медицину, изучает язык сновидений, знахарство, предвидение». Якутский писатель не раз обращался к Ивану Васильевичу за помощью при переводе народного эпоса-олонхо, ведь Попов был прекрасным знатоком якутского фольклора.
Следует заметить, что художник в своих записях отразил богатое фольклорное наследие народа саха: это мифы и загадки, календарные песни и легенды и т.д. Особый интерес представляют до сих пор малоизученные области якутской этнографии, такие, как запреты, приметы, этикетные ситуации, гадания, символический язык сновидений, шаманские обряды и религиозные верования. <…> Его интерес к народной медицине, уникальные материалы по лечению различных болезней, как людей, так и домашнего скота с помощью «якутских средств» (лекарственных трав, прижиганий и пр.), открывают самостоятельное научное направление в якутской этнографии. Кроме этого, Иван Васильевич в течение многих лет собирал якутские орнаменты с различных предметов культуры: посуды, одежды, утвари, упряжи, культовых атрибутов.
Иван Васильевич Попов является пионером аудиовизуальной этнографии, или антропологии. <…> Посредством изобразительных средств, а именно фотосъёмки, Иван Васильевич Попов фиксирует мир якутской действительности. Фотографии И.В. Попова обрели сегодня самостоятельную жизнь и стали национальными раритетами. <…>
* Полный текст доклада Е.Н. Романовой читайте в сборнике, выпущенном по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения И.В. Попова: «Иван Васильевич Попов. Искусство и наука равноценны». – Якутск, 2004.