Очередной опрос был посвящён теме: «Язычество – наше прошлое, настоящее или будущее?». В нём приняло участие 109 студентов ЯГУ.
На первый вопрос: «Знаете ли вы, в чём разница между язычеством и христианством?» 30 человек ответили утвердительно, но знанием своим делиться не захотели. 25 респондентов честно признались: «нет, не знаю». Смутно представляют себе разницу между язычеством и христианством 12 студентов. 35 придерживаются стереотипного (но не совсем верного) мнения, что «язычество – это многобожие, поклонение природным силам, а христианство признаёт одного Бога – Христа». Остальные дали собственные определения (орфография сохранена):
«Христианство – тоже самое язычество, только подкорректированное законами людей. В христианстве в мест природы, случайностей и другие факторы природы стоит один Бог»;
«В язычестве богов много, а в христианстве Бог один. Некоторые подразумевают под христианством Господа, некоторые Иисуса». Прямо как в анекдоте: «Вы знаете, оказывается, Карл Маркс и Фридрих Энгельс это не муж и жена, а четыре разных человека!»;
«Язычество – это когда жертвоприношение, а христианство – это гуманность»;
«Язычество – rulez! (это значит – “супер!”, “круто!” родного сленга не хватает, используем американский – Н.С.) В нём истина, которая не требует доказательств. (о. Андрея Кураева на вас нет! Предъявите аргументики!) Разница в воспринимании бытия»;
«Язычники не верят в Бога, а христианство – это религия. Они должны верить в Бога». Как говорится, должны, но не обязаны. Насильно никого «вступать в христиане» не заставляют;
«Вера в Бога это христианство»;
«Язычество это вера в духов. Христианство – вера в Бога»;
«Язычество – это вера до христианства у славян, язычники верили в разных богов, не запрещались жертвоприношения, а христианство сплотило людей»;
«У язычников, кажется, нету одного бога («нету» – не хватает, что ли?), и они не верят в него. А христианство наоборот – у них есть Бог»;
«Язычество – это когда не веришь в Бога или определённая народность верит лишь своим богам. Я, например, язычница или, лучше сказать, атеист. Я не верю в Бога». Так атеист или язычница? Определитесь, девушка!
Второй вопрос был сформулирован не очень удачно: «Как вы думаете, законы духовного мира едины для всех или каждый народ выстраивает с Небом свои отношения?» Авторам казалось, что в нём заложена чёткая альтернатива: или-или. Некоторые студенты её не увидели. Но большинство были категоричны: 60 человек сказали, что каждый народ строит свои, особенные отношения с Небом. 30 человек уверены, что законы духовного мира для всех едины. 16 человек затруднились ответить.
На третий вопрос – «Что для вас явилось или может стать решающим в выборе веры?» было предложено 13 вариантов ответа. Многие респонденты выбрали по 2 – 3 из них. Один товарищ выделил аж половину – нелегко его будет заманить в секту, молодец! Но абсолютным лидером стал первый вариант «традиция, воспитание», его выбрали 67 человек.
Для 40 студентов важен «собственный духовный опыт (когда вы убеждаетесь, что ваше обращение к тем или иным силам приносит ощутимый результат), метод проб и ошибок». Метод, на наш взгляд опасный. Обращение к колдунам, например, тоже может принести «ощутимый результат» – и дай Бог, чтобы он заключался только в облегчении кошелька.
Одинаковой популярностью пользовались варианты «интеллектуальный и философский поиск, размышления, тот факт, что в вероучении вы находите исчерпывающие ответы на волнующие вас вопросы»; «неосознаваемое чувство, ощущение, что здесь – Бог»; «чудо» – по 27 голосов.
17 человек сочли решающей «встречу с замечательным человеком, которого вера настолько преобразила, что хочется так же измениться самому».
Для 15 студентов важна «любовь к созданному на основе этой религии искусству – литературе, музыке, живописи, архитектуре, хореографии».
14 респондентов желали бы заручиться «обещанием, что здесь я получу счастье, успех, обрету уверенность в себе». Такими обещаниями обычно разбрасываются деструктивные секты. Будьте бдительны, господа! Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
13 студентов учли бы «советы и пример друзей, близких, родственников».
12 человек может тронуть «красота обрядов, богослужения».
11 респондентов выбрали вариант «что-то ещё». Один молодой человек расшифровал эту формулировку так: «Встреча с Богом или каким-либо другим высшим существом». Ещё вариант: «Любовь к человеку другой веры».
«Изучение природы, открытия естественной науки» назвали 8 человек.
К чести нашей молодёжи, вариант «популярность, мода» выбрали всего трое.
Огорчает только, что на разум полагается очень небольшая часть якутских студентов. Видимо они считают, что интеллект в делах духовных не нужен. Это глубокая ошибка. Ум, образование, занятие наукой вере не только не помеха, но и союзники. Огромное количество великих учёных были весьма религиозными людьми: Кеплер, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов, Ампер, Ковалевская, Пастер, Попов, Менделеев, Павлов и многие другие.
Богослов диакон Андрей Кураев предупреждает: «Входя в Церковь, нужно снимать шляпу, а не голову». Думаю, этот совет актуален как никогда.
Наталья СОКОЛОВСКАЯ