Строить – не ломать

Авторы:


Якутия христианская
Темы: , , , , , , , .

Порой говорят, почему, дескать, государство должно помогать верующим строить церкви? Вон, католики, новые апостолы, мусульмане приехали и сами построили свои храмы, а православные всё ждут милости от властей… Ну, во-первых, не так уж, чтобы совершенно сами. Вложения из-за пределов республики были определяющими. А во-вторых, ответный вопросик можно? Сколько костёлов, мечетей, церквей, принадлежащих западноевропейским или американским протестантским общинам, было разрушено в Якутии при советской власти? Правильно, ни одной. А сколько православных соборов, церквей, часовен? Их ведь, между прочим, наши с вами предки своими руками строили и на свои кровные.      

По архивным данным, на территории одного только Намского улуса в начале ХХ века было десять церквей (одна находилась в ведении Вилюйской управы), часовни, молитвенный дом. Сколько сейчас? Ни одной. Точнее, идёт строительство нового храма, но очень медленно и тяжело.

О трудностях и радостях намских христиан мы поговорили со старостой Иоанно-Предтеченского прихода Галиной Филимоновной Кренёвой.

— Галина Филимоновна, Вы часто приезжаете в Якутск, чтобы поработать в Национальном архиве РС(Я), что интересного удалось узнать об истории Намской управы?

— Первая церковь в нашем улусе была построена во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1804 году, как указано в клировых ведомостях за 1914 г., «тщанием и усердием прихожан». Здание было деревянное, «с таковою же пирамидальной в одной связи колокольней». В 1865 году она была переименована преосвященным Павлом епископом Якутским и Вилюйским во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В одной ограде с этой церковью был построен прихожанами новый храм в честь Иоанна Предтечи, но в 1873 году он сгорел от удара молнии. Вместо него богатый якут Иона Иванович Винокуров при участии прихожан выстроил третий храм (деревянный, однопрестольный, без колокольни), который в 1876 году был освящён епископом Дионисием. За свои труды Иона Винокуров первый из якутов был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

По данным на 1914 год, в Намской церкви священником служил Иннокентий Иннокентьевич Винокуров, у которого было в то время десять детей. Его потомки живут сейчас по всей Якутии. Один из них – министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я) Анатолий Николаевич Скрыбыкин. Псаломщиком служил Михаил Бережнов, жена его Варвара была дочерью нашего священника.

— А какова новейшая история вашего прихода? Когда он организовался? Как идёт строительство храма?

— После того, как в Якутию приехал Преосвященный епископ Герман, начали бывать у нас миссионеры из Якутска. Священники проводили с населением беседы, совершали Таинство Крещения. Так постепенно сеялись в души людей семена веры. 19 ноября 2000 года в присутствии архиепископа Якутского и Ленского Германа верующие провели собрание, на котором, по благословению архиерея, постановили создать приход. 6 марта наш Иоанно-Предтеченский приход был официально зарегистрирован. Нам выделили место для строительства храма. 8 июля приехал иерей Михаил Павлов из Якутска, освятил это место и установил на нём крест. 6 июля Владыка благословил постройку церкви, а 26 июля, в день Собора Архангела Гавриила, освятил начало строительства.

храм в Намцах, строительство, Якутия

14 августа 2003 года в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня на здании установили купола и кресты. 19 сентября подняли и закрепили колокола. 23 сентября якутский священник Александр Попов освятил их. На освящении присутствовал наш замечательный писатель Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон с супругой. В этот же день состоялась встреча с президентом республики Вячеславом Анатольевичем Штыровым.

Специально для нашей церкви в городе Твери была написана икона святому мученику Уару, которому Богом дано дерзновение молиться за тех, кто умер некрещёным. Мы очень ждём её прибытия.

— Галина Филимоновна, расскажите, пожалуйста, о прихожанах, как живёт община?

— Ну, на первом собрании были, конечно, бабушки. Бабушки – это основная часть прихода. Как говорит архимандрит Амвросий, «бабушки наши вечны». Молодёжь подтягивается помаленьку, но она колеблется. Больше идут школьники, малыши. Дети тянутся, ведь они как ангелы. С ними, конечно, легче. Среднее поколение увязло в повседневной суете. Мужчины есть, но не воцерковлённые. И такая беда: очень много мужчин и даже женщин у нас сейчас спивается. Мы, конечно, о них молимся.

Священники приезжают, нас окормляют, но реже, чем хотелось бы. Многие хотят креститься, исповедоваться, причащаться. Между тем, Таинство Крещения, наверное, уже год не совершалось. Мы два раза привозили в Якутск в декабре детишек на крещение. Такой мороз был! А дети креститься хотели, и ничто их остановить не могло!

Я вот в архиве нашла один документ, написанный жителями Кобяконцев (это у нас за рекой) 20-х годов, они так горячо просили: «Пошлите нам батюшку, мы сами будем его содержать, ведь люди умирают, не исповедовавшись и не причастившись, дети не крещены!»

У нас пока такого горения нет, да и людей не так много. Намного раньше православных в Намцах обосновались евангелисты американские, к ним многие пошли, потому что жажда Бога у людей была, а церкви-то все разрушили, о Христе никто им не говорил.

Владыка Германи дети, Намцы, Якутия

— Кто-то из современных богословов сказал, что мы должны протестантам спасибо сказать за то, что они до людей дошли с проповедью о Христе. Это уж потом, когда человек о Боге услышал, впустил Его в своё сердце, он оглядывается по сторонам, задумывается, а что такое есть в православной вере, кроме тех «неправильностей», о которых пастыри рассказали и, обнаруживая в ней бездонную глубину, а главное, благодать Божию, в лоно родной Церкви возвращается.

— Да, к нам потихоньку потянулись люди из евангельской церкви. В этом году три женщины пришли. Из них две были крещены в православной вере, но некуда было идти, чтобы о Боге услышать, помолиться, и они прибились к евангелистам. Но конфликтов у нас нет. Мы, слава Богу, живём со всеми в мире. Однажды только харизматка к нам явилась, боевая такая, хотела было шум поднять, но потом ушла.

На молитву мы собираемся по воскресеньям в нашем историко-этнографическом музее, там нас приютили. Конечно, очень ждём окончания строительства церкви.

— Вы знаете, А.А. Калашников приводит в книге «Якутия. Хроника. Факты. События» такой факт: «19 декабря 1890 года по неизвестной причине в Намском улусе сгорел Атамайский храм. Храм этот, построенный стараниями инородца Аргунова и прихожан, по богатству икон с серебряными ризами, церковной утвари и церковной библиотеки был одним из лучших в улусе, и всё это, кроме двух малых колоколов, упавших во время пожара, было уничтожено огнём. После горьких слёз утраты храма в первый день Рождества Христова в квартире местного священника присутствовавший при рождественском богослужении якут Николай Харитонов заявил: «Без Божьего храма быть прихожанам всё равно, что без воды» и первый изъявил согласие пожертвовать на постройку нового храма 500 руб. Его почин горячо поддержали прихожане и тут же подписано до 1500 руб. пожертвований, а братья Семён и Дмитрий Харитоновы решили за свой счёт построить колокольню… Нашлись благотворители и в приходах Якутского, Олёкминского и Вилюйского округов».

А как сейчас? Жертвуют люди, стараются помочь в строительстве храма?

—  Народ пока у нас говорит: «Вы постройте – мы придём». Надеюсь, так оно и будет. Я читала, что святые отцы учили: если Бог в каком-то месте строит церковь, значит, люди когда-нибудь всё равно в неё потянутся. И сейчас уже идут потихоньку.

Строительство храма ведёт епархия. Местные власти наотрез отказываются помогать. Отчёт надо делать – меня зовут. Отчитались – всё… До этого глава администрации был Альберт Николаевич Дьяконов, у него я помощь выхаживала, а нынешние власти совсем не хотят что-то делать. Бабушки помогают. Предприниматели наши пока ещё тоже от этого далеки, но, слава Богу, уже откликаются на добрые дела. Рождественские подарки помогли ребятишкам сделать. Много и охотно помогает ГУП ЖКХ. Все их работники никогда не отказывают. Спаси их, Господи!

Мы ходим, просим. Вот обратились в Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я) к Владимиру Михайловичу Членову, у него самого, как у министра, конечно, таких средств нет, чтобы помогать, но он разослал по своим подразделениям письмо с просьбой о помощи в строительстве нашего храма. И Беркакитская железная дорога откликнулась на его призыв, мы от них получили 4 тысячи.

А ещё хочется сказать, что ходили мы по министерствам и оставили письмо с нашей просьбой у Александра Анатольевича Оглы, министра промышленности. Нам сказали, что он родом из Намцев. Как оказалось, это было не так, но он из своей зарплаты 25 тысяч нам перечислил. Мы об этом из квиточка об оплате узнали. Колокола были отлиты стараниями депутата Ил Тумэна Нюргуна Тимофеева со товарищами.

Мы за всех своих благотворителей молимся, и когда будет храм, молитвы о тех, кто помогал в его строительстве, не перестанут до скончания веков.

Вот такой парадокс, одни наши предки храмы строили, другие разрушали. Что остаётся нам? Восстановить разрушенное – ради тех и других. Ради себя и своих детей. 

Ирина ДМИТРИЕВА