<…> Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о том, как дети воспринимают Бога и как мы, взрослые, должны воспитывать детей.
Вы помните случай из Евангелия, когда дети были приведены к Иисусу, а ученики возбраняли им, и Христос сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Вы помните также, как Господь, призвав дитя, поставил его посреди учеников и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Почему Христос так говорил? Потому что дети многое воспринимают гораздо глубже и сильнее, чем взрослые. За спиной каждого взрослого – прожитые годы, богатый опыт сомнений и разочарований. У детей этого опыта, как правило, нет. И у них нет того искажённого видения мира, которое характерно для многих взрослых. Дети всё воспринимают таким, каково оно есть.
По теме:
И в то же время именно на взрослых лежит обязанность религиозного воспитания детей. Есть такой рассказ. Женщина пришла к священнику с новорожденным младенцем и спросила: «Когда нужно начинать его воспитывать?» Священник ответил: «Если вы ещё не начали, то уже опоздали на девять месяцев». Действительно, ребёнка нужно начинать воспитывать ещё до рождения. Если мать, которая носит ребёнка во чреве, ходит в храм, причащается Святых Христовых Тайн, если на устах её молитва и она участвует в благодатной жизни Церкви, то это благотворно скажется на ребёнке. Даже ещё не родившийся ребёнок способен воспринимать благодать Божию.
Когда ребёнок рождается, мы совершаем его крещение. И хотя ребёнок и на этом этапе ещё не воспринимает ничего рационально, но благодать Божия касается его сердца и начинает свое преображающее и изменяющее действие. Очень важно младенцев и грудных детей приносить к таинству Святого Причащения. Мы не можем объяснить детям, что такое Причастие, как нередко мы не в состоянии объяснить это и взрослым, но знаем по опыту, что дети, которых регулярно приносят в храм для причащения, к Святой Чаше идут с радостью: всё их существо ликует от встречи с Христом.
Позже, по мере того, как ребёнок вырастает, начинает говорить и рационально воспринимать окружающий мир, мы должны очень осторожно и постепенно, но постоянно вводить ребёнка в церковную жизнь, объяснять ему смысл церковных таинств, рассказывать ему о Боге. Но нужно быть чрезвычайно внимательными, чтобы не нарисовать неправильный, искусственный образ Бога.
Нередко бывает, что родители в воспитательных целях используют Бога для придания большего авторитета самим себе. Иногда ребёнку внушают, что Бог – это грозное и сердитое существо, готовое за каждый самый незначительный проступок строго наказать. Такие родители внушают ребёнку: «Не будешь меня слушаться – Бог тебя накажет». Это ложное, противоестественное и антихристианское представление о Боге. Мы должны учить детей тому, что Бог их любит, любит каждого, независимо ни от чего; и что бы ни происходило, любовь Бога не становится меньше. Говоря с детьми о Боге, мы должны сознавать: всё, что закладывается в душу ребёнка в первые годы его жизни, в той или иной степени будет отражаться на жизни последующей. И в большинстве случаев именно неправильные методы воспитания, неправильные представления о Боге, которые взрослые внушают детям, приводят к тому, что дети, достигнув юношеского возраста, отходят от Церкви, отворачиваются от Бога.
Мы слышим в нашем храме крики детей – такие же, какие слышал Господь Спаситель, когда входил в Иерусалим. Мы должны радоваться этому и благодарить Бога за то, что Церковь не оскудевает, что в неё приходят новые и новые поколения людей. Но мы должны помнить и о той великой ответственности, которая возложена на каждого из нас за воспитание наших детей. <…>
Епископ Иларион (АЛФЕЕВ)