Здравствуйте, уважаемая Ирина Александровна! Мне нравится ваша газета, но в последнем номере не понравился материал «Он упал с восьмого этажа». Разве можно писать о конце света, тем более указывать его дату? Такая статья может только напугать человека. Мне, например, было не по себе. Может быть, я не права? Ответьте, пожалуйста.
Валентина Николаевна, г. Якутск.
Спасибо за критическое замечание, уважаемая Валентина Николаевна, но думается, Вы всё же не вполне правы. Ну, во-первых, о том, что нам не нужно знать, когда случится апокалипсис, мы написали сами в комментарии к откровению Альберта Саргсяна: «Живи так, как будто этот день для тебя последний, а трудись так, как будто перед тобой вечность».
Почему же тогда был напечатан сам рассказ? Да потому что православие – это область практики, живого человеческого опыта богообщения. (Кстати, мы нигде не выдавали этот частный опыт за учение православной Церкви о смерти. Оно было раскрыто в других материалах «Логоса»). Насколько доброкачественен этот опыт? Об этом могут судить только прозорливые люди или… самонадеянные. Мы не решились. И попросили совета.
Высокопреосвященнейший Владыка Герман, по благословению которого выходит наша газета, решил, что не стоит скрывать от людей рассказ человека, через которого, возможно, Господь напомнил всем нам о том, что конец света будет, что жизнь не кончается здесь, на земле, и каждому придётся нести ответственность за свои дела. И на наш взгляд, он совершенно прав, потому что христианин, напуганный концом света, – это нонсенс.
Первые последователи Христа жили нетерпеливым ожиданием Его пришествия. Конец света описывают евангелисты Матфей (Мф. 24, 3 – 25), Марк (Мк. 13, 3 – 23), Лука (Лк. 21, 6 – 28). Апостол Пётр учит: «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4, 7), «Дети! последнее время» – предупреждает Иоанн Богослов своих учеников (1 Ин. 2, 18).
Но почему же христиане так ждали и ждут конца света, да ещё с радостью? А потому, что Христос, говоря о признаках последних времён, учил: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21. 28). Апостол Пётр восклицает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1. 3-7).
В православии сохранилась эта устойчивая традиция – постоянного напоминания верующим о Страшном Суде и конце времён. Об этом говорится в сугубой ектенье за каждой Божественной литургией, в утренних и вечерних молитвах. Ежедневно, читая молитву Василия Великого, мы просим Бога: «И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлого и явленного дне Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его…»
Как может бояться апокалипсиса тот, кто каждый день молится: «Да приидет Царствие Твое»? А если человек – не христианин? Что ж, тогда он может испугаться, конечно… Но, согласитесь, пусть лучше его напугает реальная духовная перспектива пройти мимо Божьего Царства, нежели то, чего боится осуетившийся современник постоянно: положить деньги не в тот банк, провалиться в институт, заболеть, опоздать на деловую встречу, быть пониженным в должности, отвергнутым в любви, переработать и т.д.
Мы не побоялись напугать своего читателя, потому что не оставили его один на один с этим страхом: «Ты испугался? Открой следующую страницу «Логоса», прочти материал известного психолога, в котором рассказывается о том, куда молодые и старые люди бегут от боязни умереть, и пойми, что никуда прятаться не надо, потому что смерть побеждена! Необходимо только правильно выстроить свою жизнь, чтобы перейти из неё в другую – вечную». Об этом весь предыдущий номер нашей газеты.
Любой материал в любой газете всегда вызывает противоречивые суждения. Это нормально. Мы не считаем своё мнение истиной в последней инстанции и не навязываем его другим в этом качестве. Право на ошибку есть у каждого – и у вас, и у нас. А кто в чём ошибается – рассудит Бог. Надеюсь, Вы согласны с этим, уважаемая Валентина Николаевна? Я ещё раз хочу поблагодарить Вас за то, что Вы решились высказать свою точку зрения прямо.
В заключение мне бы хотелось привести слова блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – различие и во всём – любовь».
Ирина ДМИТРИЕВА