Может ли вылечить обманщик?
Чем отличается чудо шаманов и экстрасенсов от чудес Христа и апостолов? Мне кажется, что Иисус был просто мощным экстрасенсом.
Эльвира.
Дорогая Эльвира, прежде всего, давайте определим, что такое чудо. С моей точки зрения, это действие Божие, превосходящее законы нашего тварного мира и направленное на благо человека. То же, что происходит на сеансах экстрасенсов, на мой взгляд, является не действием, а кажимостью. Вспомните, как в булгаковском «Мастере и Маргарите» червонцы Воланда превращаются в фантики. А как отчётливо рисует Фауст (у Гёте) те «блага», что ему может предоставить Мефистофель:
Ты пищу дашь, не сытную ничуть.
Дашь золото, которое, как ртуть,
Меж пальцев растекается; зазнобу,
Которая, упав к тебе на грудь,
Уж норовит к другому ушмыгнуть.
Дашь талью карт, с которой, как ни пробуй,
Игра вничью и выигрыш не в счёт;
Дашь упоенье славой, дашь почёт,
Успех, недолговечней метеора,
И дерево такой породы спорой,
Что круглый год день вянет, день цветёт…
Итак, первое отличительное свойство «чудес» экстрасенсов – иллюзорность и эфемерность. Ведь творятся они не силой Бога, а обманом духов злобы, бесов. И, наконец, даже если человеку кажется, что он выздоровел, настоящего блага это «целительство» не несёт. Часто через какое-то время телесное здоровье становится ещё хуже. А бывает, ты поправляешься, но узнаёшь, что одновременно твой родственник внезапно заболел. Кроме того, человек «подсаживается» на своего знахаря, как на наркотик.
В любом случае страдает духовное здоровье. А Вы, Эльвира, понимаете: когда болен дух, человек практически обречён, если он, конечно, не опомнится и не постарается к Богу прийти. Причём, если Бог нам нужен только для того, чтобы поправить своё физическое здоровье, сделать карьеру, удержать мужа, то вряд ли мы Его познаем, вряд ли найдём. Как сказал диакон Андрей Кураев: «Бога, оказывается, нужно любить ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может принести».
Другая миссия
Замечательный якутский этнограф и фольклорист Г.В. Ксенофонтов писал: «Что Иисус представлялся когда-то простонародным медиком, изгонителем бесов, кажется, не подлежит никакому сомнению. Некоторые учёные-историки давным-давно причисляют его к древнееврейской секте так называемых терапевтов… Творимые им чудеса мало разнятся от тех, которые приписываются и легендарным шаманам: хождение по водам, насыщение голодных чудесно добытой пищей, влияние на погоду». Так чем же Христос отличается от наших шаманов? Получается, ничем.
Николай.
Дорогой Николай, хочу заметить, что при всём моём уважении к Г.В. Ксенофонтову, чью книгу «Ураангхай-Сахалар» я с большим интересом читал в своё время, он не является специалистом по истории Израиля или новозаветной библеистике. Поэтому его слова по данному вопросу не могут считаться авторитетными. Далее, утверждение Ксенофонтова следует разделить на два: а) Христос творит чудеса, как и шаманы б) Он творит их колдовскими приёмами.
О разнице между чудесами Христа и шаманов я сказал в ответе Эльвире. Для нас Христос – не распределитель чудесной гуманитарной помощи. Более того, мы готовы принять от Него даже боль, если она нам нужна для оживления, реанимации нашей омертвевшей души.
А в колдовстве Христос получал обвинения ещё во время земной жизни, на что ответил вполне ясно в Евангелии: «Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского… Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов» (Лк. 11. 15, 17-18).
И главное, Христос отличается от шаманов не только чудесами, но тем, что миссия Его – не чудотворство и не исцеление физических болезней, а дарование человеку вечного спасения. Для шамана выздоровление больного – цель, для Христа – средство проповеди Царствия Божия.
Логично ли воскресение?
Идея воскресения бога стара, как мир. Достаточно вспомнить египетских и других восточных богов. Г.В. Ксенофонтов писал: «Якутские представления идеологически гораздо выдержаннее евангельских, ибо рассечение шамана, смерть его и воскресение рассматриваются как преддверие к его священнической деятельности: до этого момента он – простой смертный, его тело грязное и грешное, к нему не могут приблизиться «святые духи» его предков-шаманов, но, благодаря рассечению тела и смерти, старое тело как бы уничтожается, поедается злыми духами, остаются одни чистые кости и просветлённая «обучением» голова; после этого кандидат оживает в новом теле. С этого момента он уже приобретает все права и свойства жреца, которые, главным образом, сводятся к способности вселять в себя духов канонизированных предков-шаманов, своими устами возвещать их волю и вещее знание. Шаман после своих страстей воскресает для проповеди, для жизни и деятельности. Он умирает и воскресает доподлинно – «смертью смерть поправ» и «сущим во гробех» (умирающим от болезней) «живот даровав», тогда как Иисус воскресает, чтобы улететь в лазурные небеса. Чувствуется, что книжное творчество исказило старинные, идеологически более выдержанные, народные представления о жреце-спасителе, творящем чудеса силою своих святых предков, просвятившихся жрецов, начиная от самого Давида».
Иван.
Дорогой Иван, во-первых, для христианина нет ничего удивительного в том, что идея воскресения присутствует в других религиях, поскольку отдельные элементы Истины становятся доступными людям в силу lumen naturae – естественного света, даже если они во многих других религиозных положениях заблуждаются. В Ветхом Завете есть удивительные примеры глубокой веры в Единого Бога у людей, происходивших из народов, к которым ветхозаветное откровение обращено не было (то есть не из евреев) – Валаам (Чис. 22-24), Мельхиседек (Быт. 14), Иов (кн. Иова). Один из них (Иов) явственным образом выказывает свою веру в грядущее воскресение, не связывая её непосредственно с религией Ветхого Завета. У народов Земли есть некий общий религиозный опыт, который относится к опыту истины.
Я думаю, мысль Ксенофонтова о том, что воскресение шамана «идеологически гораздо выдержаннее», чем воскресение Христа, следует читать как «логически более последовательно». Такая постановка вопроса кажется корректной, даже если Вы ни в Воскресение Христово, ни в воскресение шамана не верите и изучаете их с позиций отвлечённой «истории и философии религии», просто сравнивая два концепта: какой из них продуманней и логичнее? Давайте сравним по пунктам.
Шаман должен пройти процедуру очищения, чтобы стать шаманом. Аналогия из монотеистической религиозной практики: первосвященнику ветхозаветного храма необходимо было прежде принесения жертвы за народ очиститься самому (Лев. 16. 11). Христу не нужно очищение, ибо он не имеет грехов (Евр. 7. 27).
Тело шамана потребляется духами, чтобы затем быть «реконструированным» (напоминает практику мистической смерти в религии вуду, после прохождения такой процедуры человек становится «живым мертвецом», «зомби»). Тело Христово не знало тления (Деян. 2. 31, Пс. 15. 10).
Не пройдя инициацию, шаман бессилен, ему нужен «источник энергии». Христос, наоборот, смиряет себя: Он «совлекает» с Себя Своё всемогущество, принимает образ раба (Флп. 2. 7) – для того, чтобы сделаться во всём подобным человеку, разделить наши скорби, понести на Себе наши болезни (Ис. 53. 4), дойти даже до ада вместе с человеком.
Силы шаману для его будущей деятельности даёт ад, как об этом ясно свидетельствует Ксенофонтов, – Христос уничтожает ад Своим схождением в него (1 Кор. 15. 54).
Цель общения шамана с духами – набраться энергии для своей деятельности. Христос общался с душами умерших праведников, чтобы освободить их из ада.
Шаман после своей земной жизни умирает, как все люди, Христос – восходит на небеса (Лк. 24. 51).
Что касается гипотезы Ксенофонтова о «жреце-спасителе, творящем чудеса силою своих святых предков», то она основана на незнании религии Ветхого Завета, в которой мёртвые как бы исключены из религиозной жизни, они пребывают в «месте тления», называемом на иврите «ше’ол». Фактически ше’ол – это небытие. «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Пс. 113. 25), «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» (Пс. 87. 11-13). Древнему еврею и в голову бы не пришло творить чудеса, обращаясь к духам умерших предков.
Так какая религиозная практика с «отвлечённых позиций» логически более последовательна? Та, в которой обычный человек, который сам нуждается в очищении и сам подвержен болезням и смерти, вступив в общение с определённого рода духовной реальностью, вдруг получает силы лечить людей от их телесных недугов? Или та, в которой Тот, Кому не нужны освящения и инициации, Своей собственной силой спасёт людей не от лихорадки, а от вечной смерти?
Классовый подход отвергается
Почему я не хочу верить в Христа? Потому что я человек образованный. Якутский учёный Ксенофонтов правильно писал: «Мы точно также не знаем, чтобы он со своими чудесами вращался в аристократических хоромах, среди образованной знати, среди богатых, имеющих возможность держать при себе искусных лекарей, учеников и сродников древне-греческого Гиппократа. Бедные хижины рыбаков, плотников, простодушных сельских обитателей, толпы простого народа на площадях и есть неподдельная арена деятельности богочеловека Иисуса, именуемого Христом… Иисус, чудотворец, посланник свыше, родился в мозгах невежественных масс того времени…»
Леонид
Дорогой Леонид, как я понимаю, ваши аргументы основаны на том, что Христа не видел никто из образованных и знатных представителей античного мира, поэтому свидетельства Евангелий следует отвергнуть как безосновательные. Но ведь здесь говорится не о суждении эксперта в какой-либо профессиональной сфере, где мнение одного более компетентно, чем мнение другого. Речь идёт о свидетельстве некоторых событий – то есть человек нечто видел и слышал, и вот теперь рассказывает. Если на суде для Вас показания того, кто принадлежит к «избранному народу», «аристократическому сословию», «арийской расе», «образованному слою» более достоверны, чем свидетельства человека вообще, то Вы – сторонник классового подхода и сословного правосудия. Знаете, как называется такая позиция? Фашизмом. Я не осуждаю кого бы то ни было за убеждения, но мне самому такие взгляды чужды.
И ещё заметьте, бедные рыбаки и плотники, «простодушные сельские обитатели» вестью о Христе перевернули мир, и те научные знания, которыми вы хвалитесь, создали учёные-христиане. А сколько было шаманов, экстрасенсов, колдунов, сколько есть, сколько ещё будет… Но кто о них знает, и кому они нужны? Им ни современные СМИ, ни промоушен, ни пиар помочь не могут. О Христе же будут помнить до последних времён: одни – поклоняясь Ему, другие – понося и распиная. Вот главное чудо, которое не под силу ни одному шаману.
Андрей ЗАЯКИН