Мир сей всею своею премудростью не познал Бога… Все люди, не просвещённые благодатью веры, тем чудным подарком, который Бог дал каждому из нас, христиан, все люди, чьи душевные очи, подобно очам двух слепцов, о которых мы читали в сегодняшнем Евангелии, не видят Света Христова, все эти люди в течение долгой жизни пытаются либо найти неоспоримые доказательства бытия Божия силами собственного разума, либо с упорством, достойным лучшего применения, ждут всё новых и новых чудес. Но вот что удивительно: когда Господь на земле Палестины на глазах множества свидетелей совершал чудеса исцеления недужных, когда Он возвращал к жизни умерших, когда кормил тысячи голодных, только единицы, только «малое стадо» учеников и апостолов приняли эти чудеса как доказательство, как основу своей веры в Сына Божия. Большинству народа, как и вождям его – фарисеям – явленных чудес было мало. Они требовали ещё и ещё чудес, знамений, доказательств. И эти необыкновенные события, эти потрясающие доказательства были им даны. Что же ответили ревнители ветхозаветного благочестия, когда в очередной раз прозрели слепцы, когда вновь и вновь отверзлись уста бесноватого? Они ответили, как и всегда ненависть отвечает на любовь: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9. 34).
Когда пришёл час проповедовать Евангелие всей твари, когда апостолы разошлись по всему обитаемому миру с благовестием о Слове жизни, в Афины, к учёным эллинам, к тем, кто «ищет мудрости», отправился мудрейший и учёнейший из апостолов Христовых – Павел. Что же стало результатом его проповеди афинским мудрецам? Вот как пишет об этом святой апостол Лука в «Деяниях святых апостолов»: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17. 32)…
Искатели чудес в ответ на чудеса, совершённые у них на глазах, обвиняют Христа в сатанизме, а любители мудрости, услышав проповедь о вечной жизни, просто хохочут или разговаривают с апостолом как с душевнобольным. И мы знаем, что это ещё не худший результат. Мы знаем, что за чудеса, за исцеления, за жалость и любовь люди убили Сына Божия. Мы знаем, что за веру и верность, за бескорыстное служение, за преданность и сочувствие другие люди предали смерти Апостола. Вот чем завершилось «требование чудес» и «искание мудрости».
Вот и нам с вами постоянно хочется стать свидетелями какого-то необыкновенного события, потрясающего воображение чуда, хочется нам, кому тайно, неосознанно, а кому и явно, чтобы замироточили вдруг иконы, чтобы исцелились от мучительных недугов близкие и знаемые, чтобы Сила Божия явно и очевидно восторжествовала в мире и непременно на наших глазах, при нашем экспертном участии. Хочется нам сыскать какую-нибудь такую книгу, где бы все наши вопросы получили разрешение, где бы написаны были такие слова, чтобы душу нашу дремлющую разбудили и потрясли. Чтобы раз и навсегда, в результате то ли чудесного события, то ли обжигающих слов святого проповедника, оставило бы нас желание грешить, чтобы сделались бы мы праведниками, без особого напряжения, без чрезмерных усилий.
А Господь наш на все наши искания чуда и мудрости отвечает нам в послании апостола Павла к Римлянам: «Мы сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15. 1).
«Сносить немощи бессильных» – это значит воспринимать клевету в ответ на благодеяния без скорби и уныния. Это значит принимать насмешки и зло без обиды. Это значит, в конечном итоге, отвечать на зло – добром. Ведь апостол Павел в своём послании к Римлянам бессильными называет не просто грешников, не каких-нибудь расслабленных жилами, нет! Бессильные – это враги Христа, люди, не способные принять проповедь о Распятом Спасителе мира.
Мы окружены такими людьми. Мы и сами временами такие. И вот истинное чудо, да и истинная мудрость: жить в этом мире и оставаться христианами. Жить среди греха и распада и не злиться, не осуждать, не проклинать безбожников, но помнить всякий раз, когда судьба сталкивает со злобой, грехом, непониманием и насмешками, помнить, как наш Бог молился на Кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Вот – чудо! Вот – мудрость! Аминь.
Священник Сергий Ганьковский