<…> Всякий праздник для детей – это праздник для их родителей. Это такой праздник для родителей, когда они должны думать о детях.
А что родители думают о детях? Родители хотят вырастить детей какими-то положительными людьми, чтобы они стали, что называется, хорошими людьми, чтобы они были умными, образованными и умели делать то, что им будет пригождаться в жизни. Конечно, никого из нас не удивляет, когда какие-нибудь дети, которые росли в плохих условиях и не видели в детстве хороших примеров перед глазами, вырастают, скажем так, не очень хорошими и подражают тем плохим примерам, которые видели с детства. Но нас всегда удивляет, когда – а это случается очень часто – вроде бы детей учили хорошему, вроде бы даже и в христианстве их воспитывали (может быть, даже какое-то церковное детство у ребёнка было), а вырастает он всё равно неизвестно каким; и даже если какие-то элементы хороших христианских навыков, полученных в семье, у него сохраняются, но наряду с этим, а часто бывает, что даже и вместо этого, – куча дурных привычек, нежелание заниматься чем-то, что действительно полезно в жизни, а может быть, много и ещё даже гораздо худшего.
Почему так получается? Особенно этот вопрос важен в такой постановке: почему это получается тогда, когда ребёнка воспитывали по-христиански? А вот почему: потому что христианское воспитание очень часто видят в обучении христианским обрядам. Конечно, обряды христианские нужны, но они – далеко не первое из того, чему нужно учить ребёнка; более того, они никогда не могут быть, даже в самой малой степени, основой воспитания. Основа воспитания – это чтобы ребёнок был действительно верующим.
А воспитать верующего ребёнка очень просто. Потому что для этого совершенно ничего специально делать не нужно. Для этого нужно всего ничего – чтобы сами родители были верующими. И тогда, если ребёнок с ними живёт, он постоянно видит их в быту, смотрит на них и даже просто чувствует каким-то «шестым чувством» их веру, и она передается ему; вера – это очень «заразно», как и безверие. И потому, если родители даже будут стараться воспитать ребёнка по-христиански, но при этом будут думать, скорее, что христианство нужно просто «на всякий случай», и не будут толком понимать, для чего оно им самим нужно, если в жизни родителей не будет видна их живая вера, – ребёнок просто не поверит.
Поэтому так часто бывает, что дети, пока они были маленькими и родители просто заставляли их ходить в церковь, были вроде бы церковными (хотя если бы тогда можно было заглянуть ребёнку в душу или хотя бы послушать, о чём он говорит со сверстниками, то эта «церковность» выглядела бы уже далеко не столь безупречной), а потом, в подростковом возрасте, ребёнок просто посылает куда подальше и родителей, и церковность, и многие другие весьма необходимые в жизни вещи, которым он, может быть, успел научиться. Вот чтобы этого не было, надо, чтобы у всех христианских обрядов, которым мы учим ребёнка, был правильный фундамент.
Лучше даже не доучить ребёнка в детстве каким-то христианским обычаям (например, не доучить его выносить длинные церковные службы или читать полностью утреннее и вечернее правило), но зато научить его главному – верить в Бога и молиться, искать через молитву разрешения всех своих трудностей и всё время ставить себя перед Богом, чтобы именно перед Богом ребёнок чувствовал себя виноватым или не виноватым, и старался выглядеть так, как следует, именно в глазах Божиих, а не в глазах родителей или сверстников. Вот тогда всё будет совсем по-другому. И этому научить очень просто: достаточно так жить самим, хотя бы стараться так жить. И ребёнок никуда не денется, он тоже начнет так жить.
Но бывает ещё так, что родители, которые хотят воспитать ребёнка по-христиански, в то же время этого и боятся. Они боятся, что ребёнка слишком сильно, так сказать, «переклинит» на христианстве, что у него не сложится нормальная жизнь; они считают, что церковность – это хорошо, но её всё-таки не должно быть слишком много. Но здесь дело не в количестве. Церковность бывает плоха не тогда, когда её слишком много, а тогда, когда она неправильная, когда обрядам учат на неправильном основании <…>. Но если у ребёнка церковная жизнь строится на его личной вере, то такой церковности не может быть «слишком много».
У церковной жизни и у всего, что касается Бога и нашей веры, есть такая особенность: если мы верим, мы должны предаться этому всецело; у нас не должно быть какого-то ещё критерия, с точки зрения которого мы можем рассуждать: может быть, хватит уже на Бога полагаться, может быть, надо ещё на что-то надеяться? Нет. Мы должны всё время целиком доверять Богу и не бояться исполнять Его заповеди даже тогда, когда они вроде бы ведут к разрушению нашего благополучия, к разрушению карьеры нашей или нашего ребёнка. Потому что Господь даст нам всё потребное для спасения, иногда даже чудесным образом. Лишь бы только мы действительно пытались исполнять именно то, что является нашим христианским долгом и поэтому служит для нашего спасения.
Мы должны работать сами и ребёнка учить этому, но работать с помощью Божией и для достижения только таких целей, которые нужны в конечном итоге для спасения нашей души и душ наших ближних. Поэтому будем стараться приобщать детей к вере; не будем бояться того, что они станут «слишком верующими»; но будем бояться того, что они станут как-нибудь неправильно верующими, – т.е. прежде всего должны быть не обряды, а личная вера ребёнка, но чтобы она была у ребёнка, нужно, чтобы она сначала была у нас, у взрослых. <…>
Иеромонах ГРИГОРИЙ (Лурье), храм Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в Санкт-Петербурге