Дар любви семьи Соколовых
Ну представьте, двухтомник деда моего интервьюируемого – Николая Евграфовича Пестова, крупного учёного-химика, доктора наук и одного из выдающихся богословов ХХ века – «Современная практика православного благочестия», можно сказать, из рук в нашем доме не выпускается. Книга матери его Натальи Соколовой, художницы, ставшей женой священника, родившей и воспитавшей пятерых детей, – «Под покровом Всевышнего» стала для меня во многом откровением. Все мальчики в этой семье избрали путь священства, девочки стали регентами. Я молюсь за упокой двух сыновей матушки Наталии, братьев отца Николая, – епископе Новосибирском и Бердском Сергии и протоиерее Феодоре. Книгу об отце Феодоре Соколовом «Дар любви» я бы дарила каждому священнику как свидетельство, что это возможно – такое идеальное воплощение человеческого и священнического. Сам отец Николай, как читала, в юности с братом алтарничал у Патриарха Пимена… Думать, что когда-то Господь сподобит меня поговорить с этим замечательным человеком… Нет!
И вот он передо мной – руководитель миссионерской группы Свято-Тихоновского гуманитарного университета, приехавшей в Якутию, чтобы проплыть по Лене через всю республику от Осетрово до Тикси. Зачем? Об этом я и решилась поговорить с протоиереем Николаем Соколовым, когда миссионеры прибыли в Якутск, где в день Преображения Господня, 19 августа, сослужили правящему архиерею Якутской епархии Преосвященному епископу Зосиме в кафедральном Преображенском соборе.
Чему студенты учат
— Отец Николай, кому пришла такая идея – отправить студентов-москвичей к нам в Якутию? Зачем? Как вы решились на такую поездку?
— Факультет наш своей целью имеет миссионерское служение, то есть распространение Слова Божия и поддержку тех регионов, где в период гонений на Церковь были закрыты храмы, люди остались без духовного окормления и просвещения. Туда по благословению священноначалия, прежде всего, Святейшего Патриарха Алексия, отправляются наши студенты и преподаватели.
Естественно, мы согласовываем свои действия с правящим архиереем той епархии или области, которая нас принимает, и договариваемся о том, какие нам лучше посетить места. Обычно это населённые пункты, где храмы ещё не построили, или где они раньше были, но разрушены, где они строятся, где есть большие общины христианские, но нет священника.
В нашу группу, как правило, входят один-два священника, хор, способный исполнить литургию, провести концерт, пропеть песнопения, исполнить любую требу, а также катехизаторы – юноши и девушки, которые читают лекции, общаются с людьми, готовят желающих к Крещению и другим Таинствам.
В этом году Господь направил наши стопы в Якутию, так как исполняется 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), который просветил эту землю Светом Христовым, перевёл Слово Божие на якутский язык, основал множество храмов. Его благодатный дух, почивающий на многих-многих сердцах якутян, привёл нас сюда. Преосвященный владыка Зосима, благословивший нас и согревший своей любовью, взял с собой в путешествие десницу святителя Иннокентия. Мы совершаем поклонение его святым мощам в тех местах, где корабль делает остановки.
Миссионеры посетили Ленск, Олёкминск, другие населённые пункты, и везде были совершены богослужения и даны концерты. Также состоялись встречи с руководством, администрацией, представителями образования. Мы отвечали на их вопросы и заключили намерения об организации богословских курсов на базе нашего университета. Люди со всей Якутии собирались бы, скажем, в Ленске, а наши профессора, преподаватели читали бы курсы лекций, чтобы восстановить пробелы в духовной жизни и подготовить желающих к поступлению в ПСТГУ.
Вуз, в котором всё – впервые
— Думаю, о вашем вузе мало кто знает…
— Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет имеет государственную аккредитацию, лицензирование, даёт диплом государственного образца и отвечает всем требованиям современного образования и науки.
— Важно подчеркнуть, что ПСТГУ даёт ещё и светское образование…
— Причём на уровне МГУ. Наш ректор, протоиерей Владимир Воробьёв, – сам выпускник Московского университета, физик, математик, кандидат наук. У него сохранились тесные связи с alma mater, и больше половины наших педагогов – преподаватели МГУ. Также у нас есть преподаватели из духовной семинарии и академии. Поэтому наш университет даёт полноценное гуманитарное образование – как светское, так и духовное. Это в России происходит впервые. Также впервые проходят обучение как мужчины, так и женщины. И могу вам сказать радостную новость – впервые в истории России женщина защитила богословскую кандидатскую диссертацию. Этого не было никогда.
Сейчас перед всеми путь для духовной жизни открывается. Мы надеемся, что наша поездка по Якутии поможет кому-то встать на этот спасительный путь.
— То, что такие поездки важны для тех людей, с которыми вы встречаетесь, это понятно, а что они дают вам и студентам?
— Мне, как декану, прежде всего, – укрепление в вере и радость того, что наш труд нужен. Видя, как люди ждут нас во многих регионах, как жаждут слышать Слово Божие, жалеешь только об одном – у нас не хватает хороших лекторов, преподавателей, духовной базы, которая нужна, чтобы христианство вновь возродилось в нашем Отечестве.
Для наших студентов такие поездки – хорошая миссионерская практика, и в то же время они сами духовно растут и укрепляются. Молодые люди делают всё с большой любовью, с молитвой, по благословению преосвященных епископов и Святейшего Патриарха, во славу Божию. И поэтому каждый человек, кто в них нуждается, приносит, в свою очередь, в их сердца свою заботу, свою тревогу, свою любовь. Если мы делимся с ними любовью, знаниями, радостью, то они делятся с нами. Думаю, каждый студент завершит эту поездку, обогащённый тем духовным опытом, который приобретёт в беседах с людьми. Это поистине творческие отношения, потому что мы продолжаем делать дело Божие. Каждый из жителей земли – соработник Богу в своём спасении, в спасении окружающих. Всё, что мы делаем друг для друга, мы делаем для Господа, и этим укрепляемся, и радуемся.
До Третьякова… и вместе с ним
— Отец Николай, ваш храм при Третьяковской галерее, наверное, имеет свою специфику. Расскажите о нём, ведь одни якутяне, бывая в Москве, стараются посетить Третьяковку, Пушкинский музей, других больше интересуют церкви. И тем и другим было бы интересно узнать, что в храме искусства действует настоящий православный храм.
— Этот храм, действительно, уникальный. Безусловно, на нём воля Божия. Начну с самого главного. Сейчас это действующий, открытый для всех желающих храм-музей. То есть это одновременно и храм православной Церкви, и музей, в котором размещена самая великая святыня России, а может, всего христианства – икона Владимирской Божией Матери. Много было проблем с её возвращением Церкви, с тем, как её хранить, как обеспечить безопасность. Но милостью Божией всё это решилось, когда указом Святейшего Патриарха была зарегистрирована приходская община при Третьяковской галерее, и ей был передан древний российский храм, основанный ещё в 1625 году.
Прихожанином этого храма был Павел Михайлович Третьяков. Он купил рядом дом, в котором и основал знаменитую Третьяковскую галерею. Каждое утро начиналось у Павла Михайловича с молитвы, и приходя в храм, он приводил туда своих сотрудников.
— Получается, Третьяковка выросла из храма?
— Да, это был приход Третьяковской галереи, даже сад у дома и храма был общий.
Храм наш прошёл большую и сложную жизнь. Пережил удивительные духовные высоты. В нём служили чудесные люди, его посещали Патриархи Иоаким и Тихон. Святитель Митрополит Филарет Дроздов освящал два предела, сам благословлял росписи. Епископ Виссарион выпускал здесь брошюры „Душевное слово“. Очень известный священник протоиерей Илья Четверухин, последний настоятель храма, основал вокруг себя общину верующих, преданных Церкви людей, интеллигенции московской, был репрессирован, погиб в лагерях. Ныне он канонизирован как священномученик.
Этот храм являлся центром духовной жизни дореволюционной России, всё Замоскворечье собиралось сюда. Ведь Павел Михайлович Третьяков – это была фигура, которая к себе привлекала народ. У него в родне были такие выдающиеся люди, как Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны – все они являлись прихожанами нашего храма. Не говоря уже о художниках, которые окружали Третьякова и молились с ним. Поэтому храм наш был средоточием не только светской, но и духовной культуры.
Здесь 28 лет в сане дьякона служил известнейший старец Алексий Зосимовский. Он был рукоположен затем в пресвитеры Большого Успенского собора в Московском Кремле, где хранились великие святыни России, в том числе Владимирская икона Божией Матери. Потом принял монашество в Зосимовой пустыни, схиму и ушёл в затвор. Будучи затворником, он продолжал окормлять свою духовную паству. К старцу Алексию приходила за советом преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
В затворе ему Господь ссудил великим Промыслом Своим избрать Патриарха Тихона. Именно перед Владимирской иконой, той иконой, перед которой он молился в Кремле, ещё будучи священником, старец Алексий Засимовский на соборе 1918 года вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. Может быть, его молитвами этот дивный чудотворный образ, перед которым он столько молился, в им намоленном храме и оказался. Отец Алексий теперь канонизирован как святой.
У Николаевского храма в Толмачах четыре святых покровителя – святитель Филарет, он основал наш храм и много делал для него, священномученик отец Илья Четверухин – последний настоятель, наш прихожанин, мученик Николай Рейн, пострадавший за Христа и расстрелянный в 1935 году, и преподобный Алексий Засимовский.
Храм+музей=
— Как же вам удаётся совмещать церковную и музейную жизнь?
— Храм сегодня являет уникальное содружество государства и Церкви. Здесь чудесным образом все противоречия быта музея и Церкви разрешены самым положительным образом. Да, храм этот наш не принадлежит Церкви, это помещение музея, он как музейный зал. Но весь интерьер старинного русского храма сохранён. Более того, галерея передала храму все иконы из запасников, раньше их люди не видели, они были закрыты. Теперь у нас пятиярусный иконостас XVII века, написанный мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, много чудотворных икон, чтимые кресты, в том числе такая известнейшая святыня, как Дмитровский – самый древний, XII века – крест, сохранившийся на Руси со времени принятия христианства.
Храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии – министерству культуры. Поэтому всё делается по благословению Святейшего и по согласованию с дирекцией музея. Милостью Божией у нас сложились очень хорошие отношения. Не из-за меня, грешного, а потому что о нас молятся такие святые и у нас находится такая великая святыня – Владимирская икона. Она сама выбирает место своего бытия. И уже то, что она просто есть, даёт мир в сердце людей.
Мы согласовываем каждую службу с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют. С 8 утра по режиму музейному храм открывается, и пока мало посетителей, в нём проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм так же открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. Во время экскурсии нельзя ставить свечи, иначе храм превратится в пылающий костёр – ведь тысячи людей идут… Люди просто оставляют пожертвования на свечи, покупают их и ставят в подсвечники, а после окончания режимного времени, в 17 часов, на вечернем богослужении свечи зажигают. Нам даётся два дня в году для ночных бдений – это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода, сотрудник музея, договаривается о расписании с администрацией. Интересно, что все работники храма – сотрудники музея. И я, грешный, и батюшки, которые со мной служат, – первые священники, состоящие на государственном обеспечении. Мы получаем зарплату как сотрудники музея, поэтому у нас в храме никакие требы не оплачиваются, всё бесплатно.
— Кто ваши прихожане? Наверное, не только и не столько те, кто пришёл на экскурсию? Как прежде, много интеллигенции?
— Много. Первыми прихожанами после восстановления храма были мои духовные чада из тех приходов, на которых я раньше служил. Те люди, которые знали меня священником, моя матушка, которая организовала детскую воскресную школу, детский хор, – все пришли сюда. Но уже была создана галерейская «двадцатка», и она привела с собой других сотрудников музея, поэтому первые наши послушания и молитвы были направлены для потребности сотрудников Третьяковки. Потом присоединились другие жители Москвы.
Основной костяк прихода и сегодня – сотрудники галереи. В первую очередь, мы исполняем их духовные потребности – крещение, венчание, отпевание… Это нас объединяет и делает хорошей доброй христианской семьей. Сегодня, милостью Божией, нас ничто не разделяет. Проблемы, конечно, возникают, но всё можно решить, оказывается, положительно, без нервных стрессов и без привлечения сторонних сил. Все понимают, что не нам это принадлежит, что не мы распоряжаемся святынями и храмом – Сам Господь. И тот режим, который сегодня выбран для хранения Владимирской иконы и других святынь, – оптимальный. Он устраивает и государство, и правительственные органы, и президента (его подпись стоит за этим решением), и духовные власти. Святейший Патриарх часто совершает молебны и службы в нашем храме, бывают у нас архиереи, много зарубежных гостей. Все христиане мира стараются прийти и помолиться у Владимирской иконы – этой великой святыни.
Есть у нас и свой уникальный хор.
— В чём уникальность?
— Он тоже является и государственным, и церковным. Камерный хор государственной Третьяковской галереи – очень хороший. (Руководитель – заслуженный артист Пузаков, продолжатель синодального московского храмового пения). Традиционно в нём поёт человек 25, но на большие концерты и до 70-ти набирается. Мы совершаем поездки вместе с хором не только по России, были в Италии, в Англии. Может, когда-нибудь и к вам, в Якутию приедем.
— Что для этого нужно?
— Только дорогу оплатить и расселить певчих. Всё.
Я пожелаю себе и читателям, чтобы когда-нибудь это совершилось, и все мы смогли услышать по-настоящему духовное пение уникального хора из уникального храма.
Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА