Дом, в котором живёт Бог

Авторы:


Справочник неофита
Темы: , , , .

Дорогой друг, сегодня мы поговорим о храме, который также может называться церковью, а особо значимый – собором.

В нашем обществе распространено заблуждение, что храм вообще не нужен, если Бог у человека в душе. Но, пойми, «Бог – в душе» – это идеал, к которому люди, верующие во Христа, стремятся всю жизнь. Конечно, человек, только-только услышавший о Спасителе или прочитавший Евангелие, может пребывать в наивном заблуждении, что Бог в него вошёл и Собой заполнил.

Тот, кто живёт Христом и во Христе по-настоящему, интенсивно, тот, кто знает, как это радостно, но и страшно трудно, тот никогда с такой уверенностью и дерзостью не скажет: «Бог у меня в душе», потому что знает: «Плод Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Спроси себя: есть ли в тебе эти чувства? И ответь так же честно, как журналист Владимир Гурболиков:

«Вот я хотел бы, чтоб в моём сердце Он мог быть, но – что я сделал для этого?.. Бог не может быть во мне, это абсурдно, в той грязи, которую я в себе таскаю, сказать, у меня в душе… БОГ?! Да, конечно, без какого-то Его присутствия душа, думаю, просто мгновенно окончила бы существование. Но тогда, если есть в моей душе Бог, то Он там уж точно не один… Как у Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», и добавлю, если б так высоко! Я сам и люблю Его, и борюсь с Ним, вот в чём дело. Поэтому мне нужно признаться: Бога в душе, в такой душе! – нет, я Его сам изгоняю, обращая постоянно во зло свободу, которую Он мне дал… Бога нет в моём сердце, и психоаналитик мне Его туда не «вправит». Бога нужно искать именно в Церкви».

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), много и с любовью общавшийся с протестантами США, писал: «Господь, с явностью утвердивший духовное преимущество соборного начала над индивидуальным («Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди них»), мог ли в важнейшем деле жизни, в молитве, не утвердить этой же истины?.. Нет никаких оснований думать, что Господь не молился в Иерусалимском храме. Выгоняя торговцев, Он сказал, что выгоняет их из «дома… молитвы, из дома Отца Его». Пришедший не нарушить, а исполнить закон, мог ли Он не молиться в храме?! Если бы это было замечено, – какой новый повод был бы для обвинения Его!.. Благодать Божия совершенно видимо почивала на этом храме, пока в минуту смерти Спасителя на Кресте не разорвалась завеса. Тогда кончился Ветхий Завет, нарушенный людьми».

После того, как «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1, 14), понятие о храме для христиан изменилось. Он сделался местом, где вокруг вечно пребывающей Святыни собираются люди, «народ Божий», Церковь (отсюда и его название – «церковь»).

Никольский собор, Якутск

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Первым христианским храмом стала Сионская горница, где была совершена Тайная Вечеря. Евхаристия – совместное, общее благодарение Богу. И сегодня «храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия», – говорит богослов диакон Андрей Кураев.

Он напоминает, что важнейшая проблема всех языческих религий – это вопрос о том, какие жертвы, где, как и когда люди должны приносить богам. Евангелие же говорит о противоположном – о том, какую жертву Бог принёс людям: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28); «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

«Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме», – подчёркивает отец Андрей. Но главное в религии – не то, что люди приносят в храм, а то, что они из него выносят, что получают: «Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас».

Понятно, что мы начинаем искать Бога, когда нам плохо, чтобы что-нибудь у Него попросить. Но задумывался ли ты, дорогой друг, зачем Бог ищет тебя? Зачем призывает Он всех труждающихся и обремененных? Если бы речь шла только о некоем знании («научитесь от Меня»), его можно было бы получить на лекции или собрании. Если бы речь шла только о Духе («примите Духа Святаго») – ещё проще, ведь Дух Божий дышит, где хочет. Если бы речь шла лишь о любви, мире и радости («пребудьте в любви Моей… мир Мой даю вам… радость Моя в вас пребудет…»), так это всё можно почувствовать даже на больничной койке или тюремных нарах.

Но Христос даёт нам ещё нечто немыслимое: «Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… пейте… сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая…» Только в храме мы можем стать «причастниками Божеского естества». О. Андрей Кураев пишет: «Бог искал нас. И нашёл. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые Дары раздаёт людям. Если Чашу с причастием Христос подаёт нам через Царские врата храма, стоит ли нам отворачивать нос и твердить: «Бог у меня и так в душе»?

Но до Причастия надо ещё дойти, и порой вся дорога к храму бывает короче, чем эти последние несколько шагов до чаши со Святыми Дарами. Не пугайся этого, мой друг, и не спеши, мы поможем тебе их пройти.

Иерей Вячеслав ВИДИНЕЕВ

На заставке фото Сергея Долгих