Средство от эгоизма
Отрадно бывает видеть, что на родительские субботы наши храмы наполняются людьми. Пусть за всем этим есть немало обрядоверия и не хватает культуры поминовения, но факт остаётся фактом – десятилетия безбожия оказались неспособны убедить людей в том, что наша любовь больше не нужна тем, кого с нами сейчас нет. Сердце человеческое понимает, что, кроме опрятной могилки и воспоминаний, есть ещё живые души наших усопших, о которых мы должны позаботиться.
Это тем более радостно, что родительские дни заставляют нас хоть на немного перестать быть в храме эгоистами. Чего греха таить, очень часто человек приходит в церковь для того, чтобы помолиться о себе и своих проблемах: пьёт муж, беда с ребёнком, одолели хвори, неприятности на работе и т.д. В родительские дни приходится вспоминать о том, что непозволительно часто нам «не хватало времени» на людей при их жизни. Нередко это были люди, любовь которых слишком привычна, чтобы мы её вовремя могли оценить: родители, дети, братья и сёстры, друзья…
Конечно, мы пытаемся о них молиться, но как? «Вычитываем» предписанные молитвы по молитвослову? А важно, чтобы наше обращение к Богу было искренним, не формальным. Пусть это будет молитва своими словами, важно, чтобы она цепляла твою душу и не оставляла равнодушным сердце.
Но часто наша совесть говорит о том, что, кроме традиционных записочек в алтарь и продуктов на панихидный стол, мы должны сделать и что-то большее. Только вот можем ли? И если да, то что? Православное богословие отвечает на первый вопрос утвердительно: можем. Однако это потребует от нас серьёзной жертвенности и решимости следовать за Христом.
Родовой грех врачуется
Дело в том, что мы привыкли рассматривать свои грехи как что-то, касающееся только нас самих. В самом деле – я грешу и сам отвечаю за свои проступки, не так ли? Оказывается, не так, вернее, не совсем так. Мы связаны своей жизнью и своими грехами с очень многими людьми и, прежде всего, с нашими родственниками.
В самом деле, если беременная мама болеет сифилисом, может ли она сказать, что это её личный грех, и он больше никого не касается? Может ли пьющий глава семейства считать, что это только его проблема? А водитель, уснувший за рулём и погубивший всех пассажиров? Только кажется, что эти вопросы никак не касаются наших умерших родственников.
В святоотеческом богословии есть такое понятие как «родовой грех». Это не первородный грех Адама, за который мы не несём ответственности, но последствия которого на себе испытываем. Это и не просто личный грех, который «никого, кроме меня, не касается». Родовой грех – это грех наследственный. Он достался нам от предков. Мы не виноваты в том, что его имеем, но несём ответственность за то, что с ним не боремся и непобеждённым передаём потомкам.
Мы передаём своим детям и внукам не только черты лица и цвет глаз, телосложение и походку, но и черты характера, темперамент, свои страсти и внутренние проблемы. Человек уже рождается с очень серьёзным багажом духовной наследственности, и то, что мы называем воспитанием, больше похоже на попытку сгладить самые острые углы личности, научив человека жить в социуме и правильно относиться к самому себе.
В каждом роду свои грехи. Для кого-то наследственным грехом является пьянство, для кого-то – зависть, для одних – это обидчивость, для других – мнительность, для третьих – злоба и раздражительность. «Обидчивый, как мама», «взрывной характер, как у дедушки», – говорим мы в таких случаях.
Родовой грех, как правило, отличается от остальных тем, что действие его в человеке очень сильно и с трудом поддаётся врачеванию. От таких грехов не избавишься одним волевым решением, это, как правило, долгая, ежедневная, мало кому заметная работа на многие годы. Но и плоды от подобного труда способны изменить к лучшему не только твою собственную жизнь, но и судьбу многих твоих потомков и… предков.
В наших руках и будущее и прошлое
Да, именно. Избавляясь от родового греха, мы этим помогаем и своим усопшим родственникам, ведь в этой победе есть и их участие. Не случайно в Евангелии дважды приводится родословная Христа, – люди, которые там перечисляются, не всегда были на высоте духовной жизни, случались у них и падения, но в том, что именно в этом роду родился Богочеловек, есть и их заслуга.
Однажды ко мне подошла девушка, которая рассказала, что у неё мама очень сильно пила, от чего и скончалась. «Поможет ли моей маме, если я в её память на всю жизнь откажусь от алкоголя?» – таков был её вопрос. Я ответил ей, что это, возможно, лучшее из того, что она может сделать и для себя, и для мамы, и для своих детей.
Мне кажется, что подобные вопросы затрагивают самую сердцевину нашей духовной жизни и наших отношений с усопшими родственниками. Одно дело написать записочку или поставить свечу и совсем другое – произвести в своей жизни глубокие перемены в память о покойном. Ведь если родные люди готовы ради него пойти на борьбу со своими страстями, значит, усопший не напрасно прожил свою жизнь. Что-то было в его личности и судьбе, раз потомки помнят его и готовы ради него на какие-то жертвы.
«Иваны не помнящие родства», – так с горечью мы себя называем. Потеря собственной идентичности и корней – это серьёзная проблема любого народа. Как писал А.С. Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Действительно, насколько меньше глупостей и грехов мы бы сделали, если бы знали, чем отличались наши деды, прадеды, прабабушки, чем славился или от какого позора страдал наш род…
Помню, однажды моя бабушка сказала как бы между делом: «В нашем роду никогда не было ни одного развода». Мне эти слова врезались в память на всю жизнь, и это то, что я должен передать своим детям.
Было бы здорово, если бы родительские субботы стали для нас не просто днями поминок, а временем, когда мы задумываемся над важнейшими вопросами бытия: что мы принесли своему роду? что, кроме имущества, передадим своим детям? приблизила ли наша жизнь к Царству Божьему наших предков и наших потомков? с каким багажом мы сами предстанем перед Господом в свой час?
Священник Роман МАТЮКОВ