22 апреля в г. Мирном начал свою работу киноклуб «Другое кино». Для просмотра был выбран нашумевший фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Проект организации самого киноклуба витал в воздухе давно, но не было уверенности в том, что «Другое кино» мирнинских зрителей заинтересует. Однако на форуме в одной из социальных сетей горожане сами предложили организовать клуб, где можно было бы не только смотреть некоммерческие фильмы, но и обсуждать их. Сегодня даже в таком маленьком городе, как Мирный, людям недостаёт простого человеческого общения, возможности высказывать свои мысли, слышать мнение других, спорить, отстаивать свои позиции или менять убеждения.
Администрацией универсального театрально-концертного центра «Якутск» культурно-спортивного комплекса АК «АЛРОСА» предложение было принято на «ура». Долго не могли выбрать фильм для первого показа. Вариантов было великое множество. От классики (Андрея Тарковского и Акиры Куросава) до современного артхауса.
Всё решилось просто и одномоментно, когда вопрос был задан Сергею Николаевичу Долгих, автору фотовыставки и старосте Мирнинского православного прихода. Не сомневаясь ни минуты, он предложил «Страсти Христовы». А вот меня как организатора мероприятия этот выбор лишил сна на несколько ночей: «Пойдут люди – не пойдут, интересно им будет – не интересно?..» Так сложилось, что сама я этот фильм так и не посмотрела – сначала не хватило душевных сил, а потом… всё что-то мешало.
Волновалась я ещё и потому, что на первом показе решалась судьба всего проекта. Но, к нашему изумлению, малый зал (вместимостью 50 мест) заполнился почти до отказа. Среди зрителей были люди совершенно разного возраста, профессий, социальных слоёв. Увидев группку студентов, я внутренне напряглась: «Опять молодёжь силком притащили…» Оказалось – нет, ребята пришли сами, чтобы посмотреть фильм.
Рассказывать о «Страстях Христовых» нет смысла – этот фильм нужно смотреть. К тому же сегодня Интернет переполнен критическими статьями о кинокартине Мэла Гибсона.
Я отношусь к категории людей, крещёных в детстве, которые ходят в храм по большим поводам и, кроме «Отче наш», ни одной молитвы не знают… Однако после фильма мне очень трудно было начать разговор со зрителями. Слёзы от переполнявших душу эмоций предательски начинали душить, как только речь заходила о человеческой жестокости, но ещё больше, когда мы касались темы любви…
Благодаря этому фильму Библейская история, когда-то на отлично «сданная» в институте на экзамене по философии и истории религии, из книжной притчи превратилось в реальную жизнь. Воспитанная на фильмах о Великой Отечественной войне, именно в «Страстях Христовых» я увидела прародителей фашистов и поняла для себя истоки антисемитизма.
Как же хорошо, что мне довелось посмотреть фильм именно с этими людьми, как оказалось – совершенно не случайными. Впервые за много лет на импровизированной сцене мне не было стыдно за заплаканные глаза и раскрасневшийся нос.
Обсуждение было бурным. Протоиерей Владимир Севрюков, настоятель Свято-Троицкого храма, сказал, что фильм Мэла Гибсона считает не просто историческим, а практически документальным и видит в нём доказательство жертвенной любви Иисуса к своему народу. Однако далеко не все со священником согласились.
Залина возразила: «Я любви в этом фильме не увидела, только неуёмную человеческую жестокость…»
Елизавета сказала: «Для меня этот фильм стал важным аргументом в жизненной борьбе. Если Иисус для нас смог вытерпеть такое, значит, мы просто обязаны в этой жизни никогда не сдаваться, всегда идти к намеченной цели, несмотря ни на какие трудности и боль».
Николай признался: «Я этот фильм смотрю в третий раз. Очень его люблю. Он придаёт мне сил, учит меня любви».
Ирина поблагодарила организаторов показа: «Около 15 лет я самостоятельно изучала Библию и различные исследования, связанные с жизнью и смертью Христа. А сегодня словно перенеслась на два тысячелетия назад и своими глазами увидела всё то, что происходило в последние 12 часов жизни Иисуса».
Роман был резок: «А на мой взгляд, если бы сегодня в Православной Церкви появился подобный мессия – его участь была бы немногим лучше».
Сергей Долгих рассказал о том, что исследования Туринской плащаницы, в которую был завёрнут после смерти Иисус Христос, проведённые учёными и судебно-медицинскими экспертами, помогли восстановить картину истязаний, оставивших характерные отпечатки кровавых ран на ткани. И эта реконструкция полностью совпадает с евангельским описанием пыток Сына Божьего.
…Спустя 40 минут после окончания фильма дискуссия продолжилась, но уже на улице, в кафе, в гостях у друзей, на форуме в Интернете. Фильм никого не оставил равнодушным, а так успешно начатый проект решено было продолжить.
Я осталась очень довольна… ровно до того момента, как встала очередная проблема выбора нового фильма для сеанса «Другого кино». Может, читатели «Логоса» нам помогут?
Татьяна МАГИД,
специалист по рекламе и маркетингу УТКЦ «Якутск»