Риск есть, но стремиться к успеху не грешно

Авторы:


Самое главное, Справочник неофита
Темы: , , , , , , , , .

Бывает, что, открывая для себя Бога и Церковь, круто меняя вектор собственной жизни, новоначальные христиане впадают в крайности: бросают престижную, высокооплачиваемую работу, подавляют творческие наклонности, забывают о семье ради возможности чаще быть в храме, больше молиться. А ещё людям кажется, что таким образом они борются со своими страстями. Но это не борьба, чаще всего это – капитуляция, бегство от себя.

Чтобы правильно выстроить свои отношения с Богом и ближними, надо понять, как Евангелие относится к успеху. На фоне распятого Христа этот вопрос может показаться кому-то кощунственным. На самом же деле ответ на него далеко не прост и касается важных сторон духовной жизни.

 

Святые – суперуспешные люди!

Само слово «успех» в нашем языке уж слишком многозначно. Вот апостол Павел пишет Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим 4, 14-15). Согласитесь, это не то же самое, что выражения «иметь успех у женщин» или «успешный бизнесмен». Как писал один польский сатирик: «Иные считают успехом, если их вышвырнули через парадную дверь». Успех бывает разным.

Была ли земная жизнь Господа Иисуса Христа успешной? Если понимать успех как головокружительную карьеру и обладание большими суммами денег, то нет. Но если успех рассматривать как достижение СВОИХ целей, то безусловно! Господь сделал всё, что задумал, и именно так, как хотел. Предсмертными словами Христа на Кресте были: «Совершилось!» (Ин 19, 30).

Была ли успешной жизнь апостолов, одиннадцать из которых умерли насильственной смертью? Конечно, да. Они выполнили свою миссию, подтверждение чему – распространение христианской веры по всему миру. Таким образом, все святые – очень успешные люди! Они стремились к Богу, и они с Ним.

 

Успех – следствие христианской жизни

Что касается успеха в современном его понимании – успеха, как достижения земных благ, то здесь тоже не всё однозначно. Конечно, делать материальный успех главной целью совершенно немыслимо для православного человека. Однако достаток и успешное развитие карьеры может стать следствием нормальной христианской жизни.

27_2011_7_3

Трудолюбие, умение разрешать сложные конфликты («блаженны миротворцы…»), ответственность, верность данному слову, – всё это неотъемлемые свойства богоугодной жизни. Достаточно вспомнить старое русское купечество и меценатство, чтобы не торопиться выносить приговор успешным людям.

Нередко случается, что материальная нищета и неспособность к профессиональному росту обусловлена вовсе не объективными факторами вроде несправедливого мироустройства, а вполне банальными причинами: ленью,  пьянством, тяжёлым характером, неспособностью уступить, безответственностью, безынициативностью и т.д.

Так что в судьбах «лузеров» и успешных людей духовные причины занимают далеко не последнее место.

 

Богатые – «группа риска»

В Новом Завете есть такие слова Христа:  «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19, 23-24). Почему так?

Потому что деньги дают большую степень свободы, в том числе свободы в исполнении своих желаний и нужно быть внутренне очень сильным человеком, чтобы  не пойти на поводу у своих «хотелок» и не погрязнуть в страстях, которые в каждом из нас подспудно живут. Но таких людей мало.

27_2011_7_2

Фото: www.flickr.com

Ещё труднее детям успешных родителей. Ведь если успех пап и мам часто обусловлен их объективной внутренней силой и жизненным опытом, которые и помогают им правильно распорядиться возросшими возможностями, то детям сложно справиться со свалившимися на их голову соблазнами, и нередко они становятся жертвами успешности родителей. Наркомания, алкоголизм, самоубийства – лишь небольшой список недетских проблем этих ребятишек.

Но всё же главная западня богатства в другом. Как известно, самый серьёзный грех – гордыня, и в богатстве она находит весьма обильную пищу для роста. Кажется, что всё в твоих руках, ты хозяин жизни, впереди светлое будущее, а сам ты умный и добрый. Но надо быть действительно очень мудрым человеком, чтобы не забыть, что всё в руках Божьих, чтобы за плотным слоем лести, которой «денежный мешок» обычно окружают, увидеть себя настоящего: по-прежнему обидчивого, мелочного, завистливого, жадного, тщеславного…

А ещё надо умудриться нравственно не оглохнуть, сохранить сочувствие к чужой беде и нужде, чтобы не получилось как в современном анекдоте, когда к новому русскому подошёл нищий с жалобой на то, что не ел уже три дня и услышал в ответ: «Брат, так нельзя, надо себя заставлять!» Как сказала королева Франции Мария-Антуанетта: «Если у крестьян нет хлеба, то пусть едят пирожные».

Вот именно по совокупности этих причин Евангелие и относит успешных к «группе риска».

 

Делай, что должен

Однако в самом Новом Завете богатство и успех не рассматриваются как что-то греховное, это просто одно из обстоятельств жизни. И в бедности есть свои духовные риски. Известно, что неимущий легче впадает в зависть, осуждение, уныние, печаль. Как сказал Христос: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12, 15).

Главное – стремиться к Богу и любить ближнего в ежедневных мелочах. Если получилось исполнить две основные заповеди Христа – это и есть успех. В общем, как говорится в известном афоризме: «Делай что должен, а там как Бог даст».

 

Священник Роман МАТЮКОВ