Ким да икки тойоҥҥо кулут буолар кыаҕа суох: биитэр биирдэрин абааhы көрүөҕэ, биирин таптыаҕа; биитэр биирдэригэр кыhана сатыаҕа, биирин аахайыа суоҕа. Таҥараҕа уонна маммонаҕа иккиэннэригэр бииргэ кулут буолар кыаххыт суох.
Матфейтан Сибэтиэй Евангелие 6, 24
Надо ли молиться об успехе? Можно ли? И если да, то как?
Весёлый интернет предлагает огромный выбор молитв на все случаи жизни, которые ДОЛЖНЫ привлечь удачу в делах, обеспечить успешность бизнеса и, вообще, всякого мероприятия, начиная от поиска жениха, заканчивая привлечением богатства. Предлагаются молитвословия об успехе в рыбной ловле, в бортничестве (пчеловодстве), в торговле. Рекомендуются технологии и тренинги, с помощью которых можно легко превратиться из «лузера» в любимца фортуны. Даются ценные указания, перед какой иконой встать, какую свечу зажечь, какие слова произнести…
Причём некоторые из этих молитв, даже на оккультных магическо-фэншуйных сайтах, на самом деле православные. Обращены они к Богу, Божией Матери и святым. И остаётся только удивляться, как это современные люди, вроде бы грамотные, считающие себя разумными, не замечают, что прошения, вложенные в эти молитвы, ничего общего не имеют с целями, декларируемыми хозяевами подобных сайтов.
А бывает наоборот, порталы, претендующие на православность, предлагают вниманию читателей сомнительного производства молитвы, святым никак принадлежать не могущие. Почему?
Да потому, что цель у христианина только одна – спасение души, Царство Небесное. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6, 24). Было такое божество у древних сирийцев, олицетворявшее богатство и земные блага, если помните.
Значит ли это, что христианину вообще не след обращаться за помощью к Всевышнему?
Люди, которые считают понятия «успех» и «православие» несочетаемыми, как-то забывают, что Церковь призывает нас каждое доброе дело начинать с молитвой, напоминая слова Господа: «Без Мене не можете творити ничесоже». А потому учит призывать благодатную помощь Божию:
«Господи, благослови!»,
«Айыы Тойон, алҕаа!»,
«Господи, помоги!»,
«Айыы Тойон, көмөлөс!»
Успех, предполагаемый не в качестве цели, а в качестве результата, естественно вписывается в православное мировоззрение. Вот почему в каждом молитвослове есть молитвы перед началом и по окончании дела.
Молитва перед началом всякого дела
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми устами Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости Твоей: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
Молитва по окончании дела
Исполнение всех благ Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу и спаси мя, яко Един многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
А ещё в православной Церкви перед началом всякого доброго дела принято служить молебен. С молебного пения начинается и учебный год, и Всецерковный съезд, и строительство дома, и реставрация храма, и создание газеты, и посевная страда, и космический полёт.
Молебен – это богослужение, совершаемое по какой-то особой нужде. Верующие вместе со священником просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими молитвами старается помочь своим чадам во всех начинаниях и предприятиях и благословить добрые дела.
Одни молебны – общественные богослужения, совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время и обычно соединяются с чином малого освящения воды. Другие служатся по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (война, засуха, болезнь). Молебны могут проходить и в храме, и в доме, и на берегу реки, и в поле.
Сила молебного пения, когда к нашей личной молитве присоединяется голос священника, велика, конечно, но надо помнить о двух важных вещах.
Во-первых, заказ благодарственных молебнов, молебных пений святым, память которых Церковь празднует в этот день (начиная с вечерни, переходящей потом в утреню – с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками в честь празднуемого события или святого, и заканчивая Тайной Вечерей), а также заказ панихид после заупокойной литургии, на которой совершилось поминовение усопших, является отрицанием Евхаристии и смысла самого главного церковного богослужения. «Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после литургии так противоречит духу нашего богослужения!» – сетует профессор Архимандрит Киприан (Керн).
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Святейший Патриарх Кирилл указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Предстоятель РПЦ отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Священник Алексий Уминский объясняет: «Если человек участвует в литургии, если мы говорим, что он одновременно её сослужитель, то он пришёл в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому, когда совершается литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и всё твоё прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви её всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой литургии уже заключено исполнение всех этих прошений… Служить после литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в литургии, а часть – находится во время литургии. Часть людей отдаётся полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя всё это в литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся».
Тогда зачем нам молебны и панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. Священник приглашается в дом или в какое-то определённое место и служит молебен по конкретному поводу с конкретными людьми.
И вторая важная вещь: заказывая молебен за свечным ящиком и подавая записку с именами тех, за кого он будет совершаться, надо и самому принимать в нём участие. Мы просим других людей помолиться о нашем деле? Просим об этом священника? Хорошо. Но как-то странно, согласитесь, если Господь не услышит Вас в хоре рвущихся к нему голосов, произносящих завершающую молебен молитву:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими усердное моление наше и благослови благое намерение и дело рабов Твоих (раба) имярек, яже благополучно начати, и без препятия всякаго ко славе твоей совершити. Делателем благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою пресвятаго твоего Духа спешно произвести сотвори! Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и тебе славу возсылаем, со безначальным твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Марина ГОРИНОВА