5«Айыы Тойон! Эн ханна бараргын биһиги билбэппит, онон барар суолгун хайдах билиэхпитий?» – диэбитэ Фома. 6Иисус киниэхэ эппитэ: «Мин Суол, Кырдьык уонна Олох буолабын; Аҕабар Миигинэн эрэ кэлиэххэ сөп, атын суол суох”.
Иоантан Сибэтиэй Евангелие. 14-с түһ.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
От Иоанна святое благовествование. Гл. 14
Один европеец-исследователь шёл по глухим джунглям
Африки и, страшась бездорожья, спросил проводника:
– Здесь есть дорога?
И проводник ответил:
– Дороги нет – я дорога.
На высоте воробья
Меня не перестаёт удивлять рассуждение: «Вот мол, человек был атеистом, коммунистом, трактористом, а теперь вдруг в религию ударился, не верю я в его веру!»
А мне трудно поверить в другое – в то, что человек родился в верующей семье, с детства узнал Бога, и так до конца жизни прожил с твёрдой и непоколебимой верой, ни разу не «шатнувшись» от Церкви (как говорил о себе писатель Иван Шмелёв), не усомнившись в том, что есть всё-таки Бог, что Бог есть!
Нет, я знаю, что такие люди существуют. Просто представить их путь мне очень трудно, как трудно поверить в это самое «вдруг», которое тоже бывает. Почему трудно? Потому что у меня нет такого опыта веры.
Есть другой – опыт трудного, болезненного, преодолевающего кучу сомнений и претензий к Богу, Церкви и людям обретения веры. Мне легче поверить, что человек так же, как я, мучительно высвобождался из оков неверия и ложных убеждений, постепенно расправлял крылья, и так, падая и расшибаясь, научился немного летать; хотя и сейчас ещё не может прочно опереться на крыло, то и дело срываясь в пике, но с каждым разом всё увереннее выправляя свой полёт и всё выше взмывая к Небесам, пусть пока на высоту воробья.
Трусость и наглость: то и другое плохо
Однажды я спросила у монахини, стоящей за свечной лавкой:
– Как ты видишь нас, входящих в храм, отсюда, из-за церковного прилавка?
Она ответила:
– Есть два основных типа людей. Одни ужасно всего боятся: как войти, как встать, как поставить свечу, как перекреститься – всё у них вызывает боязнь, но это страх ложный, не спасительный. Разве этого надо опасаться, приходя в храм Божий? «Господи, каким я к Тебе пришёл тёмным, грешным, как далеко я от Тебя! Как мне поверить, если в голове одни сомнения и вопросы? Господи, я Тебя едва чувствую, людей любить и прощать не умею, как же после этого я могу просить о Твоей милости? Ты, Господи, предал Себя на распятие ради спасения моего, а я живу так, будто Тебя нет, будто не было Твоей жертвы. Как мне найти Тебя в своей душе, как развернуться от жизни, которую веду, к той, какой я призван жить – высокой и чистой?»
Вот вопросы, которые должны жечь сердце человека, идущего ко Христу. Внешним вещам легко и быстро можно научиться. Беда в том, что многие из тех, кого пугают внешние обстоятельства, освоившись в храме, так с этой своей сноровкой в нужный момент перекреститься и остаются, а до главных вопросов даже не доходят.
Другой тип – полная противоположность. Человек в первый (второй, третий) раз в жизни заходит в церковь с полным сознанием своего собственного достоинства. Он чувствует себя самым «продвинутым» и не только не пытается присмотреться, как ведут себя прихожане, чему-то у них научиться, но немедленно сам принимается поучать всех, даже священнослужителей. Таким людям ещё труднее встретить Христа, потому что Бог, как известно, противится гордым.
Вообще, склонность к проповедничеству и учительству – первый признак неофита. Человек, только что открывший для себя нечто невыразимо прекрасное, впервые почувствовавший благодать Божию, хочет немедленно всех отправить по своему собственному пути, не понимая, что сам сделал по нему только полшага, и у него самого всё ещё впереди.
Другого пути нет
В этом номере вы прочтёте несколько историй о том, как люди нашли свою дорогу к Богу. Их пути не были похожи, но тех, кто всё-таки встретил Христа, объединяет одно: они знают, что войти в церковь (с маленькой буквы, то есть в здание) – очень легко. Неимоверно труднее войти в Церковь, которая – Тело Христово, стать живой частью богочеловеческого организма, в котором преодолеваются все границы: телесные, государственные, временные и даже грань между жизнью и смертью, потому что уже здесь, на земле, ты делаешься причастником неизреченной и вечной радости Божьего Царства.
Помните, в финале известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» пожилая женщина спрашивает у прохожего: «Эта дорога ведёт к храму?» И услышав отрицательный ответ, недоумевает: «А зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» Надеюсь, материалы этого выпуска «Логоса» хоть кому-то помогут понять, что дорога, которая ведёт человека к Богу, – Сам Христос.
Дай Господь всем нам не только её найти, но и дойти до конца по тому спасительному пути, который проложил для нас Иисус Христос, учась у Него думать, чувствовать, поступать – жить и умирать.
Ирина ДМИТРИЕВА
Как бы я хотела быть в числе этих счастливых людей, которые с детства узнав Богу не сворачивают с дороги и проживают жизнь с твердой непоколебимой верой. Но как же это будет трудно…
Вот и у меня такого «вдруг» не было. До сих пор сомнения, разочарования, маловерие…..
Дарья, желаю Вам этого от всего сердца!
Елена, раз сомнений много, Вам будет интересен номер «Между верой и неверием» http://pravlogos.ru/number/1-mart-2012-30-mezhdu-veroj-i-neveriem/. Почитайте его!