Недавнее чудо технического прогресса – интернет – становится явлением обыденным и распространённым. Компьютерные и информационные технологии стремительно меняют мир, причём не только внешний, но и внутренний. То, что сеть, или как её ещё называют «всемирная паутина», затягивает пользователей, как мух, в виртуальную реальность, это мы знаем. А можно ли прийти к Богу через интернет?
Впрочем, результаты сетевого общения у нас уже есть. Это письмо пришло в «Логос» по электронной почте. Надеемся, оно не последнее. Мы готовы к общению. А вы?
Я прочитал беседу диакона Андрея Кураева в номере «МАТРИЦА: ТВОЙ ВЫБОР – ПЛЕН, БУНТ ИЛИ ПЕРЕЗАГРУЗКА?». Сказать, что она заинтересовала меня, значит, ничего не сказать. Есть интересные моменты в этой статье, где можно поспорить и призадуматься. Но я хотел бы узнать другое.
В ваших высказываниях в статье «Что в тебе твоего?» есть то, что прямо связано или даже происходило со мной, да и происходит по нынешний день. Имею в виду вопрос: «А если человек в стандарты не помещается и помещаться не хочет?!» Я твёрдо в это верил и поступал так, как мне хотелось. Несмотря на окружающих. Это было в молодости, когда кровь в жилах горячее. Когда не задумываешься о будущем. Но время идёт, и ты, как ни странно, взрослеешь и начинаешь смотреть на мир по-иному. В голову приходят «умные мысли», наподобие: «Если б молодость знала, а старость могла». И однажды видишь, словно в сказке у Пушкина: стою у разбитого корыта. Ничего не добился, ничего не заработал. Счастья в жизни нет!
После таких «призадумий» начинаешь искать выход. А для чего? А для кого? А почему? Вот и хотел спросить, если у Вас есть такие полномочия, что можете посоветовать? Как можно свою душу очистить? Ведь знаю, что есть во мне такое, что двигало когда-то на человеческие «вещи» – благо, добро, любовь, честь, ум.
Спасибо.
Виктор ШАРАБОРИН.
И Вам, Виктор, спасибо за честное письмо. Думаю, поскольку Вы ссылаетесь на редакторскую статью, то обращаетесь ко мне. «Полномочий» давать советы у меня, естественно, нет. Есть потребность думать, рассуждать, чувствовать, верить и делиться с людьми тем, что пережила, что знаю (когда этого просят!). Вы спрашиваете – постараюсь ответить.
Начну с того, что я в своей статье всё-таки говорила о другом. Когда человек, не имеющий ясного – христианского – мировоззрения, вдруг начинает сознавать свою уникальность, то у него на это открытие могут возникнуть две реакции: или мания величия, или комплекс неполноценности. То и другое на самом деле – две стороны одной медали, точнее, одной духовной болезни. Человек, поражённый этим недугом, или изводится сам, или причиняет страдания близким. Нет – тут не «или», всегда – «и». Ведь, терзая себя, мы мучаем окружающих, а истязая окружающих, казним себя. Так Виктор, видимо, произошло и с вами.
Что же это за недуг такой страшный? Любой православный христианин, имеющий мало-мальский покаянный опыт, диагноз поставит легко. Заболевание это можно назвать системным, поскольку оно является корнем многих других грехов, а зовётся просто – гордыня. Как ни странно, и чрезмерная застенчивость может быть результатом этой страсти-«подпольщицы».
Есть ли выход? Ну, конечно! И наверняка вам его предлагали: приди на курсы личностного роста, в кружок по магии, в «новую продвинутую церковь», к психотерапевту-гипнотизёру, к «академику ворожейных наук» («Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам»!), и мы сделаем тебя счастливым – у нас имеется технология! А в метод современный человек верит свято.
Однажды моя знакомая, посещающая православный храм и одновременно психолога, на моё недоумение: «Зачем же манну небесную закусывать чипсами?», ответила, что, да, в православии всё правильно и хорошо, но нет этой самой технологии, чтобы проделать с собой ряд манипуляций – и получить запрограммированный результат.
Действительно, в нашей Церкви нет ни обеспечивающих успех методик, ни магии, одним словом, никаких гарантий – лишь покаяние. Всю жизнь тебе предлагается бороться со своими страстями, и результат (в отличие от протестантских церквей, в которых принял Христа в сердце и – спасся) не ясен до самого конца. Поэтому православие привлекает тех, кто, как говорит отец Андрей Кураев, «умеет ценить неочевидность и свободу».
Именно к этому «неочевидному» выходу, «узкому пути», «тесным вратам» я вас, Виктор, и пытаюсь подтолкнуть. Он (с моей православной точки зрения) самый трудный, но самый лёгкий, самый сложный, но самый простой, не дающий никаких гарантий, но самый верный. Судите сами: вам предлагается познать своё высочайшее человеческое предназначение, состоящее в достижении святости, подобия Божия, и одновременно – всю глубину собственной немощи, греховность, рабство страстям, невозможность измениться самостоятельно. Тогда-то из глубины сердца полетят в небо слова: «Господи, помоги!» И Бог поможет. Как помогал всегда и всем призывавшим Имя Его. И чем сильнее будет ваше стремление стать таким человеком, каким вас задумал Творец, чем круче в небо начнёт подниматься ваша тропа, тем ощутимее окажется поддержка Христа.
Вы скажете: «Ну, это для тех, кто верит, кто умеет молиться». Знаете, двадцать пять лет назад я написала в одном стишке: «Уже давно не жду я чуда. Но вдруг?..» И на этом «вдруг» выехала из такого отчаяния… Куда выехала? Господи, как же трудно простые вещи объяснить! А вашими словами попробую: «Счастье в жизни есть!» Вы, Виктор, за это «вдруг» зацепитесь, как за соломинку, и попробуйте… Господь Сам вас из любого ада достанет, только позовите – такое чудо!
С уважением – Ирина ДМИТРИЕВА