«Если все будут молчать, как же с грубостью бороться?»

Авторы:


Наедине со всеми, Самое главное
Темы: , , , , , , , .

 – Первый и последний раз в церковь я сходила года три назад. Шла мимо, что-то потянуло в храм. Думаю: «А почему бы не зайти?» Попала на вечернюю службу. Она мне понравилась, хотя почти ничего не поняла из того, что говорил священник. Но хорошо стало на душе. Испортила всё только женщина, которая ходила мимо прихожан и снимала нагар со свечек. Она подошла и прошипела мне в ухо: «Бесстыжая, ты куда такую юбку надела?» Она мне много ещё грубостей наговорила, после чего я пулей вылетела из церкви. Оглядела юбку – нормальная, ниже колен, из шифона, ну может быть просвечивала чуть-чуть. Вот после этого в церковь я больше и не ходила. Не хочу!..

Марина.

– Ну что ж, Марина, не хотите – дело, конечно, Ваше. Отвечая на этот вопрос, я лично Вас в церковь звать не буду. Не потому, что не хочу, чтобы пришли. Просто знаю, войдёте (не «зайдёте») в храм Вы только тогда, когда услышите не мой зов, а Божий.

Но расскажу Вам свою историю. Однажды мой близкий друг по имени Анна привезла меня в храм. Я подошла к подсвечнику и зажгла свечу. В этот момент ко мне подскочила какая-то женщина и начала почти кричать: «Вы что, не знаете, что свечу от лампады зажигать нельзя?!» Молиться я уже не смогла. Когда мы ехали обратно, Анна сказала: «Ну что ты-то расстраиваешься? Ты ведь книжки читала, должна всё правильно понимать: если человек живёт без Бога, дьяволу нет нужды им заниматься. А вот если он в храм пришёл Господу помолиться – разве может враг рода человеческого на это смотреть равнодушно? Да он никаких сил не пожалеет, чтобы в обратную сторону его от Христа развернуть». Я ответила, что понимаю, но всё равно обидно.

Прошло, наверное, около месяца, мне позвонила Анна и спросила: «Помнишь ту женщину, которая тебя в храме обидела? Всё хотела с ней поговорить, но она нечасто в церковь заходит, вот сегодня появилась. Я подошла к ней и объяснила, что зажигать свечу от лампадки можно. Просто при этом часто тушится фитиль, и воск капает в масло, поэтому люди стараются зажигать свечу от свечи. Но даже если бы что-то было сделано неправильно, замечание можно сделать тихо и ласково, чтобы человек понял, что вы ему помочь хотите, а не обидеть. И что ты думаешь, эта женщина начала горько плакать. Сокрушаясь, она призналась мне, что грубость – это её больное место, что она работает в торговле, и там у неё из-за этого конфликты случаются, она очень переживала и просила у тебя прощения». Надо ли говорить, что от обиды у меня не осталось и следа.

Зато возникла претензия к себе. Я ведь знаю, Господь призвал не праведных, но грешных, и, переступая порог храма, мы не становимся святыми автоматически. Каждый остаётся при своём, но грубость – это всего лишь прыщ на носу, это то, что всем бросается в глаза, это результат плохого воспитания. Мы же, благовоспитанные, умеем собой владеть, умеем скрывать подлинные чувства и мысли, но… только от людей – Господь всё читает в наших сердцах. Что Ему наши лицемерные улыбочки и «сюси-пуси», если мы внутри себя нарушаем заповедь: «не судите, да не судимы будете»?

Иными словами, есть пороки, видимые глазу, к ним относятся грубость, раздражительность, гневливость, а есть те, которые умеют прятаться и не показываются на глаза даже их обладателю (такие, например, как гордость, тщеславие, осуждение, зависть, памятозлобие и т.д.). И, может быть, когда мы видим чьё-то недостойное поведение, – это наш собственный грех видит и приветствует чужой: «Ау, дружочек! Вот твоему «пациенту» сейчас укажут на то, что ты в нём есть, а я ещё более укоренюсь в своём хозяине через обиду (осуждение) и сознание правоты (гордыня), а потом ещё разовью их в злопамятство».

Ну правда, трудно вынести: как это мне, такому хорошему, воспитанному, умному, доброму, что-то поперёк сказали! Но если бы мы действительно были столь хороши, добры, великодушны, мы бы умели быть снисходительными к чужим слабостям, правда? Тем более, как говорят священники, в осуждение по поводу каких-то недостатков в поведении часто впадают люди, имеющие куда более тяжкие грехи.

13_2005_11b_2

Нет, нет, Марина, я Вас не обвиняю, ясно, что Вам попало ни за что. Но, право же, если Вы мудрая, тонкая, добрая, простите женщину, у которой, может, Бог знает, какая жизнь тяжкая была и сейчас, возможно, не лучше. Поймите, обижающий нас (так же, как и мы сами) искушается духом лукавым, которому противно всякое наше приобщение к Богу (и, кстати, мы являемся вольным или невольным источником этого искушения).

А ещё нужно помнить о том, какой счёт будет предъявлен на Страшном Суде этим людям. Горе тому, через кого соблазн приходит, говорит Христос: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6). Представляете?

Когда мы по незнанию нарушаем какое-то церковное установление, это не страшно, хотя нехорошо. А вот если человек наше молитвенное общение с Господом, может быть, первое в жизни, своим замечанием прерывает, он нарушает сразу две главные евангельские заповеди – о любви к Богу и о любви к человеку.

Когда представишь, каким же суровым будет наказание тому, чьё поведение послужило осуждению Святой Церкви и Спасителя Христа, невольно ужаснёшься, и только в самом чёрством сердце не пронесётся, как молния, прощение, глубину которого так полно выразил иеросхимонах Парфений Киевский: «Господи! Молю тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили или какое-либо зло сделали: не наказывай их меня ради грешнаго, но пролей на них благость Твою».

И ещё надо помнить, ради чего и к Кому мы пришли. Кандидат богословия протоиерей Максим Козлов советует: «Постарайтесь, чтобы некоторые недостатки людей не оказались для вас препятствием на вашем пути к Богу… Если мы будем в церкви искать Христа, а не рассматривать с той или другой стороны достоинства и недостатки людей, то тогда и люди нам встретятся такие глубокие, прекрасные, которых никогда в миру не бывает». А вот это я тоже знаю по собственному опыту.

В общем, в храме так: с чем пришёл – то и нашёл. Но практический совет я всё же дам. Если вам в грубой форме сделали замечание, спросите вежливо: «Простите, добрый человек, есть ли у вас благословение настоятеля учить в храме?» И обязательно надо говорить о таких случаях священнослужителю. Это не ябедничество. Батюшка и вам сможет помочь, но ведь и тот, кто грубость допустил, ещё больше в его помощи нуждается. Наши священники говорят: «Если все будут молчать, как же с грубостью бороться?»

Ирина ДМИТРИЕВА